Позиция ИРИ по проблеме правового статуса Каспийского моря

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Руководство Исламской Республики Иран (ИРИ) уделяет особое внимание реализации практических шагов для определения правового статуса Каспийского моря в соответствии со своими интересами.В настоящее время Тегеран занял жесткую позицию по каспийской проблематике и настаивает на равном 20% разделении акватории и морского дна. Твердость иранской позиции связана, в первую очередь, с внутренним законодательством страны, которое запрещает руководству ИРИ заключать новые соглашения, заведомо ухудшающие его международное положение или наносящие ущерб экономическому или политическому потенциалу.
Позиция ИРИ по проблеме правового статуса Каспийского моря

Руководство Исламской Республики Иран (ИРИ) уделяет особое внимание реализации практических шагов для определения правового статуса Каспийского моря в соответствии со своими интересами. В настоящее время Тегеран занял жесткую позицию по каспийской проблематике и настаивает на равном 20% разделении акватории и морского дна. Твердость иранской позиции связана, в первую очередь, с внутренним законодательством страны, которое запрещает руководству ИРИ заключать новые соглашения, заведомо ухудшающие его международное положение или наносящие ущерб экономическому или политическому потенциалу. В соответствии с этим делением, в исключительной экономической зоне ИРИ имеет суверенные права на проведение геологоразведочных работ, добычи полезных ископаемых, а также самостоятельного решения вопросов сохранения биологических и минеральных ресурсов. Все другие прибрежные государства пользуются свободой судоходства и полетов. Серединная (внутренняя) часть Каспия и ее недра, оставшиеся за 40-мильной зоной, являются общим достоянием всех прикаспийских государств (зона кондоминиума) и должны управляться совместно. При этом, "общим достоянием" должен распоряжаться коллективный орган, который выдавал бы лицензии нефтедобывающим компаниям в соответствии с их техническими возможностями и с учетом экологической обстановки. Азербайджан и Казахстан не признают такой вариант раздела Каспийского моря по причине того, что от "ширины национального сектора Каспия" зависит количество нефти, получаемой в собственность прибрежной страны, и количество нефти отдаваемой в "общий котел". С этой точки зрения и Азербайджану, и Казахстану не выгоден правовой статус, предусматривающий "ширину" сектора Каспийского моря, а приемлем принцип "природной середины". В тоже время Иран отвергает принцип "природной середины". Это связано с тем, что предлагаемая Ирану в этом случае доля составит 13,8%. Тегеран, оценивая ее энергетический потенциал, считает, что в отличие от других, вновь образовавшихся государств, руководство Ирана может затягиванием переговоров добиваться положительного для себя решения, обходясь без полномасштабной разработки каспийских месторождений. Тем более, что ряд крупнейших углеводородных блоков расположены таким образом, что независимо от того, площадь иранской зоны составит 13,8% или 20% они все равно будут расположены на стыке зон с другими государствами. Кроме этого, по оценкам независимых специалистов в зависимости от способа раздела Каспия иранские запасы могут изменяться в 2,5 раза. Так, запасы углеводородов (в млрд тонн условного топлива) между прикаспийскими государствами в зависимости от правового статуса могут быть распределены следующим образом: Прикаспийское государство и протяженность береговой линии, км По варианту "межнациональное озеро" По варианту "закрытое море" Россия, 695 2,0 2,34 Азербайджан, 850 4,0 2,84 Казахстан, 2320 4,5 2,84 Туркменистан, 1200 1,5 2,14 Иран, 900 0,5 1,94 Несмотря на то, что совместное участие прикаспийских стран в разработке месторождений рассматривается большинством государств как один из главных факторов достижения политической и экономической стабильности в регионе, Иран неохотно идет на совместное инвестирование в нефтегазовые проекты спорных зон, международный статус которых юридически не закреплен. Вместе с тем, Тегеран самостоятельно, в одностороннем порядке, пытается освоить ряд месторождений, находящихся в "спорных" зонах с Азербайджаном и Туркменистаном. Так, в 2002 году Иран начал строить первую нефтяную бурильную платформу, что вызвало серьезное обострение отношения между Ираном и Азербайджаном. Это было связано с правовой не урегулированностью некоторых нефтяных зон Каспийского шельфа. В частности, Баку и Тегеран предъявляли свои претензии к месторождениям "Алов Шарк Араз". Следует отметить, что, Иран демонстрирует готовность к выполнению всех международных договоренностей. В частности, в рамках подписанной Декларации пяти стран от 16 октября 2007 года, Иран активно сотрудничает с прикаспийскими странами по решению экологических проблем, вопросам восстановления популяции осетровых пород, правовой ответственности за нанесение ущерба Каспию. Таким образом, в настоящее время Иран, соблюдая ранее подписанные соглашения, занимает твердую позицию по отстаиванию своих прав на 20% экономическую зону. В этих условиях "пятерке" прикаспийских стран в ближайшее время будет проблематично найти правовое решение каспийской проблемы. На экономическую политику России в этом регионе нынешняя неопределенность с правовым статусом Каспия оказывает только негативное влияние, сдерживая развитие совместных нефтяных проектов. По нашей оценке, для решения всех международных вопросов по правовому статусу Каспия необходимо убедить Тегеран в том, что иранская доля в 13,8% является справедливой, а не компромиссной. М. Юрьев

Источник -Институт Ближнего Востока
Теги: Иран , Россия

Поделиться: