Хайдар Капанов: "вспоминаю, как тяжело начинался процесс укрепления связей между Россией и Казахстаном".

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Откровенно говоря, сразу вспоминается, как тяжело начинался процесс укрепления двусторонних связей между нашими странами. Наиболее яркий пример – откровенно холодное отношение интеллектуальной и политической элиты России к идее «евразийства», которую впервые озвучил Н.Назарбаев в своем выступлении в МГУ в 1994 году.
Хайдар Капанов: "вспоминаю, как тяжело начинался процесс укрепления связей между Россией и Казахстаном".

ИАЦ МГУ :Перейдем к российско-казахстанским отношениям. Что вы ждете от укрепленияроссийско-казахстанских отношений в первую очередь на уровне научных элит,укрепления студенческих связей, научных связей? Что бы мы могли привнести изРоссии к вам?

Хайдар Капанов: Откровенно говоря, сразу вспоминается, как тяжело начиналсяпроцесс укрепления двусторонних связей между нашими странами. Наиболее яркийпример – откровенно холодное отношение интеллектуальной и политической элитыРоссии к идее «евразийства», которую впервые озвучил Н.Назарбаев в своемвыступлении в МГУ в 1994 году.

Но все же процесс укрепления связей пошел, и надо отметить, чтолокомотивом движения стали высшие школы двух стран. При чем, с казахстанскойстороны это, в первую очередь, как ни странно, частные ВУЗ-ы. Очень мешал, и мешает сейчас, чрезмерный уровень централизации, когдавсякая инициатива давится на корню. Поэтому инициативу больше демонстрировалирегиональные силы. Так зародился ряд проектов, в том числе и в Уральске.

Мы укрепляем связи не только с Москвой, но и с региональнымивысшими школами, в первую очередь, конечно, это университеты приграничных снами регионов. Все это порождает разнонаправленность подходов, разные школы даютсвое видение ситуации, и для Казахстана это несомненное благо. Когда не однаверсия подается на стол нашему правительству, чиновникам, а хотя бы две-три. Я думаю, что первый этап нашей совместной работы мы прошли в2002-2003 гг. Сейчас задача состоит в том, чтобы повышать качество этой работы.Поэтому важно поднимать качество научных экспертиз, совместной научной работы.

Безусловно важно, с точки зрения того, чтобы у нас была свежаякровь, включение в научный процесс молодых ученых, студентов и аспирантов. Ясчитаю, что ребята, которые начали заниматься профессионально Казахстаном свашей стороны и соответственно, с нашей, казахстанской стороны – это уже оченьмногого стоит. Межпоколенческий аспект, безусловно, важен. Новые идеи также имеют очень большуюважность.

Чего мы хотим, когда говорим о том, чтобы процесс научных, образовательных контактов развивался? Это,безусловно, очень хорошее согласование по совместным задачам, их обсуждение. Ичтобы эта вся работа была четко и правильно расписана, организована,буквально пошагово. При таких обстоятельствах мы не будем растягивать на годто, что можно сделать за две недели. Я считаю, что теми силами, которые есть,это вполне можно делать. Надо открывать новые публичные площадки не только навашей территории, но и в Казахстане, чтобы как можно большее количество людейзнало о том, над чем трудятся наши интеллектуалов . Чтобы это неоставалось продуктом обсуждения пяти-шести человек.

ИАЦ МГУ:Еще один вопрос: на ваш взгляд, на сколько казахстанская научная элита готова кукреплению сотрудничества с Россией? Удивляет тенденция: частный инстиутприглашает молодых ученых ведущих российских ВУЗ-ов для укрепленияказахстанско-российских отношений.

Хайдар Капанов: Я неслучайно упоминал, если мы говорим о централизации, монополизации, это,безусловно, касается образовательной сферы и научно-образовательных структур. Авот если все будет под козырьком «а можно ли?», «а стоит ли?», то любой проектумрет еще на этапе его зарождения. При чем боязнь инициативы зачастую принимаетгротескные формы.

Например, взять нашсовместный с ИСАА МГУ по востоковедческому образованию, успешно реализованный вУральске. Декан востфака, он же председатель УМО по востоковедению, снял свойдоклад и… пропал. Был скандал, когда 58 ВУЗов России приехало представлять своиидеи, а у нас было представлено только 7 ВУЗов, которые ведут востоковедческиепрограммы, в том числе и частный ВУЗ – наш АТИСО. И нам, конечно, было стыдно.

Боязнь инициативы, следование принципу "дадут команду,согласуют – буду работать, нет – не буду" привело к тому, чтогосударственный сектор в нашей работе практически не представлен.

Многие увлеклись в образовании поиском средств к существованию,т.е. зарабатывают на образовании, зарабатывают очень много. И, соответственно, много средств ифизических, и интеллектуальных, тратят непонятно на что, а науки, прикладныеисследования, которые важны в нашей сфере – регрессируют.

Это привело к тому, что если брать ту же политологическую сферу,то у нас в Казахстане она практически отсутствует, как научное направление. Экономисты могут написатьсхему пространственного развития экономического районирования может быть, натри порядка хуже, чем это ранее делал совет образовательных сил, но делают. Новы сами прекрасно понимаете, что в таких вещах нужен комплексный,междисциплинарный подход. А для этого необходимы специалисты, кадры. А если ихнет, то у нас получается такая полураскрытая картинка на регион, на исследуемуютему.

ИАЦ МГУ:Спасибо. И еще один, наверно последний, вопрос. Что бы вы моглипосоветовать молодым ученым, которые изучают Казахстан вот в тех непростыхусловиях формирования российско-казахстанских, в первую очередь научных,связей? На что нам опираться? Что нам нужно увидеть?

Хайдар Капанов :Прежде всего важно то, что в Уральск приехали молодые российские ученые. Надо знать материал. Надо знать страну.Безусловно, узнавать ее не в рамках такого короткого визита, а регулярнообщаться с людьми, брать интервью, то есть создавать картину черезразличных представителей нашего общества, и в первую очередь через аул.

Потомучто я прекрасно понимаю, что вы читаете. В лучшем случае, интернет, допустим, zonakz. А это оченьузкая картина. Лучшее средство – общественное мнение. Это первая плоскость.

Вторая, безусловно, связана с тем, что надо анализировать информацию, котораяимеется в Казахстане, причем не только в русскоязычной прессе, но и вказахскоязычной. Поэтому, безусловно, надо изучать казахский язык. Третиймомент – я считаю, для молодых ученых нужно почащеустраивать диалоговые площадки между своими сверстниками здесь, в Казахстане,либо в России.

Перед началом учебного года оренбуржцы организовали международныйстуденческий форум, сто человек с обеих сторон. Получилась очень интересная ипродуктивная дискуссия. Главным субъектом должны становиться молодежныеструктуры, их объединения.

Проблема в том, что, на мой взгляд, уровень этих отношений междунашими государствами во многом построен на субъективной основе. Есть умныйруководитель, понимающий, нацеленный на такое сотрудничество. А может его и небыть.

Я думаю, вам повезло, что у вас есть такая глыба, как Пивовар, не менее«глыбистый» Власов. Это благо, это надо ценить и максимально учиться вещам,которые они сейчас проецируют на Казахстан. Особенно Власов. Я считаю, что онпосол мира от России, и не только от России, но и от нашей страны. И делаетпорой больше, чем наши казахстанские аналитики. Он дает объективную картину.Кто бы ему ни заказывал эту работу. Вот уровень, на который надо выходить вам.Чего и желаю в публичной жизни. Успехов вам, ребята.

Поделиться: