Казахстан-2009: Конституционно-правовые основы национального единства

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Определенное в проекте доктрины понятие «национального единства» логически сопоставимо с аксиологической композицией преамбулы Конституции о народе Казахстана, объединенного общей исторической судьбой, созидающего государственность на исконной казахской земле, сознающем себя миролюбивым гражданским обществом, приверженным идеалам свободы, равенства и согласия, желающем занять достойное место в мировом сообществе, осознающем свою высокую ответственность перед нынешним и будущими поколениями.
Казахстан-2009: Конституционно-правовые основы национального единства

М.Т. Габдуалиев (Уральск, АТиСО)Конституционно-правовые основы национального единства

Определенноев проекте доктрины понятие «национального единства» логически сопоставимо саксиологической композицией преамбулы Конституции о народе Казахстана,объединенного общей исторической судьбой, созидающего государственность наисконной казахской земле, сознающем себя миролюбивым гражданским обществом,приверженным идеалам свободы, равенства и согласия, желающем занять достойноеместо в мировом сообществе, осознающем свою высокую ответственность переднынешним и будущими поколениями.

Как известно, согласно теории конституционного права,преамбула конституции объясняет цели конституции, исторические условия еепринятия. Положения преамбулы имеют важное политическое значение, выступая вкачестве своеобразных ориентиров, способствующих пониманию и применениюосновных положений конституции.

Поэтому говоря о конституционном статусе языков в Республике Казахстан, о конституционном статусе религиозных объединений, оконституционном праве на свободу вероисповедания, конституционном праве насвободу совести, о равенстве всех независимо от происхождения, социальногоположения, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, местажительства и т.д. – необходимо эти конституционные нормы напрямую увязывать сПреамбулой Конституции Республики Казахстан.

Преамбула Конституции имеет существенное значение всоциальном, политическом, идеологическом и юридическом отношениях. Она непросто является сводом политико-правовых деклараций или исторической справкой,но и имеет юридическую силу и составляет своеобразный договор между народом,волей которого освящена Конституция, и государством, выступающим от именинарода. Органы публичной власти и иные субъекты конституционно-правовыхотношений связаны преамбулой в не меньшей мере, чем иными положениямиКонституции.

Последующие положения Конституции, особенно принципыконституционного строя, должны интерпретироваться и применяться с учетомпреамбулы Конституции, ибо именно в ней содержится универсальныйсоциально-политический, нравственный и юридический критерий адекватностиправоприменения.

Первые слова Преамбулы «Мы, народ Казахстана…»выражает сложившийся политический консенсус (согласие) граждан всехнациональностей в Республике Казахстан и объединенных общей историческойсудьбой.

Глава государства Н.А. Назарбаев в своем Выступлениина ХV сессии АНК справедливо отметил, что одним из столпов национальногоединства является наша общая история с ее драматическими событиями. Надо всегдаучитывать их, чтобы имевшие место в прошлом страдания и горькая доля различныхэтносов в будущем не повторялись [1] .

Общность исторической судьбы объединяет всех гражданРеспублики Казахстан. Конституционной ценностью преамбулы Конституции выступаетто, что народ Казахстана независимо от национальности осознает возможностьпроектирования своего общего будущего на своей родной земле в соответствии сидеалами демократии и гражданского общества.

В своем Выступлении Президент РК Н.А. Назарбаевупомянул о политических репрессиях в истории Казахстана, о депортации народов,не по своей воле оказавшихся на земле казахов [2] .Именно на исконной казахской земле (земле предков современных казахов)многонациональный народ Казахстана созидает свою государственность.

Гарантией данного положения выступает ряд нормКонституции Республики Казахстан: статья 14 - о равенстве всех перед законом исудом, статья 7 – о заботе государства о создании условий для изучения иразвития языков народа Казахстана, статья 19 – о праве каждого на пользованиеродным языком и культурой, на свободный выбор языка общения, воспитания,обучения и творчества и др.

Хотелось бы более подробно остановиться на освящениивопросов конституционно-правового статуса языков в Республике Казахстан иконституционно-правовом регулировании права на свободу вероисповедания.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Конституции РК,"в Республике Казахстан государственным является казахский язык".Положение пункта 3 статьи 7 Конституции о том, что "государство заботитьсяо создании условий для изучения и развития языков народа Казахстана",нашло свое развитие в Законе РК от 11 июля 1997 года "О языках вРеспублике Казахстан".

Вопрос о конституционном статусе языков в РеспубликеКазахстан вовлекался в орбиту рассмотрения Конституционным Советом РеспубликиКазахстан. Так, 23 февраля 2007 года Конституционный Совет вынес дополнительноепостановление об истолковании постановления Конституционного Совета РК от 8 мая1997 года №10/2 "Об обращении Президента Республики Казахстан осоответствии Конституции Республики Казахстан представленного на подписьПрезиденту Республики Казахстан Закона Республики Казахстан "О языках вРеспублике Казахстан", принятого Парламентом Республики Казахстан 12 марта1997 года".

При анализе названного закона Конституционный Совет РКв Постановлении от 23 февраля 2007 года сформулировал важную правовую позицию,согласно которой "изконституционного закрепления в качестве государственного следует, что казахскийязык является одним из определяющих факторов государственности Казахстана,символизирует его суверенитет и является элементом конституционно-правовогостатуса Республики, выражающим единство народа Казахстана" . Задачейгосударства является, не вмешиваясь в регулирование языков бытового общения,жестко охранять язык нации, язык государственного управления, язык ведущейкультуры и при этом не допускать дискриминации по мотивам языка.

Конституционный Совет РК постановил, что "верховенство статуса государственного языкаозначает закрепление Конституцией и возможность установления законамиисключительности либо приоритетности его применения в публично-правовой сфере ".Поэтому равенство "в применении в государственных организацияхи органах местного самоуправления государственного казахского и официальноупотребляемого русского языков не означает наделение последнего статусомвторого государственного языка ".

Таким образом, правовая позиция КонституционногоСовета РК о "равенстве языков ",изложенная в Постановлении от 23 февраля 2007 года несет в себе всеобщийуниверсальный характер, выступает базовой ценностью казахстанской демократии,придающей процессу реализации статьи 7 Конституции РК уникальность инеповторимость.

В статье 22 Конституции РК закреплено, что «каждый имеет право на свободу совести» .Под свободой совести понимается право каждого человека самостоятельно решатьвопрос о своем отношении к религии (быть верующим или атеистом).

В Международном пакте о гражданских иполитических правах, принятого резолюцией 2200А (XXI) Генеральной АссамблеиОрганизации Объединенных Наций от 16 декабря 1966 года, ратифицированногоЗаконом Республики Казахстан от 28 ноября 2005 года № 91-III и являющегося всоответствии с пунктом 1 статьи 4 Конституции составной частью действующегоправа Казахстана, закреплено, что «каждый человек имеет право на свободу мысли,совести и религии. Это право включает в себя иметь или принимать религию илиубеждения по своему выбору и свободу исповедовать свою религию и убеждения какединолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком, вотправлении культа, выполнении религиозных и ритуальных обрядов и учении» (п.1ст.18).

Осуществление индивидами своего конституционного правана свободу совести в какой бы форме последняя не выражалась, не может являтьсяоснованием ограничения его правосубъектности, гарантированной статьей 13Конституции.

Таким образом, современная практика реализации некоторыхнорм Основного закона характеризуются проблемой расхождения фактическихконституционных отношений и конституционных норм, направленных на ихрегулирование. Хотя КонституцияРеспублики Казахстан обладает огромным потенциалом и является юридическойосновой национального единства – необходимо признать: Конституция не панацея отвсех бед. Закон – это всегда схема, а реальная жизнь сложнее любых схем.Абсолютизировать юридические средства и механизмы не стоит, но и игнорироватьих также не следует.

[1] См.:Н.А. Назарбаев. Национальное единство наш стратегический выбор //Казахстанскаяправда, 2009. 27 октября. С.2.

[2] См.: Там же.


Теги: Казахстан

Поделиться: