Россия, Москва

info@ia-centr.ru

МеніТЈ Елім - Ел бірлігі: Доктрина народного единства.

02.12.2009

Автор:

Теги:


Капанов Хайдар Хисметович – член научно-экспертного совета при АНК, кандидат философских наук, ректор АТиСО 

         «Доктрина»  означает «учение, научная или политическая теория», что уже предполагает профессиональный, научный уровень подхода как к оценке проекта, так и к выдвижению идей и предложений.

Область научных знаний по межэтнике  называется этнология. Этнополитология – как часть этнологии изучает политические устремления этносов по приобретению тех или иных форм государственности, политического и правового статуса, права на самоопределение. В сегодняшнем обсуждении проекта «Доктрины национального единства страны» политологический и социально-филосовский подход и акценты являются доминирующими.

         Важен также региональный взгляд и измерение процессов в межэтнических отношениях. Астана и Алматы как центры разработки и принятия решений должны учитывать фактор пространства и территории страны, где проживают его граждане и различные этнические группы.

         Проект доктрины обобщает весь предыдущий позитивный опыт в сфере  реализации государственной национальной политики. Однако, как оценил в своем докладе на XV-й сессии АНК Н. Назарбаев, это не стало добротным основанием для выдвижения новых идей.  

         Что конкретно можно предложить в этом плане и какие новые идеи могут быть предложены в повестку дня вопросам межэтнических отношений? Ученые АТиСО по итогам общественного обсуждения в формате городского сообщества выносят ряд таких новых идей к Доктрине.

         1. Об идее и названии документа: «Менің Елім - Ел бірлігі: доктрина народного единства».

         Эта идея может быть положена в основу и название доктрины в качестве методологического, социально-философского и историко-культурного основания политико-правового документа (коим является доктрина) и развития общегражданской идентичности единого казахстанского народа. В словосочетании «Менің Елім» естественным образом объединяеются принципы гражданской идентичности – «крови» и «почвы-территория», которая соответственно выступает как взаимосвязанные и ключевые ее критерии.

         Нация-народ Казахстана как политико-территориальная общность различных этносов и этнических групп, исторически объединенные совместным проживанием на исконно казахской земле, обретая «почвенническую» основу способна стать единым сообществом граждан с ясной и предсказуемой перспективой мирного сожительства и созидания общего государства и современной государственности Казахстана.

         По своему глубокому смыслу два понятных и близких для всех понятия: «Мен – Я»  (гражданин – народ) и «Ел - стара» (Казахстан) в большей степени служат идее объединения и дружбы. Это хорошо накладывается на общенациональный менталитет открытости, восприимчивости и дружелюбности народа.

         Сознанию наших людей свойственно легче воспринемать такого рода романтически-окрыленные идеи как  «Менің Елім», нежели строго рациональные как «доктрина». Именно поэтому введение в название документа очеловеченной и именной идеи «Менің Елім» сделает его более близким к восприятию для широких слоев общества с уровнем обыденного сознания, которое в большей степени патриотическое, нежели узконациональное.

         2. Современная национальная культура – стать современной, конкурентноспособной и отвечающей на вызовы новой эпохи нацией – народом можно стать только через развитие. Это цель и составная часть общей модернизации казахстанского общества.   Сама модернизация будет принята обществом, если она даст толчок развитию национальной культуры.

          Современная национальная культура должна быть построена и развита на основе признания современной модели отношения человека и общества, человека и государства, современной модели отношений мужчины и женщины, современной  понимания религии как индивидуального духовного выбора. В ее основе человек, не просто как продукт, а как ее носитель и творец, активно формирующий и защищающий ее.

         3. Евразийская идентичность казахстанского народа – синтез «государственности – национализма – гражданственности - евразийской идеи», во-первых, привлекательно для всех этнических групп; во-вторых, есть предпосылка  и условие консолидации общества; в – третьих, это цивилизационный фактор установления прочного межэтнического и межконфессионального мира; и в-четвертых и главное –  идея евразийской цивилизационной интеграции не означает и не должна повлечь растворение  казахстанской идентичности, она может  выступить только в качестве одного из факторов формирования современной национальной культуры.

         4. Конституционные идеи и принципы как основа национального единства.

В Конституции РК к пониманию термина «народ» заложен наднациональный подход. Согласно преамбуле Конституции, народ Казахстана является учредителем Конституции, проголосовав за нее на общенародном референдуме 30 августа 1995 года. Во – вторых, народ является  источником   и субъектом государственной власти. Это означает, что термин «народ» понимается как политическая общность, т.е. это граждане РК, обладающие политическими правами и свободами по Конституции и естественному праву. Суверенитет народа и созидание  государства на исконно казахской земле – это исходные начала и важнейшие принципы, конституционного строя РК. Их никто не вправе отменить или изменить, кроме самого народа как учредителя нашего Основного закона.

Все иные идеи и проекты – типа «казахской нации», «государствообразующей нации», «нация в Казахстане», «казахской миссии», «титульной нации» и другие - в правовом отношении не закреплены и их использование в официальных документах некорректно и политически ошибочно. На уровне же дискуссий, если они хотят выйти на научный уровень, не следует создавать путаницу в понятиях. Здесь, действительно, пора ставить точки над «i».

         5. Межэтническое, межконфессиональное и межязыковое согласие и сотрудничество как основы государственной национальной политики.

В президентской стратегии деятельность АНК до 2011 года и проекте Доктрины четко указывается на угрозу использования этнорелигиозных факторов в сфере межэтнического взаимодействия, раскола этносов по конфессиональному признаку. Это угрозы общенационального масштаба. Тем более с учетом современной глобальной кризисной ситуации в финансово – экономической сферах проблематика  этноконфессиональных отношений актуализируется под воздействием ряда внутренних и внешних факторов – это исламский  экстремизм и православный шовинизм, сектанство и особенно vip – секты во властных кругах, этносепаратизм. Внешние факторы связаны, во-первых, с растущей активностью международных организаций и центров исламского экстремизма и сектантских движений; во-вторых, соседство с Россией как великой православной державой, претендующая на особую роль  как в христианском мире, так и на постсоветском пространстве; и, в-третьих, политика некоторых западных стран и исламских государств, поддерживающих агрессивную миссионерскую деятельность. Так, территориальные притязания определенных российских кругов вполне могут трансформироваться в этнорелигиозный конфликт.

          Современный Казахстан – это полиэтническое государство, где 16 наиболее многочисленных этнических групп составляют 98,63% населения страны и особенность этнической карты состоит в том, что они имеют выраженные ареалы компактного проживания.1) Безусловно, этот фактор учитывается в политике нашего государства.

         Взаимосвязь межэтнических и межконфессиональных отношений особо значима при попытках наложить на них межязыковые проблемы. Очевидны и на слуху  две: проблема казахского языка и его освоения на пути консолидации самих казахов и проблема двуязычия. По степени знания родного языка казахи разделились на две группы: «нағыз қазақ» и  «шала қазақ».

__________________________________________________________________

    1)Мустафаев Н. «Тезаурус казахстанской этнополитики» - Правила игры. июнь 2009г.с.59

Последние дробятся еще на три группы: манкурты, которые практически не знают ни языка, ни истории, ни культуры; вторая может изъясняться на бытовом казахском языке и третья группа шала қазақ - это те, кто изучил родной язык за годы независимости, но базовым языком для них остается русский язык (Булат Абилов, Кайрат Келимбетов и прочие «младотюрки» во власти и бизнесе).

Поколенчески самым массовым шала қазақ являются те, кому сейчас от 30 до 55 лет и они сейчас  воспроизводят второе, а через внуков и третье поколение шала қазақ.

Гос.расходы на развитие казахского языка на 2009 год составили всего 693 млн. тенге. С учетом того что 70 % населения страны не знают языка и в том числе 50 % самих казахов, то 62 тенге в год на изучение, а тем более на освоение казахского языка -  это похоже больше на иммитацию, нежели желание реально сделать казахский язык главным консолидирующим фактором. Нам надо идти по пути формирования «жана қазақ».

         Проблема двуязычия является самой острой темой. И здесь порой больше поверхностного и  популистского нежели реально сложившегося.

В стране де-юре и де-факто сложилось двуязычие казахского и русского языков. Из ст.7 Конституции РК четко следует:

        1. Граждане РК могут свободно общаться на своем родном языке.

        2. В государственных организациях русский язык приравнен к

казахскому языку.
Реальным двуязычием должны обладать люди, составляющую государственную элиту страны. Для остальных же жестких требований выдвигать не следует, двуязычие должно достигаться  естественным образом за счет смены поколений и качественного  обучения с детства.

          Двуязычие следует понимать не только как необходимость распространения казахского языка, но и сохранения русского языка со  стороны самих казахов и государства. В этом плане Н. Назарбаев внятно и четко на XIV сессии АНК выразил позицию: «Ошибочно противопоставлять казахский язык русскому. Он был и остается языком межнационального общения. В будущем это может стать казахский язык, когда мы им овладеем. Но сегодня эту роль выполняет русский язык»2). Реальное двуязычие  - это дар и его надо использовать с максимальной отдачей для блага всех граждан.

Двуязычные должны иметь преимущество перед одноязычными, а не наоборот. Лучше уж быть в положении Индии, где благодаря сохранению английского языка индуссы стали мировыми лидерами в программном обеспечении чем в положении Туркменистана, где в эпоху Туркмен – баши русский язык извели из  школ и это буквально развалило систему и качество образования.

__________________________________________________________________

2)Н.Назарбаев «Национальное единство – наш стратегический выбор.» Казахстанская правда 27 октября 2009 г.

 В «Менің Елім» заложена также триединство патриотических понятий казахского народа «Менің тілім – менің халқым – менің жерім» (Мой язык - мой народ – моя земля).

Принцип «крови» должен естественным образом дополниться принципом «почвы». Мы, народ Казахстана как политико – территориальная общность разных этнических групп, исторически объединенные проживанием на исконно казахской земле, на одной территории становится главным и ключевым критерием идентификации народа как общности, способствующего всем гражданам стать единым сообществом. Все остальное – родо-племенные и этнические общности, религиозные общности, языковые группы и другие – это вторичные и дополняющие факторы консолидации народа. Как общность граждан нас обьединяет государство. Само государство становиться государством тогда, когда население этой страны само формирует и признает над собой государственную власть как общую волю народа.

         Именно поэтому соединение двух начал – принципа «крови» и принцип «почвы» синтезируется в близкой для всех идеологеме  «Менің Елім» как вековой национальной идее казахского народа – идеи единого народа нашей страны Казахстана. Логичным и символическим, патриотическим и нацеленным на будущее будет правильным дать имя и очеловечить эту светлую идею в названии доктрины «Менің Елім:  Доктрина народного единства».

 


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение