«Европейский выбор» Казахстана: самая европейская из центральноазиатских стран или самая центральноазиатская среди европейских

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Казахстанский "путь в Европу" проходит через Россию, Украину и Белоруссию не только в географическом, но геополитическом, геоэкономическом и цивилизационно-культурном отношениях. Выход Европейского Союза к границам постсоветских государств, включение в Евросоюз прибалтийских государств ещё большей мере актуализировали проблемы развития евразийского сотрудничества. Превращение Центральной Азии в начале XXI века в"своеобразный форпост Европы в противодействии таким новым угрозам, как неконтролируемые миграционные потоки, расширяющаяся торговля наркотиками, организованная преступность, религиозный экстремизм и международный терроризм" изменило само понимание евразийской безопасности.4При этом, евразийский "маршрут движения" Казахстана в Европу не получил должного отражения в программе.
«Европейский выбор» Казахстана: самая европейская из центральноазиатских стран или самая центральноазиатская среди европейских

Осипов Николай Иванович:

к.и.н., доцентИнститута АТИСО Евразийской Академии ( г.Уральск, ЗКО)

Выдвижение политическим руководством Казахстана наканунепредседательствования в ОБСЕ внешнеполитической программы " Путь вЕвропу" представляется нам вполне понятным и своевременным ответом на задачи перехода нашей страны кновому качеству отношений с европейскими странами. Стратегическаяприоритетность интенсификации и углубления сотрудничества со странами Европыявляется несомненной в контексте заявленных Казахстаном стратегическихвнешнеполитических ориентиров и приоритетов. Провозглашаемое стремление кповышению конкурентного потенциала, достижению устойчивого экономическогороста, гарантированного социального благополучия, политической модернизации игеополитической обеспеченности реализации национальных интересов Казахстана всовременном мире, становящемся всё больше взаимозависимом и всё менее безопасным.

Понимание мотивов заинтересованности европейцев в Казахстане изначимости развития всестороннего сотрудничества Казахстана с европейскимистранами нашло достаточно полное и чёткое отражение в этом документе. Определеныцели и направления такого сотрудничества на ближайшую и более отдалённуюперспективу. Программа не предусматривает выделения в качестве самостоятельногонаправления сотрудничества - решение проблем международной региональнойбезопасности. Заявленная в программе цель выхода на уровень стратегическогопартнёрства с ведущими европейскимистранами не предполагает выделения отдельной задачи развития сотрудничества всфере международной безопасности. [1]

Данноеумолчание, скорее всего, объясняется нежеланием руководством Казахстана принятияна себя каких либо предварительных обязательств по своему участию в решениипроблем безопасности кроме тех, которые подразумеваются для государства,входящего и уж, тем более, председательствующего в ОБСЕ. Но подобноесоображение, по нашему мнению, не может оправдывать забвение в программе"Путь в Европу" важнейшего направления деятельности ОБСЕ.Геополитические, международно-политические факторы предопределяют дляКазахстана особую историческую миссию "координации азиатской и евро-атлантическойзон безопасности". 2 УчастиеКазахстана в евразийских структурах безопасности (ОДКБ, ШОС, СВМДА) открываетдля Казахстана самые разнообразные возможности успешного выполнения этоймиссии.

Готовность Казахстана как страны-председательницы осуществлять важнуюмиссию ОБСЕ по поддержанию мира и гражданского согласия на всём пространствеответственности этой организации, в странах-партнёрах и в Афганистане,выраженная Президентом нашей страны - это достойный ответ на признание особойроли Казахстана, всей Центральной Азии в деятельности ОБСЕ. 3 Евразийский масштаб и евразийская направленность внешней политики Казахстанапридают особую значительность его председательству в ОБСЕ для стран ЦентральнойАзии и всего постсоветского пространства. В Казахстане они видят представителясвоих интересов в ОБСЕ. Поэтому исключительную обращённость программы к странамЕвропейского Союза нельзя признать верной расстановкой региональных акцентоввнешнеполитического курса Казахстана в отношениях с ОБСЕ.

Казахстанский "путь в Европу" проходит через Россию, Украину иБелоруссию не только в географическом, но геополитическом, геоэкономическом ицивилизационно-культурном отношениях. Выход Европейского Союза к границампостсоветских государств, включение в Евросоюз прибалтийских государств ещёбольшей мере актуализировали проблемы развития евразийского сотрудничества.Превращение Центральной Азии в начале XXI века в"своеобразныйфорпост Европы в противодействии таким новым угрозам, как неконтролируемыемиграционные потоки, расширяющаяся торговля наркотиками, организованнаяпреступность, религиозный экстремизм и международный терроризм" изменилосамо понимание евразийской безопасности. 4 Приэтом, евразийский "маршрут движения" Казахстана в Европу не получилдолжного отражения в программе.

Стратегическое партнёрство с Европой для Казахстана возможно только в евразийском геополитическом игеоэкономическом форматах. Развитиеотношений Казахстана с европейскими странами в гуманитарном, социо-культурном,экологическом и правозащитном направлениях ценно и значимо для Европы (выделено мною - О.Н.) именно в евразийском их понимании и реализации. Оба вывода следуют изсамого содержания программы, но не заявлены в её тексте. Такое умолчаниесоздаёт представление об определённом стремлении Астаны не акцентировать внимания европейцев на евразийскойпредопределённости в осуществлении внешней политики Казахстана.

Срокиреализации программы очевидным образом увязаны с председательством Казахстана вОБСЕ, хотя само это председательство обозначено в ней только, как и одно изнаправлений достижения стратегического партнёрства с Европой в рамках ОБСЕ.Евразийская траектория движения Казахстана в Европу не может и не должна, понашему мнению, хронологически определяться сроками подготовки и осуществленияпредседательства в ОБСЕ. При всём уважении к этой международной организациидаже самое активное участие Казахстана в её деятельности не обеспечит само посебе выход на уровень стратегического казахстанско-европейского партнёрства.

Евро-азиаткостьпространства ОБСЕ при сохранении евро-атлантизма в политико-доктринальныхосновах организации и деятельности этой трансрегиональной международнойуниверсальной организации, европоцентризма в развитии интеграционных процессовв рамках Евросоюза, включающего в себя большинство стран-участников ОБСЕпривели её на рубеже XX и XXIвеков к кризису. Поэтому сегодня первейшая задача для ОБСЕ - реформирование сучётом реалий начала XXI века. В этихобстоятельствах, председательство Казахстана - это одновременно и свидетельствокризиса и проявление понимания необходимости такого реформирования.Стратегическое партнёрство с ведущими европейскими странами может быть реальнодостижимо для Казахстана только в евразийской геополитической проекции. Казахстанское участие в реформировании ОБСЕявится наиболее вероятным направлением движения к казахстанско-европейскомустратегическому партнёрскому сотрудничеству.

Видение"европейского выбора" Казахстана как самостоятельного усвоения опытаи достижений европейцев в развитии рыночной экономики, технологиях, науке,образовании, экологии, обеспечении прав и свобод человека, человеческомразвитии, государственном управлении, воплощённое программе "Путь вЕвропу", никакого отношения к прокламируемой цели этой программы не имеет.Стремление Казахстана стать ближе и понятнее европейцам в экономико-структурноми цивилизационно-культурном и политико-культурном отношениях как раз ипоказывает неготовность Казахстана к партнёрским, а тем более, стратегическимотношениям с Европой в 2011 году и в ближайшие десятилетия. Принятиепреобладающих в Европе представлений о Казахстане как о "проводнике","трансляторе" европейского влияния в Центральной Азии никоим образомне соответствует уровню стратегического партнёрствования.

Сотрудничество Казахстана с европейскими странами вообще, с ЕвропейскимСоюзом, в особенности, в рамках ОБСЕ стратегически значимо для нашей страны, ноиз этого совсем не следует, что данный вывод в равной мере верен и дляЕвросоюза. Многовекторность внешней политики Казахстана в 90-е годы XX -начале XXI вв. определялась объективными обстоятельствами耠и прагматическимисоображениями выбора в ѿользу стратегического лавирования Казахстана междууоперничающими и взаимодействующими центрами силы современного мира. Евразийский вектор внешней политики былодним из приоритетных. Во втором десятилетии XXI века Казахстан сможетоставаться самостоятельным актором международных отношений, только открытопозиционируя себя как евразийское государство, проводящее политику евразийскогостратегического взаимодействия. Председательство в ОБСЕ для Казахстана можетявиться "моментом истины" и стать своего рода международной"трибуной" для заявления Казахстана о своём стратегическом выборе.

Врамках ОБСЕ евразийская внешнеполитическая стратегия Казахстана получаетнаиболее благоприятные возможности для своей реализации по всем направлениямдеятельности этой организации. Пространственно-территориальный потенциал иприродно-ресурсные возможности нашей страны объективно делают её одним изнаиболее значимых партнёров в решении широкого круга проблем безопасности,развития экономического, социально-культурного, экологического и гуманитарногосотрудничества общеевропейского и евразийского масштаба. Участие Казахстана почтиво всех евразийских международных структурах, особые стратегически партнёрскиеотношения Казахстана с Россией приочевидных успехах в экономической и политической модернизациях делают его наиболее предпочтительнымевразийским партнёром и для Евросоюза идля России.

"Европейский выбор" Казахстана стратегически может бытьопределён как "новая версия политической и геоэкономическоймноговекторности". 5 По всейвидимости, именно такое его понимание и исходным для авторов программы"Путь в Европу". Но, по сути, тогда её цель должна быть определена нетермином стратегическое партнёрство, а через понятие казахстанская версия"европеизации Центральной Азии". Председательство Казахстана в ОБСЕтогда действительно - это в первую очередь "репрезентация" регионаЦентральной Азии. 6

Подобное видение "европейского выбора" Казахстана несодержит новогои, на наш взгляд, не соотносится должным образом с возможностями, которыеоткрываются с обретением Казахстаном нового статуса в ОБСЕ. Трёхлетний цикл участиянашей страны в руководстве деятельностью этой международной организациейвыводит Казахстан напрямую на уровень стратегического партнёрства с Европой врешении проблем международной безопасности, гуманитарной безопасности ичеловеческого развития. Чтобы соответствовать такому уровню, Казахстанунеобходимо придерживаться стратегии евразийского партнёрства и репрезентовать вОБСЕ евразийские институты международного сотрудничества, следуя приоритетамевразийской интеграции. Евразийское представительство в ОБСЕ - наиболеедостойный и возможный для Казахстана вариант выхода на уровень стратегическогопартнёрства с интегрирующейся Европой.

Казахстанское "движение вЕвропу" является, конечно же, суверенным выбором в пользу проевропейскойвнешнеполитической ориентации, но "европейский выбор" Казахстана неможет реализовываться просто как один из векторов внешней политики иобязательно предполагает соотнесение с интересами его важнейшего евразийскогостратегического партнёра - России. Программа «Путь в Европу» не содержит этихпринципиальных положений определяющих курс «движения в Европу». Она в большеемере является декларативным внешнеполитическим документом рекламно-агитационного характера. В ней много благихпожеланий, лозунговых заявлений, неопределённых предположений о намерениях.Необходима срочная переработка программы с внесением значительных дополнений иизменений, если Казахстан действительностремится сыграть самостоятельную роль в деятельности ОБСЕ на поступредседателя. Особенно это актуально с учётом тех серьёзных рисков и вызовов, скоторыми придётся, по мнению казахстанского исследователя М. Лаумулина,столкнуться нашей стране на этом посту в 2010 году.

«Европейский выбор» Казахстана требует срочного разрешения двух дилемм: самая европейская изцентральноазиатских стран или самая центральноазиатская среди европейских;евроатлантическая ориентация или евразийская ориентация. Предпочтительность дляКазахстана евразийской стратегии «вхождения в Европу» предопределена исторически, цивилизационно-культурно игеополитически, обусловлена предыдущим опытом внешнеполитической деятельности исообразуется с долговременными национально-государственными интересами нашейстраны

[1] Государственная программа«путь в Европу // Высшее образование в Казахстане. – 2008. - №2. – С.29

2 ОБСЕ и вызовырегиональной безопасности. Алматы, 2009. С.12

3 «Круглыйстол»:роль и перспективы ОБСЕ в современном мире. Алматы. С.23

4 Там же. С.58

5 ОБСЕ ивызовы…С.54-55

6 Там же. С.15

Теги: Казахстан

Поделиться: