Казахстан-2009:Проблема этнической сaмодостаточности.

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
В истории Казахстана выделяют три поворотных этапа модернизации, которые имели кардинальные последствия и для казахов, и для представителей других национальностей, и для формирования полиэтнического мультикультурного общества. Первый этап модернизации охватывает исторический период вхождения Казахстана в состав Российской империи. Второй этап модернизации охватывает период пребывания Казахстана в составе СССР. Третий этап модернизации начался с 1992 года.
Казахстан-2009:Проблема этнической сaмодостаточности.

Капанов Кайнар (Уральск, АТиСО) Проблема этнической сомодостаточности и опыт советской модернизации: идеи для современности.

1. К постановке проблемы и ее аргументации.

Как обеспечить качество межэтнического и межкультурного взаимодействия? Межэтнические отношения складываются по поводу стремления этносов к достижению самодостаточности как высшей оценки этнической субъективности и субъектности.

В результате взаимодействия различных этносов, образования полиэтнических государств, имущественного расслоения, конкуренции культур этносы начинают утрачивать это качество. Они перестают быть обществами и становятся общностями. Именно на этой основе и начинают возникать этнические проблемы – языковые, культурные, территориальные, как стремление вернуть или восполнить утраченную самодостаточность.

Создание этнической самодостаточности на пути уничтожения, завоевания «конкурентов», обособления и закрытости всегда заканчивается неудачей. В современных условиях самодостаточность возможна лишь на основе взаимодействия различных социально-этнических субъектов. Условия, характер и содержание самодостаточности казахов и других этносов Казахстана исторически изменялась по мере складывания полиэтнического состава населения, совместных форм жизни, механизмов сотрудничества.

В истории Казахстана выделяют три поворотных этапа модернизации, которые имели кардинальные последствия и для казахов, и для представителей других национальностей, и для формирования полиэтнического мультикультурного общества. Первый этап модернизации охватывает исторический период вхождения Казахстана в состав Российской империи. Второй этап модернизации охватывает период пребывания Казахстана в составе СССР. Третий этап модернизации начался с 1992 года.

Модернизационные процессы в Казахстане актуализируют проблему сохранения и развития традиционной системы этнокультурных ценностей во взаимодействии с общеказахстанскими и общечеловеческими. Недооценка или переоценка этнокультурного фактора может привести к негативным последствиям в социальной реальности. Потребность инкорпорации этнокультурных ценностей в контексте современного образовательного процесса связана с поиском основ надэтнической консолидации казахстанского общества, с необходимостью консолидации общества, сохранения единого социокультурного пространства страны, с необходимостью создания единого гуманитарного пространства в рамках СНГ, с модернизацией процессов в сфере культуры и образования.

2. Об организации современного образования.

Необходима интегративная идеология как система взглядов и ценностей, приверженность которым превращает некую совокупность людей в народ, т.е. в политически и исторически дееспособную ценность. Идеология собирания многообразия Республики Казахстан и на демократической основе, ориентированная не на подавление различий, а на поиск возможного способа конструктивного взаимодействия. У Казахстана высокий потенциал, чтобы быть истинно интернациональным государством, необходима политическая интернациональная сила, созданная «снизу».

От организаций современного образовательного процесса во многом зависят уровень межэтнического общения, сохранение культурной самоидентичности и поиска новых путей взаимодействия. Необходимость поликультурного образования ставит перед обществом и системой образования задачу формирования поликультурного преподавателя-профессионала, обладающего способностью к системному анализу современных проблем.

3. О проблеме мультикультурализма. Мультикультурализм абсолютизирует роль культуры в ущерб социально-экономическим факторам. Способность мультикультурализма в том, что он отдает предпочтение различию и игнорирует общее. Чистых культур, особенно в наше время, не бывает, стремление к ним не просто утопично, но и опасно, так как чревато расколом общества и государства. Вместе с тем, безусловно, сохранение культурного многообразия, необходимо.

[1] См.: Н.А. Назарбаев. Национальное единство наш стратегический выбор //Казахстанская правда, 2009. 27 октября. С.2.

[2] См.: Там же.

Теги: Казахстан

Поделиться: