В ожидании медведевской "оттепели".

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Второе медведевское послание поставило перед его адресатом, народом России и другими обеспокоенными российскими делами гражданами во всем мире, по сути две группы вопросов. Во-первых, кто будет воплощать эту «революцию» в жизнь, есть ли у господина Медведева кроме его имиджа и должности кадровые ресурсы и неформальные рычаги для этого рывка? Во-вторых, способны ли элитные группы у власти, а их представители были собраны в Георгиевском зале Кремлевского дворца, понять Медведева, поверить в необходимость этих перемен и искренне ввязаться в работу, не приносящую доходов и финансовой выгоды им лично?
В ожидании медведевской "оттепели".

В ожидании оттепели.

Статья Дмитрия Медведева «Россия, вперед!» не дала ответов,но восхитила читателей и показала, что в президентском кресле страны находитсяяркий и талантливый публицист. В сущности тот же текст, но развернутый в формеофициального политического послания высшего чиновника России прозвучал какирония, словно нас пригласили на аттракцион прогрессивных взглядов и невиданной щедрости обещаний от действующей власти. Да, таких негативных оценок общегосостояния дел страны, прозвучавших с самого «верха», не было слышно сельцинских времен. Впрочем, и путинские послания рубежа конца его первогоначала второго срока отличались ударной критикой отдельных институций власти,не говоря уже о громоподобных репликах в отношении олигархии. И что с того?Режим укреплялся, а система административной поруки «бизнес–власть» именно приПутине вступила в фазу максимального расцвета. Но людям, особенно политическиактивным, свойственно питать надежды в отношении мотивов и способностейвластей, ведь иногда они воплощаются в реальность. Поэтому импульс казалось бынелогичных ожиданий «медведевской оттепели» после послания получил новую силу.

Второе медведевское послание поставило перед его адресатом,народом России и другими обеспокоенными российскими делами гражданами во всеммире, по сути две группы вопросов. Во-первых, кто будет воплощать эту«революцию» в жизнь, есть ли у господина Медведева кроме его имиджа и должностикадровые ресурсы и неформальные рычаги для этого рывка? Во-вторых, способны лиэлитные группы у власти, а их представители были собраны в Георгиевском залеКремлевского дворца, понять Медведева, поверить в необходимость этих перемен иискренне ввязаться в работу, не приносящую доходов и финансовой выгоды имлично?

Концентрируются эти вопросы вокруг главного сюжетавозникшего с начала президентского пути Медведева – кто в России главный?

Сам призыв Медведева действовать не означает ничего. Толькокачество первых результатов и сами попытки реформ покажут – да, Медведев взялнеформальное лидерство. Произойдет ли это в согласии с Путиным, противоречаему, с молчаливого полу-одобрения премьера – сигналы с вершин власти слабоподдаются верной интерпретации. Отношения Путина и Медведева не носят фронтальныйхарактер. Мы мало знаем об их частных контактах. В тоже время эти сигналыизвне, направленные нам, слишком сильно модулируются и контролируются, чтобынаблюдатели снизу точно определили – вот начался конфликт, или -- вот новыйповорот в тандемократии.

Невидимый, но необратимыйразрыв?

Исходя из описанной сущности властных реалий можно лишьстроить более-менее точные предположения. Одно из них – Медведев готов насерьезные реформы, но им движет осторожность. Сейчас он не может позвонитьдругу Владимиру и сказать – извини, ты завтра не премьер. Для этого нужнаполнота власти. Поэтому начиная со статей и послания он пытается сформироватьопору на нижних и соседних с вертикалью президентской власти этажах, среди«непутинских» или нейтральных групп бизнеса и той, преимущественно молодойчасти аппарата государственной власти, готовой идти по пути Медведева. Есливерсия, назовем ее -- «Попытка выхода молодого принца из золотой клетки»,верна, то картина приобретает несвойственный политической России последних летдраматический разворот.

Как ни странно, в наиболее трудной ситуации оказываетсяПутин. Начать давить на ретивого президента, предвосхищая момент скопления иконцентрации медведевской элиты – означает публичный раскол тандема, признаниекризиса управления на высших этажах власти. Увеличение разброда и шатания средиподчиненных конгломератов власти-бизнеса в столице и регионах России.

Многие продумывают свою карьеру и политическое будущее всвязи с Медведевым и его людьми. Но многие из них, как и сам Медведев, это тотсамый «путинский призыв» - вроде бы опора и надежда режима. Но если рольМедведева-реформатора не описана в сценарии Путина, значит он и не оправдалдоверия элитного ядра путинской бюрократии. Значит, Путин хотя бы в своем кругудолжен признать – ставка на Медведева в качестве президента оказаласьошибочной. С тем же Сергеем Ивановым, ныне вице-премьером, было бы куданадежнее. Этот фактор, шептание друзей с предложением «отодвинуть» Медведевабудет давить на Путина. Не реагировать нельзя. Если дать Медведевуразвернуться, рекрутировать сторонников, значит опять, но на новом ветке выйтина линию конфликтной фрагментации власти, а затем прямой поляризации как внутриисполнительной, так и внутри законодательных ветвей власти.

Предположим, что трансформация путино-медведевкой элитыпойдет по пути концентрации промедведевской группы. Какие черты должны быть уэтой группы? Какое политическое содержание для осуществления реформ они должнынести?

Настоящие реформы предполагают не просто полный пересмотрпутинского «наследия», критичного осмысления того, в чем именно состоялпозитивный опыт тех лет. Это пересмотр всего постсоветского политическогокурса, смелое признание стратегических ошибок, и там где они были, обличениесознательных преступлений именно как преступлений, а не вынужденных отступленийот верного курса. Для настоящих реформ необходимо не просто отстранение прежнейкоррумпированной элиты, но судебное преследование ее, для определенных группчастичная люстрация.

Не стоит рассчитывать, что таким радикальным способом можнобыстро отсечь власть от бизнеса, убрать их коррумпированную составляющую. Носоздать иную среду, не питающую этот союз, можно. Результатом и признаком этогоочищения должен стать не новый передел собственности, а определение формальныхи теневых собственников, их фильтрация и законная фиксация интересовдобросовестных владельцев, прекращение практики судебных и налоговыхпреследований силовых структур с целью получения контроля над выгоднымиактивами частных и компаний.

Трагедия России заключается в крайностях. Недостатокнравственности и смелости в одни эпохи, оборачивается отчаянным и обреченнымброском в другие. Страдают как запуганные и не готовые к развитию элиты, так илюди, познающие на собственном опыте бытовые и не только ужасы машины власти.Конечно, Медведев не предлагает революции. Но опыта нормальной, то есть тихой ирезультативной бюрократической реформы в постбольшевистстской и постсоветскойРоссии пока не было. Были аппаратные перевороты. Было приспособление старыхмеханизмов под нужды новых лиц. Поэтому если Медведев взялся всерьез, то передним стоит историческая задача. Возможно, ему необходим именно такойбюрократический механизм, параллельная вертикаль власти, как его описали консервативныеполитологи в докладе Института Национальной Стратегии. Но это лишь сценарий,достаточно далекий от политической жизни. В жизни параллельная вертикальвыстроится из чиновников того же рода, той же психологии, что и прежние.

Не случайно, первыми, кто отрапортовал о всецелой поддержкемедведевских инициатив оказались «когорта сплоченных» Совет Федерации и нашалюбимая партия «Единая Россия».

Имитация реформ.

В их понимании Медведев говорил лишь о косметических ирегулирующих функциях машины власти, о резервах общества, о таких нужныхгаджетах, как например, отечественная GPS. Своеобразный liberty-stile, необременительный, номодный и даже чем-то интересный. Как тюнинг старому и дорогому лимузину.Действительно, послание полностью и доступно читается только через призмуэкономики, то есть эффективности управления. Но второго «слова»,непосредственного создающего мотор модернизации – слова о политике Медведев несказал с такой отчетливостью. Слишком осторожно, и далеко не все услышалинеобходимость изменений в политике.

Более того, накануне послания, за месяц, был сделан кудаболее показательный жест. Медведев прореагировал на региональные выборы 11октября, словно не он был автор резонансной оппозиционной статьи. А ведь эти,прошедшие в чисто казахстанской наглой и безальтернативной как асфальтовыйкаток манере, особенно в Москве, сказали многое о мотивах и резервахуправляемой демократии.

Где настоящий Медведев? Если после выборов 11 октября, тогдамы имеем дело с новым апгрейдом известной системы. Той самой, где премьер – онже национальный лидер, он же утверждающий президента, молодого перспективного,но просто чиновника. Все остается по-прежнему, и не надо нервничать, просто вих стиль тандемоправления добавился элемент социально-демократической демагогиипод соусом модернизации. Согласитесь не трудно облегчить процедурыдокументооборота, снять часть административных барьеров, распределять деньги на инновации. Но так,чтобы непосредственно не задевать интересов своей коррупционной вертикали. А политикабудет напоминать постбрежневские времена, когда реформы заменили интересными изаслуживающее внимания выступлениями, докладами, статьями. От доклада додоклада, от дебатов к дебатам. Следующий доклад мы услышим на днях, как раз изуст Путина на VI съезде его партии.

http://www.respublika-kz.info/

газета "Республика"

Теги: Медведев

Поделиться: