Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Глобализация на рынке труда

29.11.2009

Автор:

Теги:

Ольга Грузина

Глобализация на рынке труда

Одним из актуальных явлений современности является глобализация. Это процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации.

Рынок труда является важнейшей подсистемой экономики и служит одним из наиболее достоверных индикаторов ее изменений. Актуальность исследования мирового рынка труда в условиях глобализации определяется как значимостью подсистемы рынка труда для современной рыночной экономики, так и необходимостью осмыслить те изменения, которые произошли за последние двадцать лет в мировой экономике, а также влиянием происходящих процессов на трудовые отношения. В связи с глобализацией мировой экономики встает вопрос о глобализации мирового рынка труда. Глубокие перемены в процессах трудовой деятельности, в организации труда, в структуре занятости, в трудовых отношениях ставят перед экономической наукой проблему эволюции мирового рынка труда. В этих условиях на первый план выходит изучение вопросов международной миграции и проблем международного регулирования трудовых отношений.

Основным следствием является мировое разделение труда, миграция в масштабах всей планеты капитала, человеческих и производственных ресурсов, стандартизация экономических и технологических процессов, сближение и слияние культур разных стран.

В данной работе я рассматриваю три наиболее важных явления, порожденных глобализацией: миграция работников и появление межнационального рынка труда, вопрос об образовании как начальном этапе подготовки кадров, проблема центра и периферии производства.

Миграция

Первоначально, стоит выяснить, что представляет собой международная трудовая миграция. Это процесс эмиграции и иммиграции людей в трудоспособном возрасте с целью получения работы вне своей страны проживания в течение определенного периода времени. В основе международной миграции лежит интернационализация хозяйственной жизни и неравномерность развития мировой экономики, которая приобрела глобальный характер, создав предпосылки для возникновения мирового рынка рабочей силы. Количественный состав легальных мигрантов насчитывает до 200 миллионов человек, из которых половина - это выходцы из развивающихся стран.

Динамика глобализации делает существующие территориальные и экономические границы легко проницаемыми, поэтому наиболее острым вопросом на сегодня является процесс «разрушения границ». Передвижение людей из одной страны в другую становится более свободным и доступным, это вызывает такие проблемы как:

неравномерность миграции (есть избранные направления потока мигрантов);

непостоянность миграционного потока (появилось такое явление как «сезонные миграции», часто связано с сезонным характером работ);

социальная неполноценность (происходит «разрыв» семьи: на первое время работники уезжают одни, а их семьи остаются на родине).

Как распределить и использовать трудовые ресурсы, при условии «стирания границ» приобретает все большую актуальность. Отсюда возникает вопрос: какой должна оказаться степень государственного регулирования рынка труда: национальной (в рамках государства) или наднациональной (в рамках определенного объединения). Процессы, связанные с глобализацией на рынке труда задают свои направления и влияют на три главных параметра: спрос на труд, предложение труда и цена труда.

 

 

Таблица 1

Направления формирования глобального рынка труда

Спрос на труд

Предложение труда

Цена труда

- оффшоринг (передача

определенных видов работ из из одних стран в другие),

- иностранные инвестиции,

- деятельность ТНК и

международных компаний,

- трудовая миграция,

- формирование мирового

образовательного пространства,

- изменение профиля

компетенций персонала

- профессиональная и

региональная дифференциация.

 

 

Говоря о трудовой миграции и последствиях, которые оказывают влияние на страну-реципиент, то здесь можно отметить свои негативные стороны и проблемы, вызванные этим явлением:

Во-первых, более активные приезжие работники создают конкуренцию и вытесняют привыкшее к более размеренному образу жизни население принимающей страны. В этом вопросе можно рассмотреть два наиболее распространенных типа миграции «белые» и «синие воротнички». «Белые воротнички» - это, как правило, специалисты. Они занимают высокие должности, тем самым, ограничивая и лишая рабочих мест работников принимающей страны. Цель нанять специалиста более высокого уровня преследует сам работодатель. Он заинтересован в том, чтобы должность была занята более квалифицированным специалистом, особенно это заметно в науке, где растет значение иностранных экспертов для национального престижа ученых. Поэтому, часто предпочтение отдается приезжим рабочим. Что касается «синих воротничков», то здесь важно не качество, а количество. Приезжих привлекают условия: им предлагают зарплаты, которые выше, чем на их родине, обеспечивают временным жильем. Работодатель заинтересован в работнике, которому можно платить минимальную зарплату. Получается такая ситуация: работники принимающей страны не готовы работать за такие деньги, работодатель соглашается на работника-мигранта, согласного с условиями, а работник принимающей страны рискует остаться без работы. Рынок трудоустройства постепенно переполняется приезжими работниками. Как отметил исследователь К. Валаксис, происходит так называемый разрыв между «включенными», то есть теми, кто имеет хорошо оплачиваемую работу, и «исключенными» из социальной жизни.

Во-вторых, проблема «настроения» приезжих работников. Работник-мигрант всегда чувствует свое «ущемление в правах», и осознает, что члены общества принимающей стороны всегда стоят на уровень выше. Оформление огромного количество документов, подтверждающих законность пребывания мигранта-работника в чужой стране, повышенное внимание со стороны правоохранительных органов. Неравные права, с одной стороны, способствуют защите прав и возможностей своих граждан, с другой стороны, может разжечь конфликты. Также в некоторых странах Запада можно наблюдать процесс ужесточения иммиграционного законодательства. Страны-реципиенты резко ограничили въезд иностранных граждан, сохраняя определенный исключения для квалифицированных кадров, материально поощряются отъезд иностранных рабочих (в ряде случаев, прибегают к насильственному выселению).

В-третьих, существует проблема межконфессиональной диффузии и вытекающих из нее противоречий. Например, это ярко иллюстрирует вопрос о принятии Турции в ЕС. Одной из неофициальных причин отказа ЕС была реальная угроза после открытия границ иммиграция работников из страны, где 60 миллионов мусульман, многие из которых безработные. Сталкивание разных религий происходит по-разному: они либо поглощаются, ассимилируя друг друга, либо наоборот, ни в коем случае не допускают взаимного проникновения (как, например, ислам). Второй аспект этой проблемы заключается в том, что работники-мигранты выступают миссионерами: их воздействие может быть как косвенным (например, брак с жителем принимающей страны, обращение его в свою веру), так и прямым (пропаганда).

 

Образование

 

Существенную роль при становлении процессов глобализации и интернационализации играет кросскультурный (кросскоммуникационный) принцип взаимодействия наций, основанный на объединении и синтезе основных, базовых положений функционирования общества. Центральную роль здесь до сих пор играло образование, которое и подготавливало фундаментальный потенциал развития глобализации.

Глобализация сегодня является важной проблемой для высшего образования, так как от внедрения в процесс образования составляющих элементов глобализации и интернационализации зависит, в сущности, сама модель будущей системы образования, или иначе - уровень квалификации трудовых ресурсов. Лишь в последнее десятилетие выстроена система направлений глобализации на государственные системы образования (в основном, это высшая ступень образования, то есть университеты, институты, академии, где ведется подготовка экономически значимого ресурса - специализированных кадров).

Глобализация развивает потребность получить более высокое и качественное образование, формируя единый стандарт. Например, формируются ВУЗы - эталоны образования, общепризнанные мировыми сообществами.

Если, например, сопоставить Гарвардский Университет, Московский университет и Национальный университет Сингапура, то здесь приоритет, несомненно, будет на стороне Гарварда. Такой выбор будет определять репутация университета, высокопрофессиональные преподаватели, успешные выпускники и, что не менее важно, финансовые инвестиции в развитие. Все это формирует престиж учебного заведения, ставит на высокий уровень, который другие университеты будут стремиться достичь. В условиях глобализации крупные учебные заведения концентрируют в себе крупный капитал. Это можно проследить по ценовой политике за семестр обучения:

 

Таблица 2

Сравнение стоимости обучения в высшем учебном заведении за 2008/09 год (в $)

Гарвард

Стенфорд

Йельский

Колумбийский

университеты

Университет

Франции и

Германии

Оксфорд

МГУ,

МГИМО,

ГУ-ВШЭ

Национальный

Университет

Сингапура

Университеты

Японии

35 000

800-1200 (так

как до

недавнего

времени

образование

было

исключительо

бесплатным)

40 000

5 000-

9 000

24 000

4 000

 

 

Не менее важным становиться вопрос о привлечении студентов на учебу и распространение образовательного стандарта через филиалы. Например, в 1991 при поддержке Калифорнийского университета в  Ереване  был основан Американский университет Армении.

Итак, выделим ключевые проблемы, решение которых образует область совместного плодотворного существования глобализации и образования:

стратегии интернационализации;

транснациональное образование;

обеспечение международного качества;

региональное и межрегиональное сотрудничество;

информационная и коммуникационная технологии и виртуальные университеты;

проблемы равенства и доступности образования;

расширение базы систем контроля качества (имеются в виду новые критерии, вторгающиеся в производство знания через контекст его приложения), что подразумевает возрастание внутренних противоречий между разноплановыми интеллектуальными, социальными, экономическими и политическими интересами)

Глобализация не является исключительно отрицательным явлением для организации университетского образования - ее положительные следствия могут быть осознаны и использованы только в том случае, если университеты включатся в настойчиво предлагаемый ею процесс информатизации и международных коммуникаций. Глобализация образования не должна пониматься в качестве гомогенизации или, что еще опаснее, в качестве средства экономического доминирования; скорее, ее следует воспринимать как режим производства тождества и различия для социальных структур.

 

Труд. Производство

 

Стоит отметить два сформировавшихся центра производства: развитые страны и страны «третьего мира». Знаменательно то, что оба типа участвуют в производстве, но их роль различна. "Brain trust" находится преимущественно в Европе и Соединенных Штатах Америки. Это центр разработок IT, high-tech технологий, дизайна, моды, это центр идей и планов по их дальнейшему осуществлению. Наоборот, реализация этих идей происходит в странах «третьего мира». Это определяет ряд факторов:

1. дешевое строительство заводов по производству;

2.покладистость и усидчивость работников, готовность выполнять монотонную работу;

3.готовность работать за более низкие деньги;

4.предложения работодателей рассматриваются не только напрямую для выгоды соискателей, но и для пользы самой страны (например, в Индии: индийским программистам дают работу писать коды, работа монотонная, но хорошо оплачиваемая. Главными источниками доходов Индии является сельское хозяйство и туризм, поэтому страна заинтересована в том, что появляется новая сфера источника дохода).

Но, несмотря на все эти явления проблема в том, что львиная доля капитала остается и не выходит из развитых стран. Выгода и финансовый поток развивающихся стран остается минимальным.

Можно рассмотреть это явление через пример популярных call-центров. Часто ситуация происходит так: гражданин Америки звонит по городскому телефону заказать продукты или медикаменты. Линию переключают на звонок в Индию. На другом конце провода принимает заказ индийская девушка, хорошо говорящая по-английски. Гражданин не платит за междугородний звонок - это оплачивается компанией - поставщиком услуги. В итоге зарплата, которая выдается индийской девушке, во много раз компенсирует стоимость звонка по междугородней связи (не говоря уже о применении современных call-технологий, таких как программа skype).

Проблемы, возникающие в результате глобализации на рынке труда:

Происходит «brain drain», так называемая утечка мозгов, страны мейнстрима заинтересованы в привлечении молодых специалистов, высокого уровня образования. Также принимающей стране выгодно, чтобы приезжали красивые люди (знаменитости, актеры, модели), здоровые люди (спортсмены). Но это чревато последствиями для страны, из которой уезжают - если уедут все самые умные, красивые и здоровые, то кто останется формировать генофонд? Некоторые развивающиеся страны рассматривают эту проблему как угрозу национальному развитию, поскольку неограниченная эмиграция ведет к истощению ценных человеческих ресурсов.

Экономическое развитие стало вредить не только экосистеме Земли, но и личности человека. Действия транснациональных компаний на мировом рынке диктуют потребителям правила, направление и стиль потребления. Таким образом, происходит навязывание ценностей и установок, которыми слепо руководствуются люди. Происходит изменение социальных ценностей: стремление заработать деньги стоит выше семейных ценностей. Происходит временный «разрыв» семьи. Преимущественно мигрируют главы семьей, представители мужского пола, что создает дисбаланс как на их родине (преобладает женское население), так и в принимающей стране. Например, ситуация в ОАЭ: по статистике население страны 500 тысяч человек, из них 400 тысяч - мужское, 100 тысяч - женское. Такой дисбаланс вызван притоком рабочей силы - около 200 тысяч мигрантов, в основном арабов и индусов, преимущественно занятых в сфере услуг.

Технологические изменения, связанные с компьютеризацией и информатизацией производственной деятельности, ведут к возрастанию роли «прошлого труда», воплощенного в компьютерах, программных средствах и роботах, за счет уменьшения роли живого труда. Отсюда вытекают два последствия:

наблюдается устойчивая массовая безработица;

нарушается процесс сохранения прибыли и обостряется уже существующая проблема ее реализации.

Также развивается тенденция - снижение уровня зарплаты для малоквалифицированных работников. Получается, что «экономика» преодолевает границы государств, но «политика» капитализма остается националистической, с ярко выраженным стремлением к изоляции. Основной причиной массовой безработицы в развитых странах все же стоит считать не переполненность рынка труда предложениями, а разветвленную систему социальной помощи, что уменьшает стимулы к поиску работы, снижает уровень реальной заработной платы.

Итак, следует отметить все более усиливающуюся роль глобализации на рынок труда, на образование как процесс подготовки кадров и на производство. Работодатели и работники занимают активную позицию по распространению данного явления, приветствуется введения стандарта образования, перенесения производства из развитых стран в развивающиеся, с сохранением капитала в первых. Негативное влияние глобализации на эти процессы еще не столь уловимо. Но уже видны зачатки противодействия этому явлению: как со стороны развитых стран (повышенный приток людей, опасение дисбаланса населения, создание конкуренции местным работникам), так и со стороны развивающихся стран («утечка мозгов», изменение генофонда).


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение