Национальная идея Казахстана и её гендерная символика. Ч.1

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Все постсоветские страны проходят процесс нациостроительства. Везде они сопровождаются реконструкцией истории, поэтизацией старины, активным мифотворчеством в области истории государственности, народной культуры. Гендерные проекты в нациостроительстве также включают в себя эти феномены: поэтизацию старинных гендерных укладов, искреннее желание (вос)создать национальные женские и мужские образы большой духовной силы, возвращение из забвения реальных героев и героинь, олицетворяющих патриотизм, самоотверженность, верность, семью, любовь.
Национальная идея Казахстана и её гендерная символика. Ч.1

Светлана Шакирова,

к.филос.н..

Центр гендерных исследований, Алматы

gender@almanet.kz

Все постсоветские страны проходят процесс нациостроительства. Везде они сопровождаются реконструкцией истории, поэтизацией старины, активным мифотворчеством в области истории государственности, народной культуры. Гендерные проекты в нациостроительстве также включают в себя эти феномены: поэтизацию старинных гендерных укладов, искреннее желание (вос)создать национальные женские и мужские образы большой духовной силы, возвращение из забвения реальных героев и героинь, олицетворяющих патриотизм, самоотверженность, верность, семью, любовь.

Примерами такого творчества являются сборник беллетризованной истории Айгуль Тулембаевой «Жар-птицы Великой степи» (2007) и сборник «Великие дочери Великой степи (2003). Первая книга, по словам автора, воссоздает «прекрасные образы великих женщин Востока - Тумар (Томирис, VI в. до н.э.), предводительницы саков-массагетов, Айша-биби (предположительно XI-XII в.), погибшей во имя жизни любимого, и Борте (XII в.), жены и вдохновительницы Чингисхана». Череда лиц во втором сборнике начинается образом Томирис и заканчивается матерью нынешнего президента страны.

Цель таких трудов вполне понятна – встроить еще один, гендерный, кирпич в здание суверенной Нации. Строительство этого здания набирает силу день ото дня, при этом фундамент и основные стены определяются и переопределяются официальными идеологами на протяжении всех лет независимости. Поскольку эскиз здания на первый взгляд, ясно виден, но его окончательное архитектурное и художественное решения не определены, можно сказать, процесс творчества не останавливается ни на один день. Тому подтверждением выступает поток публицистики, научных и идеологических трудов, набирающий в последнее время интенсивность. Сегодня имеет место уже «римейк политизации этничности», «перезагрузка национальной идеи» и другие сложные процессы на очередном витке нациостроительства.

При этом следует сделать оговорку, что создание героев исторического прошлого Казахстана сопровождается гораздо более интенсивным и потому более эффективным обратным процессом - усвоением и одомашниванием глобализованной мировой культуры с ее многочисленными женскими и мужскими архетипами. Национал-патриоты, педагоги и все здравомыслящие граждане озабочены тем, что культура, повседневность, новости, к примеру, Нью-Йорка и Лос Анжелоса гораздо ближе и понятнее молодым казахстанцам, чем культура и повседневность аула, расположенного всего в 10 км от Алматы или Астаны. Да и там, в ауле молодежь стремится к урбанистической культуре больше, чем хотелось бы старшим. Кстати, то же относится и к молодым управленцам. По мнению Д.Алшимбаева, редактора энциклопедического справочника «Кто есть кто в Казахстане», « большинство нынешних топ-менеджеров - это люди, даже, не имеющие точного представления, в какой стране они живут, что и как функционирует, "не понюхавшие жизни" 24-26-летние вице-министры или заведующие отделом в республиканском ведомстве».

Гендерная идентичность, как известно, считается базовой в системе социальных идентичностей. В конструировании национальных проектов используются гендерные образы, отражающие традиционный иерархический гендерный порядок. Чтобы убедиться в этом, достаточно раскрыть газеты и журналы, читать блоги и форумы в Интернете или просто выйти на улицы города.

Этничность и сексуальность

Белорусская исследовательница Ольга Зубковская, побывав дважды в Алматы в 2006 г., заметила, что «рядом с Дворцом Школьников на проспекте Достык (бывший проспект Ленина) находится щит с рекламой накопительного пенсионного фонда. На постере изображена казахская женщина в традиционно женской роли школьной учительницы, в очках и темном костюме в полоску с минимумом косметики и украшений. Рекламный слоган гласит: «Для тех, кто ценит свой труд» (см. фотографию).

Ярким контрастом этому постеру является другой, находящийся неподалеку и занимающий бoльшую площадь на стене одного из домов. На нем женщина, предположительно русская (на это намекает гармонь в руках и слоган «Вода русская, слова народные»), блондинка, в красном сильно декольтированном платье и с ярким макияжем. Цель рекламы – продать потребителю водку под названием «Калина Красная».

Во внешне сходной роли использованы образы женщин разной этнической принадлежности, при этом сексуальность одной нарочито подчеркивается, тогда как сексуальность другой нивелируется. Случайно ли это?», - задает вопрос Ольга Зубковская. Свежий взгляд человека из европейско-славянского ареала, с западным образованием в области гендерных теорий, дал ей возможность оценить ситуацию происходящего и назвать все своими именами, как бы резко для местного слуха это ни звучало. Она пишет:

«Феминистские исследования национального дискурса показывают, что женщина играет ключевую роль в биологическом и культурном воспроизводстве нации. Именно поэтому так важно, оказывается, контролировать женскую сексуальность – через неписанные культурные нормы скромности и сексуальной сдержанности, равно как и через запреты на аборт и введение насильственной стерилизации нежелаемых сегментов населения (бедных, психически больных, представителей других национальностей) – ведь какого роду-племени окажется будущее потомство, кому будут переданы экономические и культурные ресурсы нации, отнюдь не является нейтральным вопросом, с точки зрения государственных (читай «мужских» интересов). Именно поэтому …женщина, участвующая в воспроизводстве казахстанской (а по сути казахской) нации не может быть сексуально распущенной, она должна быть скромной и занятой социально приемлемым трудом. (…) идентичности никогда не существуют сами по себе, а лишь в паре, в которой один из членов определяет то, чем другой не является. Точно так же, как мужчина является всем тем, чем не является женщина со знаком плюс, положительная асексуальность казахской женщины должна находить свою противоположность в нерегулируемой сексуальности женщины другой национальности/ расы».

Трудно не согласиться с утверждением, что «национальная политика отводит женщинам, принадлежащим к разным национальностям, разную роль в дискурсе национализма: если роль культурного и биологического воспроизводства закреплена за казашкой, то русская женщина – это вечный Другой, по отношению к которому определяются модели «правильного» женского поведения».

Национальная идея для Казахстана: определить, сформулировать, изобрести…

«Национальная идея является самым общим представлением нации о самой себе, о своем месте в мире и в историческом процессе, о своем историческом прошлом и желаемом будущем. Её нельзя придумать произвольно… если время для национальной идеи еще не пришло, то никакими усилиями ее не породишь…».

Следует признать, что женские и гендерные символы не являются определяющими в дискурсе национальной идентичности и национальной идеи.

Для полиэтничного Казахстана до сих пор наиболее остро стоит вопрос о нации - согражданстве и нации - этносе. Если называть население страны многонациональным народом Казахстана, то на первый план выходит гражданская идентичность «казахстанцы» (как американцы, французы, россияне). Если настаивать на преимуществе этнической принадлежности, тогда неизбежно верховенство государствообразующей казахской нации, а все остальные этнические группы сводятся на уровень диаспор.

По мнению А.Г. Косиченко, «…хотя национальная идентичность и глубже этнической, и та, и другая уже исчерпывают свой потенциал. Мы видим это противоречие на примере развития Европейского Союза».

В 2004 году Назарбаев объявил, что в Казахстане сформировалась казахстанская нация. Сейчас это положение принято за официальное, социологам предписано использовать понятие «казахстанское общество», журналистам - «казахстанцы» и т.д.Тематикой данной статьи являются женщины и то, как образы должного и идеального их поведения в обществе и семье используются при формулировании национальной идеи. Далее следует реферативный обзор публикаций о национальной идее, хотя далеко не во всех из них упоминаются женщины. Редкость использования женских и гендерных символов, на мой взгляд, показывает степень (не)укорененности идеи гендерного равенства в общественном сознании в Казахстане.

Рецепт от Президента: единство и конкурентоспособность нации

Летом 2007 года Н.А.Назарбаев констатирует: “Мы реализовали собственную модель сохранения и укрепления межнационального согласия и формирования казахстанской идентичности… С самых первых дней независимости в основу казахстанской идентичности был заложен принцип не этничности, а гражданственности … Наша стратегическая задача - дальнейшая консолидация общества и формирование единой казахстанской, конкурентоспособной нации”.

В ходе празднования 10-летия Астаны летом 2008 года президентом Назарбаевым были озвучены основополагающие тезисы национальной идеологии: «Стабильное развитие нации, укрепление государственности, единство народа и уверенность в будущем».

Рецепт: сильный, процветающий и демократический Казахстан

В апреле 2005 года на страницах «Казахстанской правды» было опубликован совместный текст четырех известных политологов Казахстана под названием «Национальная идея: предложения к обсуждению». Ими были названы цивилизационные идеалы для страны: демократичное и сильное Государство; справедливое и процветающее Общество; свободная и уважаемая Личность». Была предложена формулировка национальной идеи: «Не забывая истоки, мы вместе строим сильный, процветающий и демократический Казахстан во благо каждого казахстанца». В декабре 2007 г. Институт философии НАН РК, возглавляемый академиком А.Н.Нысанбаевым, провел круглый стол на тему «Содержание и мобилизующий потенциал общенациональной идеи». Свою приверженность президентскому концепту «казахстанская нация» он выразил следующими словами: «Ведь можно являться казахом, признавать свою этническую самобытность, болеть душой за судьбу казахов и в то же время считать себя казахстанцем, т. е. органической составляющей единого казахстанского народа. (…) Этническая самобытность сохраняется и сберегается в казахстанском сообществе, именуемом президентом Нурсултаном Назарбаевым казахстанским народом и более того, казахстанской нацией». Эта мысль Нысанбаева идет, в частности, вразрез с открытым «Письмом-73», подписанным представителями казахской интеллигенции, где они выступили против понятия «казахстанская нация». Таким образом, идеи, предлагаемые сверху, не всегда спокойно усваиваются обществом, особенно его наиболее творческой частью. И споры будут продолжаться.

Рецепт: народность, государственность, пантюркизм и евразийство

Марлен Зиманов считает, что главные составляющие национальной идеи – это народность и государственность. Основные идейные ориентиры семейно-демографической политики: «гражданственность вместо потребительского космополитизма и культ большой семьи вместо западнического индивидуализма и одиночества духа».

Рецепт: укрепление статуса казахского языка

Берик Абдыгалиев в своем сборнике статей «Казахская миссия» (2008) пишет о том, что необходимо «сформировать новую идентичность, основанную на идеологии государственничества». «Одной из основ новой национальной идентичности является знание всеми гражданами Казахстана казахского языка».

Отмечая факт «невротического сознания» у казахов, Абдыгалиев призывает «перестать бесконечно мифологизировать прошлое, искать внешних врагов в современных бедах и проблемах казахов. Из-за недостатка позитивных стимулов, говорит он, выработался своего рода комплекс неполноценности, провал в самооценке, потеря позитивной групповой идентичности, самоуважения, заниженное чувство чести и достоинства нации». «Мы Великий народ, и не надо стесняться об этом говорить! Народ, имеющий девятую по площади территорию в мире, уникальную культуру и славную историю, не может не быть великим. Казахи – потомки грозных завоевателей Евразии, мудрых правителей Великой степи, наследники духовного богатства своих предков».

З.К.Шаукенова и Т.Х. Габитов пишут: «Раскрывая суть и содержание казахской идеи в контексте диалога культур, необходимо отметить ее уникальность, которая означает не просто набор отличительных признаков определенной системы в пространстве и во времени, но прежде - различие в тождественном. Казахская идея, в целом, и казахская философия, в частности, внутренне едины не на основе расовых признаков (тюрки в основном представляют собою в этом отношении переходные формы между индоевропейской монголоидной расами), культурно-хозяйственных типов (номады, земледельцы оазисов и речных долин, горожане), религиозных верований (различные направления ислама, православные, шаманисты, буддисты и т.д.), политической системы (демократические и тоталитарные режимы, автономии и зависимые народы) и т.д.

Что же тогда объединяет в единую мировоззренческую систему взгляды различных тюркских этносов? На наш взгляд, это –
единство языка, историческая память о героическом прошлом, этически ориентированная мифология и фольклор, т.е. архетипы духовного опыта. Уникальность казахской философии заключается в органическом сочетании традиции и открытости к инновациям, номадического и оседлого опытов освоения мира, сакрального, профанного и хтонического, она характеризуется толерантностью, свободолюбием, изначальностью слова и оптимизмом».

( По поводу единства языка тюркской группы вспоминаются скептические слова Г.Джемаля и Шевченко)

Советхан Габбасов считает, что «основа основ казахской нации – это земля и язык». Соответственно, земля должна быть национализирована, а казахский язык - занять главенствующее положение в обществе. В вузах должны преподаваться основы народной педагогики и национальной психологии. Полезно было бы восстановить суд биев.

Проблему казахского языка в острой полемической форме поднимает и социолог Гульнара Исмуханова. По ее мнению, сегодня налицо дискриминация государственного языка. Поскольку для большинства населения сегодня казахский язык не является родным, то есть языком, на котором люди думают, говорят и пишут, значит «обучать казахскому языку нужно как иностранному», с использованием международной шестиступенчатой системы обучения в течение не менее трех лет.

продолжение следует

Теги: Казахстан

Поделиться: