Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Смена украинской идентичности как цель гуманитарной политики националистов

29.11.2009

Автор:

Теги:

 

Приход нового президента к власти, которым неизбежно завершатся президентские выборы, ставит уже сейчас на повестку дня вопрос о полном пересмотре гуманитарной политики. За годы руководства государством В.Ющенко эта политика стала источником самых больших угроз государственной и общественной безопасности.

Но для того, чтобы осмысленно реформировать гуманитарную политику и исправить ситуацию, необходимо представлять себе концептуальные основания ющенковских подходов и, отказываясь от них,  -  заменить новыми, эффективными. Концептуальные основания гуманитарной политики начиная с 2005 года базируются на стремлении радикально изменить ценностно-мировоззренческие установки граждан Украины в отношении культурно-этнической идентичности, зародившейся в древней Руси и оформившейся в общих с народами России государствах - Российской империи и СССР.  

Именно по культурно-историческим ценностям и символам, определяющим общерусскую идентичность малороссов (украинцев), галицийский ультранационализм наносит главный удар. Цель националистов: полная смена украинцами (а заодно и гражданами Украины неукраинского происхождения) сложившихся представлений о самих себе как об этносе, что и называется сменой этнической идентичности.

Такие ценностно-мировоззренческие установки касаются разных аспектов идентификации: этнической, национальной, конфессиональной и др., но ею не исчерпываются. Именно идентификация общественного субъекта с теми или иными общественными ролями и в соответствии с этим с определенными общественными коллективами (группами) определяет характер его общественно-политического действия: его интенсивность, направленность, конструктивный или деструктивный характер по отношению к определенным целям государственной политики или национальных интересов.

Ценностно-мировоззренческие установки современного украинца, хотя и лишились своей марксистско-ленинской, классовой составляющей, в своих фундаментальных основаниях остались те же, что и до революции 1917 года. Они характеризуются набором стереотипов и представлений об общей с русскими православно-русской истории, нравственных ценностях, психо-ментальных проявлениях и образе жизни. У современных украинцев, несмотря на пропаганду искусственно сконструированной на галичанских историко-культурных и языковых образцах, украинской идентичности, в целом сохранилась общерусская идентичность. А за советское время в процессе великих и трагических потрясений и побед 20 века такие ценностные установки в чём-то лишь окрепли.

За 5 лет президентства Ющенко чётко обозначились фронтальные и систематические попытки полностью уничтожить на Украине все символы, традиции, ритуалы и представления, как идеальные, так и вещественные, которые возникли в результате совместного русско-украинского исторического, культурного и государственно-политического опыта, полученного за время пребывания в общих государствах - Российской империи и СССР. Эта политика в Секретариате Президента получила название «ликвидация символов тоталитарного прошлого», но по тотальности охвата она борется не только с советским прошлым, но и вообще  со всем общим историческим прошлым украинцев и русских.

Симптоматичны действия не только по ликвидации духовных и материальных памятников и символов советской эпохи, но продвижение символов и фигур явной антирусской и антироссийской направленности дореволюционного времени, невзирая на их морально-этическое содержание: например, позитивная оценка Конотопской битвы, героизация изменника и соучастника зверств шведской армии на территории Малороссии И.Мазепы. Агитационно-пропагандистские структуры галицийской этнической диктатуры (Институт национальной памяти, СБУ, отчасти Институт истории НАНУ и пр.) в данный момент заняты изменением всего «украинского исторического нарратива», проще говоря, переписыванием истории. 

Целью и итогом их сочинений, очевидно, должна стать подгонка истории Украины под требования реабилитации неоднозначной истории западно-украинского региона и поступков его элиты. Для этого на место традиционных российско-украинских исторических ценностей, символов и фигур ставятся новые символы, связанные с историей Галицко-Волынских земель, никогда (за исключением короткого периода с 1945-1991 гг.) не входивших в эти общие для русских и малороссов (украинцев) государства - Российскую империю и СССР.

Такая «история» влечёт за собой:

1. Игнорирование заслуг и значимости в общеукраинской истории собственно украинских земель центра и юго-востока Украины, так как вклад этих регионов в научные и экономические достижения Украины на всех её этапах, а особенно на советском, был решающим.

2. Превознесение особой роли Галицкого региона в украинской истории за счёт дискредитации регионов Украины, входивших в состав общих с русскими государств.  

3. Стремление понизить статус настоящих освободителей - ветеранов Великой Отечественной войны. Вместо этого силами лично В.Ющенко создаётся культ ОУН-УПА, а в её лице реабилитируется и прославляется фашистская идеология, причём в самой агрессивной и злокачественной форме - в форме нацизма.

4. Чудовищную и тотальную фальсификацию истории государств, частью которых были малороссы (украинцы), русские, белоруссы и иные народы. (Происхождение украинского этноса и языка, историю, характер государственной власти и этнического состава Киево-Новгородской Руси, Роль Мазепы, ход и оценка Конотопской битвы, деятельность Петра I, оценка роли и значения иных российских императоров, оценка Отечественной войны 1812 года, фальсификация истории голода в 1932-33 гг., Великой Отечественной войны и пр., и пр., и пр.).

Реабилитация нацизма в его галичанской версиии позволяет обосновать нынешний режим галицийской этнической диктатуры и его политическую практику всеобъемлющего подавления русско-культурного большинства и идеологического инакомыслия, которые препятствуют утверждению в обществе галицийского превосходства.

При этом автоматически реабилитируется сама практика национал-социализма. Официальная пропаганда и историческая наука принципиально игнорируют целый массив фактов, подтверждающих участие ОУН-УПА и иных «дружин украинских националистов» (ДУН «Роланд», «Нахтигаль» и пр.), созданных накануне и во время войны Абвером, в актах геноцида евреев, русских, украинцев, белоруссов, поляков. Там же, где, как в отношении поляков («волынская резня»), факты особенно сопротивляются искажению, зверства головорезов из ОУН-УПА всячески оправдываются (1). 

Все усилия власти сосредоточены на радикальной и полной смене объектов этно-культурного отождествления (идентификации) украинского населения по всем параметрам, из которых такое отождествление (идентификация) состоит. Пересмотру подвергаются как  знаковые исторические события - традиционные символы русско-украинского культурно-цивилизационного единства, так и ценности, образ жизни, ритуалы (например, празднование 9 Мая и ряда других советских праздников), которые за русско-имперское и советское время стали общим русско-украинским достоянием, неотъемлемой составляющей образа жизни двух народов.   

Например, в учебниках истории нет термина «Отечественная война» в отношении войны России с Францией 1812 года. Происходит официальный отказ от понятия и термина «Великая Отечественная война» как образца и символа патриотизма и связанных с ним ценностей и ритуалов. Личное достоинство и права человека, универсальная мораль ставятся в зависимость от этнически понимаемых «интересов нации»; обществу навязывается агрессивная человеконенавистническая и нацистская по сути идеология расово-этнического превосходства украинцев. Крайне опасно то, что этой идеологией этнонационалисты хотят запачкать всех граждан Украины, а не только население Галицко-Волынского региона.

Анализ гуманитарной политики националистической власти с 2005 года показывает, что атаке и ниспровержению подвергается всё, что так или иначе связано с русской составляющей украинской этно-культурной идентичности. Такая идентичность лежит в основе большинства идеологических представлений, общественных и политических мотиваций граждан Украины, которые давно и откровенно не устраивают нынешний режим: сопротивление членству Украины в НАТО, особое дружественное отношение к России, почитание общих с Россией исторических символов, фигур, культурных ценностей, использование русского языка, игнорирование культа галицийских фашистов и пр. 

По всеобщности охвата духовная чистка, затеянная В.Ющенко, представляет собой не что иное, как попытку смены существующей культурно-этнической идентичности украинцев.

С какой целью это делается? Агрессивное государственное вмешательство при В.Ющенко имело место в отношении всех проявлений культурной (духовной) жизни и затронуло некоторые ценностно-мировоззренческие установки украинцев. Очевидно, что если нынешняя идентичность украинцев с сильным общерусским компонентом сохранится, то ни одна из целей антирусской этнонационалистической диктатуры не будет выполнена. Самое главное - не будет создана абсолютно новая украинская нация, которая бы полностью исключала общерусскую культурную, историческую и ценностную составляющую.

Однако режим галицийской этнической диктатуры, как следует из анализа гуманитарной политики В.Ющенко, поставил удивительную по своей абсурдности и утопичности задачу и добивается ее реализации всеми доступными способами: создать такую новую украинскую идентичность, которая бы исключала во всех своих чертах напоминание о сугубо киево-русском (т.е. по сути - православно-византийском) происхождении Малороссии и малороссов и об общерусской составляющей собственной истории. Цели процесса диктуют и соответствующую логику: отстранение от России и удаление из украинской (малороссийской) идентичности её русской составляющей потребует насильственного «стирания» в мировоззрении украинцев (в духовной жизни) оставшихся признаков русскости, того, что роднит малороссов с русскими.

Русскость всегда была неотъемлемой составляющей частью идентичности малороссов (украинцев) с момента их формирования и оформления в 14-19 вв. Вымарывание этой составляющей обернётся, как можно прогнозировать, попытками принудительной смены ряда привычных для украинцев ценностей, символов и самого украинского языка.

Реабилитация галицийского фашизма и навязывание его в качестве общеукраинской национальной идеи неизбежно повлечёт за собой закрепеление особого статуса за Греко-католической церковью (ГКЦ). Соответствующие факты и документы свидетельствуют о глубокой и неразрывной связи ГКЦ со всем фашистским и ультранационалистическим движением на Галичине в продолжение всей его истории. Знаковые фигуры ГКЦ, такие как митрополит Шептицкий, не менее ОУН-УПА запятнаны в сотрудничестве с гитлеровскими оккупантами.  

Превращение ГКЦ с помощью прямого вмешательства государства в господствующую на Украине конфессию вместо общего с русскими православия - следующий логичный шаг в стратегии разрыва с русскостью в сознании украинцев.  

Формы выполнения этой задачи в языке - засорение малороссийского наречия полонизмами и удаление его от литературного общерусского языка. Симптоматично, что в 2000 году отзвук этого процесса, заданного на рубеже 19-20 вв. галичанами во главе с Грушевским, прозвучал в виде реформы украинского языка под предводительством Жулинского.

Насколько успешны описанные попытки?

В интервью украинской редакции радио "Свобода" от 17 ноября сего года лидер британской делегации в Парламентской ассамблее (ПА) НАТО Брюс Джордж озвучил собственное, весьма ценное наблюдение в отношении идентичности граждан Украины: «Складність України полягає в тому, що значна частина її населення усвідомлює себе радше росіянами, ніж українцями. Росію дуже обурило те, що проросійські політичні сили програли минулі вибори в Україні».

На сегодняшний день попытки ультранационалистов изменить сознание граждан Украины, скорее всего, почти безуспешны, если после 18 лет государственной политики украинизации сторонний и непредвзятый внешний наблюдатель, такой как Брюс Джордж, делает подобное признание. Подтверждается оно и данными специальных соцопросов. Но целенаправленные действия представителей галицийской этнической диктатуры, если им не поставить надежный заслон на этом направлении, могут с течением времени оказать свое пагубное влияние на культурно-этническую идентичность граждан Украины.

Позволим ли мы сбыться этим планам сейчас, если наши отцы и деды не позволили нацистам «изменить» наше сознание в тяжелейшей и жестокой Великой Отечественной войне?  

Виктор Пироженко, «Одна Родина»


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение