Казахстан: Алматинские краеведы проехали 1500 км в поисках сохранившихся буддийских памятников

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Практически каждый коренной алматинец знает о «Капчагайских Буддах» - наскальных изображениях в урочище Тамгалы-Тас на реке Или в 100 километрах от южной столицы Казахстана. Многие считают, что это единственный буддийский памятник на современной территории республики. Еще большее число граждан уверено в том, что буддизм - абсолютно чуждое для страны явление. Попытаемся проверить.От фотографа Олега Белялова мы слышали о так называемой «Текелийской стеле» - камне с изображением буддийской символики в предгорьях Джунгарского Алатау недалеко от города Текели, и о раскопках буддийского храма в деревне Кайлык (Антоновка) на территории Алма-Атинской области. Поэтому наш маршрут определился в сторону озера Алаколь, часть которого выходит на Алма-Атинскую область, а другая - уже в Восточно-Казахстанскую. По пути мы решили попытаться отыскать эти памятники буддийской истории.
Казахстан: Алматинские краеведы проехали 1500 км в поисках сохранившихся буддийских памятников

Иван Алмазов

Практически каждый коренной алматинец знает о «Капчагайских Буддах» - наскальных изображениях в урочище Тамгалы-Тас на реке Или в 100 километрах от южной столицы Казахстана. Многие считают, что это единственный буддийский памятник на современной территории республики. Еще большее число граждан уверено в том, что буддизм - абсолютно чуждое для страны явление. Попытаемся проверить.

От фотографа Олега Белялова мы слышали о так называемой «Текелийской стеле» - камне с изображением буддийской символики в предгорьях Джунгарского Алатау недалеко от города Текели, и о раскопках буддийского храма в деревне Кайлык (Антоновка) на территории Алма-Атинской области. Поэтому наш маршрут определился в сторону озера Алаколь, часть которого выходит на Алма-Атинскую область, а другая - уже в Восточно-Казахстанскую. По пути мы решили попытаться отыскать эти памятники буддийской истории.

Три периода распространения буддизма на территории Казахстана

По данным археологов и историков, в истории буддизма на территории Казахстана можно определить три основных периода.

В Казахстан буддизм пришёл из Индии и Китая. Этот процесс начался в середине I века до нашей эры. В распространении буддизма в Средней Азии, Восточном Туркестане и Китае важную роль играли среднеазиатские богословы и миссионеры, в частности, парфяне, юечжи, кангюйцы, согдийцы, которые особенно активно начали проповедовать учение Будды во II-III вв. н.э., что было связано с определёнными целями Кушанского государства на Востоке.

Буддийские рисунки на камнях в урочище Тамгалы-ТасБуддийские рисунки на камнях в урочище Тамгалы-Тас. Фото - Wikipedia

О влиянии буддизма, которое испытывали тюрки с VI в., свидетельствует Сюань Цзянь: он пишет о благожелательном отношении к этой религии кагана западных тюрок: в первой половине VII в. некоторые правители западных тюрок становятся буддистами или покровителями буддизма, причём, тюрколог А.Габэн связывает это с переходом тюрок к оседлости и городской жизни.

В Семиречье - домене западных тюрок, тюргешей и карлуков - этот процесс был достаточно интенсивным, о чём убедительно говорят открытые в разные годы на городищах Чуйской долины (Ак-Бешиме, Красной речке, Новопокровском) храмы, монастыри, часовни, а также статуэтки и стелы с изображением буддийских персонажей и сцен.

Буддизм имел распространение в Семиречье (Жетысу) и после X-XI веков. В середине XIII в. о буддийских храмах северо-восточного Жетысу сообщает Гильом де Рубрук - посол Людовика девятого к монгольскому хану Мункэ.

В 1253 г. Гильом де Рубрук выехал из Лиона, пересёк южнорусские и казахстанские степи, достиг Южного Казахстана и затем Семиречья. Там он останавливается на две недели в городе Каялык, который отождествляется с городищем Антоновка в долине реки Лепсы, где он видел и описал буддийский храм.

Распространение буддизма в Семиречье в этот период было связано с вторжением сюда найманов во главе с Кучлуком. Найманы в последующем стали одним из самых многочисленных родов Среднего Жуза. У Мирзы Мухаммеда Дулати в «Тарих-и Рашиди» описывается ожесточённая борьба Кучлука и гурхана каракитаев, в которой первый одержал победу. Кучлук захватил Кашгар и Хотан, его племена расселились по Эмилю и Каялыку. Видимо, к этому времени (начало XIII в.) и относится строительство храма в Каялыке.

Следующий, третий этап развития буддизма в Казахстане связан с приходом сюда западных монгольских племён - Ойратов (калмыков). Калмыки-ламаисты строили в Казахстане храмы и монастыри. Это - монастырь Аблайкит вблизи Усть-Каменогорска в предгорьях Калбинского хребта в Восточном Казахстане и Кзылкент в Кентских горах недалеко от Каркаралинска.

Уже упомянутую «Текелийскую стелу» историки также относят к третьему этапу распространения буддизма в Казахстане.

Строились буддийские монастыри и в Семиречье. Так, на карту Джунгарии, составленную в 1716-1733 гг., нанесено 58 ламаистских храмов и монастырей. Основа этой карты была выполнена в конце XVII - начале XVIII вв. иезуитами, служащими при дворе цинского императора Канси, и затем дополнена шведом Ренатом, находившимся в калмыцком плену.

С ламаизмом, а точнее с буддизмом Ваджраяны (тибетским буддизмом), связаны также наскальные изображения Будды и тибетские надписи. Одно из наиболее известных изображений находится на правом берегу реки Или в Капчагайском ущелье и называется Тамгалы-Тас (Писаные скалы). Это место маркирует переправу через реку Или на Великом Шёлковом пути.

На скалах высечено три изображения: Будда Шакьямуни в период достижения просветления; Бодхисатва сочувствия «Любящие Глаза» и Будда Медицины. Кроме изображений Будды на камнях высечены мантры, главным образом, «Ом Мани Падме Хум» на тибетском языке.

В 1863 г. вспыхнуло антикитайское восстание дунган, которое проходило под религиозным лозунгом борьбы за ислам. Вскоре восстание перекинулось в Джунгарию. Активное участие в нем приняли уйгуры Кульджинского края. В 1864 г. восстанием был охвачен весь Восточный Туркестан, были истреблены цинские гарнизоны, их крепости и поселения уничтожены, а вместе с ними разрушены буддийские храмы и монастыри. Одним из таких разрушенных монастырей был монастырь Сумбе, в 320 км восточнее города Алматы. О нём ещё в 1854 г. писал Ч.Валиханов.

1864 г. стал верхней датой существования буддизма в Семиречье, однако наследие буддийской культуры до сих пор сохранилось в археологических памятниках.

«Текелийская Стела» и городище Каялык

После исторической справки вернёмся к нашему автопробегу. Краеведов собралось восемь человек, и на трех автомобилях мы отправились по трассе Алма-Ата - Усть-Каменогорск в направлении города Талды-Кургана. Первым пунктом для нас стал город Текели.

Шёл дождь. Местные жители охотно поделились с нами информацией о местонахождении Стелы, и все они были уверены в том, что она определенно буддийская. Мы обнаружили Стелу в ущелье реки Кора восточнее города. Интересно, что слова «кора» с тибетского языка переводится как ритуальный обход буддийской святыни по кругу, и вокруг найденной нами Стелы была хорошо-натоптанная тропа.

«Текелийская стела» - это, собственно, не строение, а трёхметровая скала, формой напоминающая пирамиду, на которой хорошо просматриваются высеченные изображения. Первое - изображение буддийской Ступы, олицетворяющей Ум Будды. Ступу держит в своих лапах Снежный Лев, который в Тибете считается самым храбрым и честным на свете животным. Второе - это знак Калачакры (буддийской тантры о устройстве вселенной) и его мантра. Учение Калачакры тесно связано с легендарной скрытой страной Шамбала, в которой оно, как считается, практикуется на государственном уровне. Согласно пророчествам Калачакры, в будущем владыки Шамбалы вмешаются в события этого мира, когда силы тьмы, агрессии и неведения поставят под угрозу существование цивилизации.

Текелийская стелаТекелийская стела

Вверху «Текелийской стелы» можно увидеть семенной слог или монограмму Калачакры, называемую «Десять могучих букв», которая символизирует собой десять аспектов мандалы (вселенной) Калачакры.

После посещения Стелы погода стала резко улучшаться, и вскоре мы уже по совершенно сухой дороге, миновав Талды-Курган, и поселки Жансугуров и Саркан, приехали в деревню Кайлык (Антоновка в советское время), которую историки отождествляют со средневековым городищем Каялык. На территории деревни и в ее окрестностях проводится множество раскопок, начиная со времён Союза и заканчивая нашим днём. Там уже были найдены развалины христианских, мусульманских и буддийских культовых сооружений, что говорит о толерантности средневековых жителей города и о влиянии различных культур. Нас же интересовали законсервированные останки буддийского храма.

Храм был построен из сырцового кирпича и стоял на открытом месте. Внезапно у одного нашего краеведа произошло «дежа вю» - он вспомнил, как выглядел этот храм, хотя был в этом месте с нами впервые. Возможно, созданный им образ далек от оригинала, но в любом случае для нас это уже были не просто кирпичные стены.

Половину следующего дня мы провели в дороге. Приехав на прекрасное озеро Алаколь, с которым также связанно множество местных легенд, мы провели весь вечер в беседах о судьбе буддизма в Казахстане.

Городище КаялыкГородище Каялык

Казахстан всегда славился толерантностью и веротерпимостью своего народа, но тем более удивительно, что уже на протяжении последних двух лет чиновники под различными предлогами отказываются зарегистрировать буддийскую общину Казахстана. Хотелось бы верить, что одна из мировых религий снова появится на территории Казахстана и займёт достойное место среди уже существующих.

P.S.

Все существа

возникают во времени,

Время непрерывно

поглощает их всех.

(Тантра Калачакры)

Иван Алмазов

http://www.ferghana.ru/article.php?id=6387

Поделиться: