Прямая демократия в Казахстане и предчувствие духа позитивных перемен в Евразии

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Практика ведения подобного прямого диалога для Нурсултана Назарбаева не нова. Такое общение для него также уже стало традиционным. Однако нынешний прямой эфир по масштабам охвата участников и по уровню технического обеспечения подготовительных этапов был беспрецедентным. Предварительная работа по изучению общественного мнения велась на протяжении трех недель. Ее генератором стал специально созданный "call-centre", где аккумулировались, систематизировались и анализировались вопросы и обращения граждан, поступающие через веб-портал правительственного сайта, а также посредством телефонной связи и СМС-сообщений.
Прямая демократия в Казахстане и предчувствие духа позитивных перемен в Евразии
Валентин Якушик
Вспоминаю, как когда-то в уже таком далёком 1983 году я со своими друзьями и коллегами был поражён искусством премьер-министра Великобритании Маргарет Тэтчер вести открытую, откровенную беседу в прямом эфире со своим народом, отвечать на самые сложные вопросы внутренней и международной политики (а тогда как раз произошла высадка войск США в Гренаду). Для нас это было новинкой, открытием: такой институт прямой демократии - прямое общение лидера со своим народом, непосредственная «обратная связь»! В нынешний период, когда все мы уже привыкли к различным передовым политическим технологиям, такое же сильное впечатление оставляет и «хождение в народ» Владимира Путина, его прямое, откровенное общение с россиянами. Приятно отметить, что подобное проявление прямой демократии укореняется и на просторах Центральной Азии - в Республике Казахстан - государстве, которое на протяжении последних 10 лет уверенно и по многим позициям удерживает пальму первенства в этом важнейшем геополитическом регионе. Глубокое, очень приятное впечатление произвёл прямой эфир 13 ноября сего года, когда Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев в течение трех часов общался на государственных теле- и радиоканалах с гражданами своей страны и гражданами некоторых иных стран. Практика ведения подобного прямого диалога для Нурсултана Назарбаева не нова. Такое общение для него также уже стало традиционным. Однако нынешний прямой эфир по масштабам охвата участников и по уровню технического обеспечения подготовительных этапов был беспрецедентным. Предварительная работа по изучению общественного мнения велась на протяжении трех недель. Ее генератором стал специально созданный "call-centre", где аккумулировались, систематизировались и анализировались вопросы и обращения граждан, поступающие через веб-портал правительственного сайта, а также посредством телефонной связи и СМС-сообщений. В итоге на прямую линию поступило более 40 тысяч вопросов, что в восемь раз превышает статистику Интернет-конференции, проведенной лидером Казахстана в 2007 году. Такие количественные показатели, безусловно, свидетельствует о тенденции к повышению уровня зрелости демократического самосознания казахстанцев, их неравнодушии к актуальным проблемам развития страны. Это также служит ярким индикатором народной популярности харизматичного лидера Казахстана, доверия граждан к проводимому им реформаторскому курсу. Во время своего общения с казахстанцами в режиме он-лайн Нунсултан Назарбаев не пытался лавировать, уходить от ответов, сглаживать острые углы. В итоге диалог получился предметным, честным и неформальным. Отвечая на вопросы, лидер Казахстана продемонстрировал прекрасное детальное владение ситуацией в стране, масштабное и перспективное видение путей решения множества имеющихся проблем, высказал собственную точку зрения по преодолению актуальных вызовов и угроз, таких, как, например, обеспечение региональной и глобальной безопасности, противодействие «эффектам турбулентности» в мировой экономике. Еще один характерный момент: проявляя в ходе прямого эфира жесткую политическую волю и принципиальную позицию по острым вопросам, Президент Казахстана убедительно доказал и то, что ничто человеческое ему не чуждо. Деликатные вопросы из области «чисто личных» нисколько его не смущали, а ответы на них однозначно свидетельствовали о тонком чувстве юмора, присущем казахстанскому лидеру. Следует признать, что поводов для оптимизма у Нурсултана Назарбаева немало. Ведь даже в условиях мирового финансового кризиса, приведшего к коллапсу некоторых «прогрессивных» экономик, Казахстану удается не только удерживаться на плаву, но и довольно успешно совершать прорыв в посткризисный виток развития. Благодаря упреждающим мерам правительства, контратаке на первые проявления глобальных финансовых потрясений, Казахстан сумел добиться существенного снижения годового уровня инфляции, увеличить приток капитала и улучшить многие макроэкономические показатели. Еще осенью 2007 года по поручению Нурсултана Назарбаева правительство Казахстана выделило 4 млрд. долларов на борьбу с кризисом. Позже, в 2008 году, была поставлена задача реализации масштабной антикризисной программы: из Национального фонда было выделено еще 10 млрд. долларов, благодаря чему, по сути, удалось спасти от банкротства казахстанские банки и обеспечить кредитование малого и среднего бизнеса. В итоге продуктивность этих секторов заметно повысилась и превзошла показатели прошлого года. В целом, антикризисные меры Казахстана, имеющие ярко выраженную социальную направленность, оцениваются как эффективные многими авторитетными экспертами. Подобную позицию разделяет и сам Президент Назарбаев. Так, в ходе прямого эфира он чётко резюмировал: «Уверен, что текущие трудности мы трансформируем в бесценный опыт для успешного развития в будущем. Многие финансовые институты сейчас извлекают уроки из нынешней ситуации, и я полагаю, что именно здесь сильнейшие и наиболее конкурентоспособные из них проявят себя». Констатируя достижения своего государства, Президент засвидетельствовал глубокую признательность мудрому многонациональному народу Казахстана за то, что на протяжении 18 лет независимости в стране удается сохранять межнациональный мир и согласие при любых обстоятельствах, даже в условиях крайне неблагоприятной внешней конъюнктуры. Опыт гармонизации межэтнических отношений Казахстана, где мирно проживают представители 140 национальностей и 46 конфессий, давно высоко оценивается мировым сообществом. Являясь важной составляющей идеи национального единства республики, этот важный позитивный опыт является одной из главных опор предстоящего председательства Казахстана в ОБСЕ в 2010 году. И он способен сыграть знаковую роль в процессе построения новой архитектуры безопасности на пространстве от Ванкувера до Владивостока. Кстати, в ходе прямого эфира Нурсултана Назарбаева тема председательства Казахстана в ОБСЕ никак не могла быть обойдена. Показательно и то, что с вопросом по этому поводу к Нурсултану Назарбаеву обратился видный российский политик Евгений Примаков, бывший премьер-министр и руководитель Службы внешней разведки России, а ныне президент Торгово-промышленной палаты этой страны, имеющий реноме патриарха в международных политических и деловых кругах. По словам Нурсултана Назарбаева, Казахстан, являясь коллективным кандидатом на председательство в авторитетной международной организации, очень ответственно подходит к данному вопросу, стремясь обеспечить здоровую почву для взаимодействия между Западом и Востоком, между Европой, государствами СНГ и Центральной Азии. «У нас есть, что предложить, чтобы все три «корзины» ОБСЕ работали эффективно», - подчеркнул Нурсултан Назарбаев. Казахстан с момента обретения независимости занимает активную позицию в вопросах обеспечения региональной и глобальной безопасности, ядерного разоружения, сокращения оружия массового уничтожения, действенно участвует в решении проблем Афганистана. Это дает аналитикам основания говорить о том, что сам факт, что Казахстану доверен пост председателя ОБСЕ, есть первым шагом в процессе ренессанса потенциала этой организации, шаг к налаживанию взаимопонимания между участниками данной международной структуры. В этом контексте большое уважение вызывает инициатива Нурсултана Назарбаева о проведении в период казахстанского председательства саммита ОБСЕ, который, как известно, в последний раз проводился десять лет назад в Стамбуле. Дело это сложное и хлопотное с учетом тех серьёзных противоречий, которые проявляются сегодня внутри этой организации. Но даже сам факт лоббирования столь мощного и амбициозного нового импульса к сближению говорит о политической дальновидности Нурсултана Назарбаева, политика мирового масштаба. Практическое же воплощение этой идеи, без сомнений, откроет новую страницу в истории Организации и позволит наряду с «духом Хельсинки», возникшем в 1975 году, говорить о «духе Астаны» - духе новой архитектуры глобальной безопасности периода постиндустриального развития. Автор - доктор политических наук, профессор Национального университета «Киево-Могилянская академия», Киев
источник: Центр ICES
Теги: Казахстан

Поделиться: