Россия, Москва

info@ia-centr.ru

В Дагестане не страшно отдыхать по знакомству

29.11.2009

Автор:

Теги:

 Развитие экономики и обеспечение массовой занятости дагестанские эксперты связывают с возрождением в республике туризма. Известно, что один турист дает несколько рабочих мест. На желтом песчаном побережье Дагестана расположено около 150 баз отдыха, пансионатов, санаториев, пионерских лагерей, но пустующие турбазы и гостиницы советского периода сильно обветшали.

Перспективным туризм в самом южном регионе России делают пока только природно-климатические условия. Прежде всего теплое море с протяженностью побережья 530 километров, а также источники целебных вод. На относительно небольшой территории Дагестана несколько климатических поясов - приморье, степь, полупустыня, предгорья, горы, альпийские луга. Республика богата памятниками истории и археологии. Их тысячи. Особняком стоит пока еще сохранивший свой средневековый облик город с пятитысячной историей Дербент. Среди памятников природы - самая высокая в Европе песчаная гора Сары-Кум. Другой памятник гору Пушкинтау природа воздвигла великому поэту. Своим видом гора отображает профиль Пушкина. Кроме того, в Дагестане сохранились самобытные этнографические образования с развитыми народными промыслами, традициями и разнообразной кухней.

О конкурентных преимуществах республики в сфере развития туризма говорил и побывавший здесь недавно руководитель федерального агентства по туризму Анатолий Ярочкин. Полетав над Дагестаном на вертолете, он комментировал: «Впечатляет редкая для российских курортов широкая песчаная полоса. Повсеместно, кроме Анапы, у нас пляжи, мягко говоря, неудобные и практически нет современных курортов, подобных Анталии. 80% Черноморья - галька. У Дагестана есть шанс реализовать первый в России проект, который будет строиться именно как курортный город. Есть перспективы и в развитии яхтенного туризма. Из 18 млн человек, которые ездят на юг, 27% пользуются автомобильным транспортом. Надо использовать развивать дорожную инфраструктуру с тем, чтобы людям было удобно путешествовать. С точки зрения транспортной доступности вы ничем не отличаетесь ни от Сочи, ни от Геленджика. Из 30 млн россиян, которые ежегодно отдыхают внутри страны, 18 млн приезжает в ЮФО, из них Дагестану, к сожалению, достается совсем немного туристов. Люди понимают, что с точки зрения экономики здесь вкладывать разумно и выгодно. Пугает излишнее нагнетание обстановки, но эту ситуацию надо ломать. Мы будем добиваться, чтобы в части, касающейся Дагестана, по программе «Юг России» не было никаких резких секвестров и поможем в поиске инвесторов».

Но пока приходится больше говорить о проблемах, препятствующих развитию туризма. Прежде всего, это вопрос безопасности. Убийства мирных жителей, представителей правоохранительных органов, чиновников, политиков заставляют туристов опасаться за свою безопасность. Криминальные новости удерживают от поездок в Дагестан многих, но не всех. В последние годы стали приезжать туристы из-за пределов республики. Они гостят у родственников или бронируют места в гостиницах через знакомых и друзей. Их привлекает дешевые услуги и сервис. Те, у кого нет знакомых, приезжать не рискуют.

Тем не менее уже обновили свою инфраструктуру некоторые ведомственные турбазы. Появилась сеть недорогих частных ресторанов и мини-гостиниц. Они развились за счет внутренних туристов, местных отдыхающих, а теперь принимают и гостей. Летом в современных трех-четырехзвездочных гостиницах трудно найти свободные места.

Однако это совсем не те объемы, о которых говорят в агентстве по туризму Дагестана. В частности, руководитель республиканского агентства Анатолий Карибов заявлял, что в прошлом году в республике отдохнуло 200 тысяч человек. Эта цифра вызывает сомнения у многих экономистов. Пока отрасль не решает две стратегические задачи - не обеспечивает массовую занятость и не приносит доходы в бюджет.

Приезд в республику большого числа туристов проблематичен из-за транспортной недоступности или дороговизны транспортных услуг. Самолеты единственной в Дагестане авиакомпании в Москву и обратно летают полные. По данным за октябрь, пассажирооборот на рейсах Махачкала-Москва составил 9200 человек. Но туристов среди них мало. В основном это местные жители, бизнесмены, чиновники и студенты. На поездах «Москва-Махачкала» у местных жителей популярны плацкартные вагоны, а купейные - не заполняются из-за дороговизны билетов. Состояние сети автомобильных дорог тоже не вызывает оптимизма. О том, что они находятся в ужасном состоянии, говорили депутаты Народного собрания на октябрьской сессии. Нужны огромные капитальные вложения. Однако в бюджетах и программах по реконструкции и строительству дорог заложены совсем небольшие средства. Федеральные трассы перегружены местным транспортом - если в Дагестан будут приезжать автотуристы, то высока вероятность возникновения пробок и аварий.

Остается открытым вопрос доступности пляжей. В республике практически не осталось общественных пляжей, куда могли бы заезжать автотуристы. В советские времена коллектив из любого уголка Союза мог приехать на автобусе и разбить палатки. Сейчас прибрежные земли контролируется неизвестными хозяевами, огорожены заборами и шлагбаумами. Заехать туда можно, но за определенную плату. Платишь неизвестно кому. И эти «неизвестно кто» могут поднять цену по своему усмотрению или ограбить. Хотя платный въезд на пляжи мог бы стать источником дохода в бюджет, и автотуристов было бы гораздо больше.

Насколько пляжи доступны для инвесторов? Прибрежные рекреационные земли на сегодняшний день остаются спорными территориями без определенного юридического статуса. По форме собственности этих земель в постсоветский период не было принято никаких нормативно-правовых актов. Согласно законодательству советского периода эти земли были собственностью РСФСР. При использовании, строительстве между республиканскими и федеральными органами власти возникали судебные разбирательства. Правоохранительные органы не раз констатировали факты самозахвата прибрежных земель местными дельцами. Из-за неопределенности с землей был заморожен один из крупнейших инвестиционных проектов - «Немецкая деревня». В прошлом году в республику приглашали эксперта Всемирной туристской организации, который должен был участвовать в разработке комплексной программы развития туризма. Но результатов пока нет.

Автор: Муса Мусаев, Махачкала. Специально для ВК


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение