Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Проект Рекомендации I -го Академического симпозиума «Совершенствование стратегического планирования

23.11.2009

Автор:

Теги:

Участники I -го Академического симпозиума «Совершенствование стратегического планирования в системе государственного управления», организованной Академией государственного управления при Президенте Республики Казахстан при содействии Фонда им. Ханса Зайделя (ФРГ), заслушав и обсудив доклады и обменявшись мнениями, отмечают, что целью стратегического планирования является определение стратегии, направления развития Республики Казахстан с учетом мировых тенденций. Реализация стратегических целей невозможно без государственного аппарата, действующего на принципах корпоративного управления, транспарентности, повышения эффективности и качества предоставляемых населению услуг, подотчетности обществу, профессионально подготовленных кадров в области долгосрочного планирования как среди госслужащих, так и среди руководителей крупных компаний. Поэтому приоритетным направлением на данном этапе является создание системы долгосрочного стратегического планирования, адекватной требованиям времени.

В целях практической реализации указанных направлений участники симпозиума приняли следующие рекомендации:

I. В сфере стратегического планирования в государственных органах:

В данной секции были представлены доклады из Великобритании, России, Германии, различных регионов Казахстана, центральных государственных органов и других структур, что подтверждает заинтересованность аудитории в поднятой проблеме. Доклады были посвящены вопросам функционирования системы государственного планирования; опыту внедрения стратегического планирования на центральном и местном уровнях; методикам, способам оценки и мониторинга реализации стратегических, программных документов состоянию и перспективам развития государственных услуг, повышения эффективности государственных органов.

Секция работала по принципу панельного обсуждения по двум блокам проблем:

1) функционирование системы государственного стратегического
планирования;

2) планирование пространственно-территориального развития.
Основными докладчиками были: по первому блоку вопросов Сэр Борн

Дж., Бабажанова Б.Е., Скорых Н., Шисл Р. по второму - д.э.н. Бопиева Ж.К9 д.э.н. Ахметжанова СБ.

В ходе дискуссий секция выработала ряд предложений, рекомендованных к включению заключительной резолюции симпозиума:

1. Продолжить работу по:

принятию нормативной правовой базы, регламентирующей процесс дальнейшего функционирования системы государственного планирования;

внедрению методологических основ и подходов к организации бюджетного процесса в рамках БОР на местном уровне, включающие в себя целеполагание, связь целей со стратегией и результатами, особенности этапов бюджетного процесса, условия внедрения БОР,

по обучению госслужащих по вопросам совершенствования СГП, способствующему пониманию основной идее совершенствования системы государственного планирования.

2. Рассмотреть необходимость:

- обеспечения комплексного подхода к вопросам территориального
развития;

обеспечения скоординированного развития производственной, энергетической, инженерной, транспортной, телекоммуникационной, водохозяйственной, социальной и рекреационной инфраструктур в рамках новой системы государственного планирования и бюджетирования;

совершенствования механизма реализации региональной экономической политики;

обеспечить государственной поддержкой приоритетные направления развития АПК, прежде всего, стимулировать в них инвестиционной процесс, который должен быть направлен на поддержание устойчивой мотивации у всех хозяйствующих субъектов, участвующих в реализации стратегии развития региона;

совершенствования организационно-экономического механизма рынка сельхоз продукции в связи с вступлением в ВТО;

налаживания контактов с потенциальными пользователями статистической информации и выявлением их потребностей, формирование своего клиента, что существенно расширит круг пользователей статистической информации;

обоснованного определения государственными органами целевых значений показателей и индикаторов стратегического плана государственного органа.

II. В сфере корпоративного управления в борьбе с коррупцией и этики:

1. В экономическом аспекте:

- установить строгий контроль в сфере государственных закупок,
земельных отношений, в проведении тендерных акций, ибо именно в этих
сферах государству наносится существенный ущерб;

- соблюдать принцип справедливого распределения бюджетных средств,
усилив при этом роль Налогового комитета Министерства финансов РК;
поставить заслон утечке многомиллиардных средств в оффшорные зоны.

2. 5 законодательном аспекте:

- совершенствовать законодательные акты и придать им статус
действенных и исполняемых повсеместно и на всех уровнях, устранив тем
самым избирательный подход в их исполнении, а также имеющиеся в них так
называемые «вилки»;

- в целях дальнейшего совершенствования уголовного законодательства
предлагается расширить перечень коррупционных преступлений. В п.5
примечания к ст. 307 УК РК после слов «пунктом а ) части третьей статьи
209» дополнить пунктом б ) части 2 ст.250 УК РК. Изложить в следующей
редакции «лицом, уполномоченным на выполнение государственных
функций, либо приравненных к нему лицом, если они сопряжены
использованием им своего служебного положения»;

совершенствовать антикоррупционное законодательство в направлении его консолидации и обеспечения научной экспертизы проектов нормативных актов;

- совершенствовать механизм правоприменительной практики.

3. 5 аспекте государственного управления и государственной службы
усовершенствовать:

организацию труда с определением четкой регламентации функций всех подразделений органов государственной службы

кадровую политику, а именно принимать на государственную службу людей, не запятнавших своей чести, специалистов высокой квалификации;

усиление персональной ответственности первых руководителей и должностных лиц за коррупционные правонарушения;

4. В аспекте общественного развития:

привлечь для эффективной борьбы с коррупцией гражданское общество, создать из представителей гражданского общества инициативные группы с контролирующими функциями;

способствовать повышению правового сознания и правовой культуры населения страны путем привлечения средств СМИ, проведения соответствующих мероприятий в культурных и образовательных учреждениях.

5. В аспекте этическом и образовательном:

- повысить роль этических стандартов, правил профессиональной
деонтологии путем строгого надзора за их соблюдением, руководствуясь при
этом лозунгом «Начни с самого себя!»;

- совершенствовать управленческую культуру, учитывающую как
традиционные духовные ценности и достижения, так и общечеловеческие,
соответствующие признанным в мире международным этическим
стандартам;

- сформировать нравственную культуру и комплекс общепризнанных духовных ценностей, в том числе внутренних императивов самоконтроля для работников государственного управления.

III. В сфере актуальных проблем председательства РК в ОБСЕ в 2010 году:

Впервые в истории Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) ее председателем становится одна из постсоветских республик, а именно Республика Казахстан, которая возглавит ОБСЕ в 2010 году. Надо особо отметить, что председательство Казахстана в ОБСЕ в немалой степени является следствием высокого доверия и авторитета Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева, чья активная международная, реформаторская и миротворческая деятельность явилась неоценимым активом казахстанской заявки.

Высокий международный статус Казахстана предоставляет отныне возможность более успешно позиционировать казахстанские инициативы по различным проблемам современности, представляющие интерес не только для нашего государства, но и в целом международного европейского сообщества уже с трибун ОБСЕ. Казахстан получил возможность имиджевого продвижения страны на общеевропейской сцене, расширения подлинного интереса европейцев к центрально-азиатской стране.

Доклады секции касались таких вопросов, как Программа «Путь в Европу» в контексте председательствования Республики Казахстан в ОБСЕ5 ОБСЕ и Казахстан, межэтническая и межконфессиональная толерантность как ключевой приоритет предстоящего председательства Республики Казахстан в ОБСЕ, проблема толерантности: европейский опыт и Казахстан, взаимодействие Казахстана и ОБСЕ в сфере формирования институтов гражданского общества, взаимодействие Казахстана и ОБСЕ в сфере формирования институтов гражданского общества.

На секции присутствовало 32 человека, из них выступило 15 человек. Доклады секции касались таких вопросов, как Программа «Путь в Европу» в контексте председательствования РК в ОБСЕ, ОБСЕ и Казахстан, межэтническая и межконфессиональная толерантность как ключевой приоритет предстоящего председательства РК в ОБСЕ, проблема толерантности: европейский опыт и Казахстан, взаимодействие Казахстана и ОБСЕ в сфере формирования институтов гражданского общества, взаимодействие Казахстана и ОБСЕ в сфере формирования институтов гражданского общества.

В ходе работы секции были вынесены следующие предложения:

Выработать доктрину «Национральное единство» на основе общеевропейской истории

Пропагандировать концепцию межэтнического и межконфессионального согласия

Направить часть магистрантов двухгодичного обучения в офис ОБСЕ для прохождения международной стажировки

Подготовить сборник по урегулированию конфликтов, обсуждаемых в ОБСЕ

Провести совместный саммит по проблемам безопасности ОБСЕ-ОДКБ-ШОС

Подписать в г. Астане на саммите глав государств-членов ОБСЕ Устава ОБСЕ

Усилить экологическое измерение ОБСЕ, в особенности по снижению экологических рисков региональной безопасности в Центральной Азии, Арала и Семипалатинского региона

Усилить языковую подготовку дипломатов

Пересмотреть Государственные общеобразовательные стандарты по специальностям «Междунродные отношения», «Международное право», «Международная экономика»

Развивать диалог между властью и гражданским обществом в лице государства и общественными этнокультурными объединенями

Использовать европейский опыт по статусу государственного языка

Выработать универсальный международно-правовой документ, констатирующий наличие угроз информационной безопасности военно-политического, преступного, террористического характера

Активизировать международное сотрудничество с целью укрепления безопасности функционирования Интернета.

IV. В сфере государственной политики в условиях мирового

экономического кризиса:

Основная цель секционной дискуссии заключалась в выработке предложений по совершенствованию механизма формирования и реализации государственной политики РК, в первую очередь, экономической.

Для успешного выхода из кризиса и созданию в стране эффективной экономической системы, участники отмечают особую роль государства. Выступавшие отметили, что продолжающийся в настоящий момент экономический кризис имеет серьезный и затяжной характер. Это приведет к структурным изменениям в мировой экономике, что не могло не отразиться на экономике нашей страны. Ресурсные кризисы, социальная поляризация, всемирная инфляция, острейшая конкуренция на мировом рынке - неполный перечень современных проблем. Благодаря системной политике государства многие трудности были преодолены, при этом страна сохранила свои резервы.

Чтобы развивать созидательный потенциал экономики страны и обеспечить социально-политическую стабильность необходимо:

Совершенствовать механизмы государственного регулирования экономики по отраслям и сферам деятельности.

Изменить подходы к определению приоритетов экономической стратегии.

Ориентировать государственную политику на разработку и анализ различных альтернативных вариантов, анализ ситуаций, выгодности и результативности.

Обеспечить научную проработку государственных управленческих решений.

Протекционистские меры должны стимулировать новое производство и не приводить к повышению цен.

Применение ответных экономических мер должно быть настолько прозрачным, насколько это возможно, с тем, чтобы избежать фаворитизма.

Обеспечить динамичное финансирование малого и среднего бизнеса.

Создать прочную систему социальной защиты для смягчения воздействия кризиса на бедных.

Разработать стратегию управления рисками в государственной политике.

Обеспечить приоритетность региональной политики, поскольку ключевая роль регионов заключается в решении проблем безработицы и инновационного развития экономики.

Форсировать создание «электронного правительства» как инструмента реализации государственной политики.

Особо выделить институт экспертов, без которых государственные органы управления не способны разрабатывать стратегические проблемы. Отсутствие рынка экспертных знаний, привлечение к экспертизе специалистов по ненаучным критериям приводят к формированию управленческих решений не высокого качества.

Найти форму приграничного сотрудничества Республики Казахстан и Российской Федерации.

Развивать связь Академии государственного управления при Президенте РК и Сибирской Академией государственной службы.

V, В сфере проблем повышения качества человеческого капитала в постсоветском пространствен

Участники, придавая первостепенное значение вопросам повышения качества человеческого капитала в современных условиях, считают необходимым консолидировать усилия по дальнейшему решению стратегических задач, стоящих перед Казахстаном, совершенствованию единого информационного кадрового пространства и расширению делового международного сотрудничества, разработке и реализации совместных проектов по развитию человеческого капитала.

Уровень задач, стоящих пред государством в сложившихся условиях, требуют объединения, интеграции усилий всех элементов нашего общества, участников политического и экономического процессов. В условиях сложностей сегодняшней экономики объединение всех усилий, экономических, финансовых, политических, и креатива, человеческого фактора являются мощным катализатором выхода из кризиса.

Участники отмечают, что рассматривают подготовку современных управленческих кадров ключевым элементом, способствующим позитивным изменениям во всех сферах государственного управления. Построение продуктивно работающего государственного аппарата на всех уровнях - это сложнейшая комплексная задача. Современные требования к государственным служащим определяются с учетом необходимости решения задач построения сильного конкурентоспособного государства.

Такими требованиями являются стратегическое мышление, наличие управленческих способностей, профессионализм и компетентность, общественное признание, активная жизненная позиция. Востребованными являются критичность и конструктивность мышления, комплексный подход к делу.

Выход из любого экономического кризиса, а тем более достижение Стратегии конкурентоспособности, решение программы инновационного развития зависят от наличия необходимого кадрового потенциала, особенно в госуправлении. В демократическом государстве государственная кадровая политика должна строиться на приоритете привлечения профессионалов, т.е. кадров, специально обученных методам управления.

Известно, что знания, особенно в сфере управления, обновляются каждые три-четыре года, что требует новых подходов в подготовке и переподготовке управленческих кадров. Мировая практика показывает, что современному профессионалу-управленцу необходимо не одно, два, а три высших образования и не менее двух-трех дипломов о переподготовке.

В ходе обсуждения и всестороннего анализа проблем повышения качества человеческого капитала участники конференции считают необходимым рекомендовать следующее.

в условиях обретения мировой экономикой нового качества -«экономики знаний» необходима разработка эффективной программы подготовки кадров нового поколения управленцев. Например, через создание совместных Центров по подготовке управленческих кадров. В таких центрах могли бы работать ведущие специалисты Казахстана и России. Это было бы примером эффективного трансграничного сотрудничества государств. Возможно, что соединение потенциалов в этой сфере придаст новый импульс в реализации амбициозных задач, выдвигаемых руководством Республики Казахстан и Российской Федерации;

создание концепции развития кадрового потенциала, целевой программы сбалансированности потребности экономики в кадрах и рынка образовательных услуг;

необходима разработка постоянной образовательной системы для кадрового резерва;

следует усилить внимание к сфере образования, нацелив ее на подготовку такого кадрового потенциала, который был бы способен не только усвоить имеющиеся знания во всех областях науки, но и выработать новые, уметь адаптироваться к изменившимся условиям. Для этого необходимо качественное повышение организации и содержания образовательного процесса, внедрение инновационных, интерактивных форм и методов обучения;

необходимы разработка и реализация механизма стимулирования в развитии кадрового потенциала в целях укрепления их конкурентоспособности, адаптации работников к новым общественным процессам.

целесообразно создание кадрового резерва на всех ступенях управления, формирование планов карьерного роста работников аппарата.

необходимо рациональное сочетание обновления и стабильности кадров путем выборов и конкурсов, учета рекомендаций государственных органов, политических партий и общественных движений как еще одного надежного инструмента правильных кадровых решений.

перспективные молодые кадры возникают тогда, когда есть публичная политическая конкуренция. Нужны открытые дебаты и общественные площадки, способствующие выявлению талантливых кадров и эффективного кадрового резерва.

необходимо создание адекватного позитивного образа нового менеджера в СМИ.


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение