Россия, Москва

info@ia-centr.ru

ДВИЖЕНИЕ НА ВОСТОК

08.12.2009

Автор:

Теги:

 

 

Не в своей стране, а в Поднебесной предпочитают отдельныеказахстанские бизнесмены развивать свой бизнес. С их точки зрения, вложениесредств в экономику соседнего Китая дает максимальный эффект.

 

Статистика оценивает малый и средний бизнес (МСБ) Китая каксамый динамичный сектор многоукладной китайской экономики. Он обеспечивает 30% ежегодногопромышленного прироста на фоне 5-8%, которые дают индустриальные монстры. Китайскиевласти пытаются всевозможными способами стимулировать экономический ростпредприятий малого бизнеса. Впрочем, и в Казахстане государством оказываетсяпомощь МСБ. Тем не менее, некоторые казахстанские предприниматели предпочитаютвкладывать средства отнюдь не в развитие отечественной экономики. Их взорыобращены в сторону восточного соседа – Китая. На первый взгляд, явление этонесколько странное. Зачем развивать свой бизнес хоть и в близкой вгеографическом плане, но крайне далекой по своей ментальности стране? Тем болеечто в самом Казахстане созданы отнюдь не самые плохие условия дляпредпринимательства. Однако, отмечает известный в деловых кругах бизнесмен Чингиз Сериков, далеко не все такпросто. На самом деле, заметил предприниматель, в Казахстане существует целыйпласт серьезных проблем.

 

 

- Чингиз Тохтарович, почемуКитай, а не Америка или Европа?

- Вы посмотрите, что сегодня творится с бизнесом, например,в Европе! Попробуйте в той же Германии купить булочную. Допустим, она стоит 300тыс. евро. Даже если эти средства имеются, без особого разрешения вы ее неприобретете. Только на оформление бумаг потребуется минимум лет 10. Это первое.Второе – на «старых» рынках нет возможности влиять на политику предприятия, вкоторое вы собираетесь вложить свои деньги. В лучшем случае вам, какнерезиденту позволят купить 10-15% акций, а это не выгодно. В Южной Америке –наркокартели, в странах Африки – постоянная политическая нестабильность.Остаются Россия и Китай. В России - очень дорогой «входной билет», особеннокогда речь идет об инвестициях в сырьевые отрасли экономики. Вот и получается,что на сегодняшний день единственная страна, куда можно эффективно вкладыватьсредства – это Китай.

 

- И чем же привлекаетнаших бизнесменов Поднебесная?

- Прежде всего, порядком и отношением к бизнесу. Достаточносказать, что существуют серьезные налоговые послабления. В зависимости отвеличины вложенных инвестиций иностранные предприниматели на первых порахвообще освобождаются от налогов. Обычно речь идет о периоде от 1 до 3 лет.Добавьте сюда дешевую рабочую силу, буквально, неуемное желание населения КНР кобучению, и особое отношение местных властей к бизнесменам. Я недавно ездил в Китай, и знаете, впервыев своей жизни увидел чиновника с горящими глазами. Это был мэр городаТяньцзинь. Как только мы сообщили ему, что хотим наладить свой бизнес, тут жеуслышали, что никаких вопросов нет – земля бесплатно (это в Китае!),коммуникации и электроэнергия за их счет. Более того, если наинженерно-технические работы, с соответствующим обучением нанимается гражданинКитая, то впоследствии инвестору затраченные средства будут возвращены изместного бюджета.

 

- Интересный подход.

- Именно! И делается это для того, чтобы привлечь инвестиции.10 человек обучил, это уже деньги. Это касается любого инвестора. Логикакитайцев проста - если иностранный инвестор решил открыть предприятие, значит,будет развивать регион. Для того же мэра все это большой плюс, поскольку новоепривлечение капитала в развитие вверенной ему территории является мощнойзащитой его как госслужащего. Это у наших чиновников отношение к бизнесменам,мягко говоря, своеобразное, а в Китае любой чиновник обязан, подчеркиваю,обязан рассмотреть, например, заявление от предпринимателя в течение 7 рабочихдней. Не уложился в срок – пишет объяснение. И если выясняется, что вовремяответ чиновником не был дан по его вине, то его увольнение практическигарантировано. О вымогательстве вообще речи не ведется. Более того, чиновники постоянно курируют производство.Специальный человек каждый месяц ездит по всем совместным предприятиям. Тыможешь время не терять, бегая с бумагами, отчетами и так далее. Они сами к тебеприедут, поинтересуются, как идет бизнес, что нужно, что мешает…

 

- Но Китай славен итем, что часто подделывает товары известных марок. Кто, скажем, не знаетисторию с «Adidas» - «Abibas»…

- Говорят в последние годы с этим все нормально. Если я тамсертифицирую свою марку, товарный знак, а кто-то начинает подделывать товар илиоборудование, которое я выпускаю, то в силу вступает очень жесткий специальныйзакон.  

 

- Но разве вКазахстане этого нет? Вот и Глава государства много говорит о необходимостидвижения навстречу предпринимателям.

- К примеру, некий гражданин имеет деньги, и хочет занятьсябизнесом. Естественно, первый вопрос, который у него возникает – куда именновложить свои средства? Здесь и должно по идее придти на помощь государство,хотя бы в виде предоставления статистической информации. Увы, но такой помощипока не видно. А ведь проблема начинается уже на таможне. В страну поступаетогромное количество товаров различного наименования. При этом существует массамодификаций товаров. Но в наших казахстанских таможенных декларациях подробноне расписывается, что есть что. К примеру, в декларации записывается – «задвижка».Какая именно, не указывается. А это может быть и ДУ-20, и ДУ-150. Разница вцене между ними существенная.

 

- Соответственно однамодификация у нас в стране выпускается, а другая – нет, правильно?     

 - Совершенно верно!Вот и пригодилась бы помощь государства, чтобы подсказать, что нам не нужно 10хлебопекарен в одном районе. Зато вот здесь необходима кожевенная фабрика, тамнадо сделать ткацкие мастерские, а где-то еще наладить производство керамики. Всеэто, между прочим, относится к экономической безопасности государства.

 

- Надо полагать, вКитае дела обстоят иначе?

- Да, в Китае, как в свое время в Советском Союзе, оченьжестко планируют и появление, и деятельность любого вида бизнеса. Допустим,из-за плотности населения в центральном районе Китая ставят одно производствополиэтилена, а вот на юге – уже два. Но в отличие от советского подхода,китайцы вокруг производства полиэтилена создают еще и массу мелких предприятий;есть сырье, а нужны также пакеты, ручки и разовые тарелки и т.д. Понятно, чтокто-то должен распределять, помогать и подсказывать, где надо наладить выпуск ручек,а где чашек-тарелок. Чем как раз и занимается государство, поскольку бизнесэтого делать не станет. Можно говорить в этом случае, что это и есть поддержкасреднего и малого бизнеса? Сомнений нет! У нас же, к сожалению, пока такого ненаблюдается. Люди вкладывают средства, но из-за отсутствия хотя быинформационной поддержки со стороны государства, начинают жесткогоконкурировать между собой, после чего половина предпринимателей разоряются.Выживают только те, кто имеет возможность побеждать на тендерах. Как это имудается это делать, вопрос не по теме. Но витоге получается, что наш малый и средний бизнес неконкурентоспособен намировых рынках.

 

- Печально, конечно.Но, наверное, можно как-то изменить ситуацию?

- Пока можно. На мой взгляд, нам необходимо не только найтисвой действительно востребованный на мировом рынке продукт, но и создаватьвертикально-интегрированные компании с полным циклом производства, начиная отдобычи сырья и завершая изготовлением готового продукта для конечногопотребителя. Вот тогда, как раз и найдется место для настоящего, недекларируемого развития МСБ в Казахстане. Да и наши предприниматели уже небудут смотреть в сторону Китая, в первую очередь, вкладывая средства в развитиесвоей, а не соседней страны.         

Беседовала МадияТОРЕБАЕВА

 

Источник: журнал «Мой Бизнес Казахстан»


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение