Доктрина национального единства - Конфликт ценностных течений

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Доктрину национального единства необходимо рассмотреть и с точки зрения взаимодействия, взаимовлияния национальной (в этническом смысле) культуры и модернизации. Конфликт этих ценностных течений похоронил не одну модернизационную программу. В единстве и взаимной поддержке национальной культуры и модернизации заключен шанс на состоятельность и того и другого. Поэтому, на мой взгляд, одной из главных целей национальной политики должно стать содействие государства формированию в обществе современной национальной культуры. Достижение этой цели будет означать успех модернизации, и сама модернизация будет принята, если она даст толчок развитию национальной культуры.
Доктрина национального единства - Конфликт  ценностных течений

Развернутая и полная версия основных идей и предложений уральских ученых к проекту «Доктрина национального единства»

1.Кульматов Сагындык (Уральск, АТиСО)

О развитии идеи взаимосвязи модернизации и национальной казахской культуры.

1. К обоснованию идеи.

Доктрину национального единства необходимо рассмотреть и с точки зрения взаимодействия, взаимовлияния национальной (в этническом смысле) культуры и модернизации. Конфликт этих ценностных течений похоронил не одну модернизационную программу. В единстве и взаимной поддержке национальной культуры и модернизации заключен шанс на состоятельность и того и другого. Поэтому, на мой взгляд, одной из главных целей национальной политики должно стать содействие государства формированию в обществе современной национальной культуры. Достижение этой цели будет означать успех модернизации, и сама модернизация будет принята, если она даст толчок развитию национальной культуры.

2. Контент идеи.

Что значит современная национальная культура и что в ней основное, главное?

По моему, это то ,что она должна быть построена и развита на основе признания современной модели отношения человека и общества, человека и государства, современной модели отношений мужчины и женщины, современной понимания религии как индивидуального духовного выбора.

В ее основе человек, не просто как продукт культуры, а как ее носитель и творец, активно формирующий и защищающий ее. В открытом, информационно прозрачном поле поли- или мульти- культурного современного мирового сообщества выживает и свободно развивается лишь такая культура. Ее сила во взаимной связи и ответственности общества, с одной стороны и отдельного человека с другой. Ее сила в ее современности одной стороны и особости, национальной уникальности с другой стороны

Хотелось бы обратить ваше внимание на то, что о задачах развития и формирования культуры в таком понимании постоянно говорит наш президент. Конкурентоспособная нация, интеллектуальная нация как цель и итог модернизации вот основной содержание его недавних обращений и выступлений.

3. Прямые результаты.

Конечно, задача формирования полноценной современной национальной культуры найдет свое полное решение, когда вырастут новые поколения, родившиеся в независимом Казахстане, но уже сам процесс, движение в этом направлении сыграет огромную объединяющую роль для казахского этноса. Все кому важна казахская национальная культура, могут внести свой вклад, потому что ни у кого нет монополии на истину, что действительно национальное, а что нет, что действительно современное, а что нет. Это определит будущее. Значимые вытекающие моменты.

2. Осипов Николай (Уральск, АТиСО) О евразийской цивилизационной идентичности как факторе формирования казахстанской нации.

Евразийская цивилизационная идентичность Казахстана сложилась исторически в ходе многовекового межкультурного взаимодействия на его территории многих этносов и этнических групп. Она продолжилось в рамках российской имперской и советской имперской-государственности, когда народы Казахстана испытали и восприняли мощное модернизационное социально-экономическое, социально-культурное и политическое воздействие.

Евразийская цивилизационная идентичность образовалась на основе межкультурного синтеза, как высшей типа межэтнического и межкультурного взаимодействия. Общность исторической судьбы, общность культурного наследия, ценностей сплотили этносы и этнические группы страны в единый казахстанский народ, который в 1991 году сделал выбор в пользу образования независимого казахстанского государства.

Казахстанский народ сложился как своеобразная евразийская межэтническая, тюрко-славянская, преимущественно, межконфессиональная общность, отличающаяся высокой степенью толерантностью, единством традиций, ценностей, культурных ориентаций и практик. Евразийская идентичность - это исторически сложившаяся данность, общее наше цивилизационно-культурное наследие. Поэтому она может и должна стать фундаментом гражданского согласия и национального единения, более того, ориентиром, вектором движения по пути преобразования казахстанского народа в казахстанскую евразийскую этно-гражданскую нацию.

Исходя из перспектив достижения национального единства, важно в "Доктрину национального единства" внести понятия "казахстанская евразийская цивилизационно-культурная " идентичность, "евразийская духовно-культурная общность ", "евразийское этно-гражданское национальное единство ". Этими понятиями адекватно передаётся своеобразие цивилизационно-культурных и духовных основ формирования казахстанской нации. Принятие и утверждение этих принципиальных идейных положений, объективно отражающих казахстанские реалии, открывает созидательные перспективы построения казахстанского национального единства.

"Евразийскость" казахстанской общности не отрицает, а, наоборот, усиливает преимущественную роль казахского этноса, поскольку он был и остаётся государствообразующим. Казахский народ, осознав и приняв свою евразийскую природу, сможет взять на себя инициативу и выполнить великую историческую миссию объединения этносов и этнических групп на казахской земле в единую евразийскую нацию. Евразийская идентичность - это единственно реальная цивилизационно-культурная основа сплочения и объединия полиэтнического, поликонфессионального казахстанского народа в казахстанскую нацию.

Теги: Казахстан

Поделиться: