Севастополь: новая стратегия развития порта решит кризис городского хозяйства.

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Как создать новую систему занятости местного населения? Рабочие места могут быть созданы как в рамках проекта свободной экономической зоны, получившей импульс после президентского указа от 26 декабря 2008 года (поскольку в регионе в таком случае институционально, то есть за счет изменения законодательства, создаются дополнительные к уже существующим, конкурентные преимущества), так и в результате неизбежной после президентской кампании-2010 общей либерализации экономики Украины. С учетом того, что проект Свободной экономической зоны находится в предварительной стадии согласований и его будущее пока не ясно, то горожанам остается уповать на основное конкурентное преимущество Севастополя – незамерзающую акваторию.
Севастополь: новая стратегия развития порта решит кризис городского хозяйства.

Севастополь:новая стратегия развития порта решит кризис городского хозяйства.

Гражданская стратегия развития севастопольскогопорта должна изменить структуру занятости и решить хозяйственные проблемыгорода.

Настартовавшем в сентябре 2007 года севастопольском форуме сторонниковевроатлантической интеграции Украины ( www.2017.sebastopol.ua ) был установлен счетчик, указывающий на количество дней,оставшихся до вывода Черноморского флота с территории Украины. Посостоянию на 6 ноября 2009 года до вожделенной для многих«друзей» России даты оставалось 2760 дней.

Сейчас,за два месяца до первого тура президентских выборов на Украине,вообще не понятно, протянет ли это проблемное государство еще восемь лет. Аналогичные опасения можно высказать и вотношении Российской Федерации с ее отрицательной демографией,местечковым сепаратизмом в национальных образованиях, конфликтным Северным Кавказом и растущей китайской угрозой. Однако, как бы тони было, а жители Севастополя уже сейчас вслух размышляют о перспективах «города русских моряков», из которого некоторые местечковые политики хотят вылепить «центр международнойрекреации и туризма». Их лейтмотив – жители других городов и стран готовы приехать в город-герой, «город-музей под открытым небом», «городтысячи памятников», и, разумеется, оставить в Севастополе много денег.

Однакобольшинство туристов приезжают в летний сезон и интересуются не памятниками, а пляжами. А уезжают, как правило, озлобленными, вспоминая «ненавязчивый»сервис советского образца, запредельные цены и плавающие в морской водефекалии. При этом виртуозно обходится вопрос – почему подавляющеебольшинство даже работающих (в том числе и в сфере туристического обслуживания)севастопольцев не способны выехать дальше Бахчисарая? И почему«золотые кущи» туризма означают среднюю зарплату для работающих вэтой сфере в полтора раза ниже средней по городу? Правда, апологетытуристического развития утверждают что на самом деле «желающих мыть посуду за 1000 гривен в месяц уже не найти», поэтому владельцышалманов и мини-гостиниц нанимают людей на сезон без оформления потрудовой книжке, экономя на налогах и выплатах в социальные фонды. Причем экономят серьезно – вся туристическая сфера города в течение 2008 годадала в бюджет города лишь 5,5 миллиона гривен или менее полпроцента от его общей величины. При этом многочисленные мини-гостиницы города косвенно дотировались за счет искусственно заниженных тарифов на проточную воду, а с учетом ежегодных дотаций в 50 млн. гривен коммунальному предприятию «Севгорводоканал» из городского бюджета на дотацию пляжным туристам пришлась минимумчетверть этой суммы.

Понятно,что город в течение двух столетий существовавший в качестве военно-морской базы имеет не только соответствующий, «нерыночный», менталитет большинства населения, но и «заточенную» под данный статус инфраструктуру, которая продолжает существовать вовнерыночном и дотационном русле. В итоге массовый летний наплыв«туристов-пляжников» ежегодно создает дополнительную нагрузку на ибез того изношенную техносферу города, а если приплюсовать сюда и ростобъемов бытового мусора в 6% в год, сезонные инфекции от дичайшейантисанитарии, забитый общественный транспорт (а пассажирские перевозкикатерами и троллейбусами в Севастополе дотируются под сурдинку «льгот длямалоимущих» и опять же – из городского бюджета!), картина «туризмапо - севастопольски» получается вовсе неприглядной. Мало того – сезонный рост цен на продукты питания, товары и услуги «вытаскивает» из бюджета средней севастопольской семьи как минимум 200гривен в месяц. А сверхдоходы владельцев туристических объектов тратятсяими в первую очередь на приобретение иностранной валюты, тоесть инвестируются в экономику других государств. То есть можно смелоутверждать – косвенно дотируемый из бюджета пляжный туризм не только неявляется локомотивом развития города, но даже наноситгородскому хозяйству заметный ущерб. При этом любая попытка серьезныхинвестиций в туристическую сферу города встречает оголтелоесопротивление ряда местечковых политиков и годами нигде неработающих «профессиональных общественников», практикующих относительно Севастополя принцип «чем хуже – тем лучше». Так запоследние два года были сорваны проекты гольф-клуба на Караньскомплато, яхт-клуба в Ушаковой балке и гостиничногокомплекса на мысе Хрустальном, подразумевавшие совокупный объеминвестиций в сотни миллионов долларов США…

Однако, по ряду причин Севастополь не может оставаться и классической военно-морскойбазой. После раздела советского Черноморского флота совокупная мощь украинских ВМС и ЧФ России уменьшилась вразы относительно ЧФ 1991 года и значительно уступает совокупнойвоенно-морской мощи стран НАТО - Турции, Болгарии и Румынии. Послесокращений «имени нынешнего министра обороны» в составечастей ЧФ на территории Украины останется не более 10тысяч российских военнослужащих. При этом из 25 тысяч работавших наобъектах в Севастополе вольнонаемных останется не более 18 тысяч человек. Стоит отметить, что Черноморский флот в силу ряда причин ужедавно превратился в ресурсоемкую, неповоротливую структуру,занимающую только в пределах Севастопольского региона 33 км2 ценныхюжно-крымских земель из 880 км2 территории всего региона. При этом средняязарплата вольнонаемных на ЧФ составляла лишь 1300 гривен в месяц, то есть77 % от средней по городу, которая по состоянию на 1 ноября 2008года равнялась 1696 гривен (89% от тогдашнего средне-украинского уровня ) – 17место среди 27 регионов Украины.

Ещеодин кризисный аспект -- Севастополь лидирует во всеукраинском рейтингепенсионного обеспечения. Но проблема Севастополя – не в гипотетическойбезработице, а в негибкой и нерыночной структуре занятости. Фактически, попричине практиковавшегося властями популизма, за счет городского бюджетаискусственно создавались рабочие места в многочисленных коммунальныхучреждениях и на коммунальных предприятиях Севастополя - «Севэнерго»,«Севгорводоканал», «Севтроллейбус» и им подобных. Поскольку эти предприятияфункционируют на нерыночных и дотационных принципах, то они превращаются вэтакие «черные дыры» бюджета. И под сурдинку «социальных тарифов» финансируютсяза счет налогового обдирания государством работающего населения. Понятно, чтотакое положение не может продолжаться вечно.

Послеизменения законодательства эти предприятия неизбежно будут акционированы. Врезультате количество работающих на этих предприятиях снизится, а зарплаты и наних, и в среднем в городе - вырастут. Севастопольская экономика станет болееэффективной, за счет выросших доходов работающего населения увеличитсясовокупный спрос на товары и услуги, а в результате – и спрос на рабочую силу.Тем более - в городе с неуклонно стареющим населением. Поэтому структуразанятости просто изменится. В случае если в городе будут созданы качественные ивысокооплачиваемые рабочие места, то массовой безработицы не будет.

Каксоздать новую систему занятости местного населения? Рабочие места могут бытьсозданы как в рамках проекта свободной экономической зоны, получившейимпульс после президентского указа от 26 декабря 2008 года (поскольку в регионев таком случае институционально, то есть за счет изменения законодательства,создаются дополнительные к уже существующим, конкурентные преимущества), так ив результате неизбежной после президентской кампании-2010 общей либерализацииэкономики Украины. С учетом того, что проект Свободной экономической зоны находится в предварительной стадии согласований и его будущее пока неясно, то горожанам остается уповать на основное конкурентное преимуществоСевастополя – незамерзающую акваторию.

Данноегеографическое преимущество заметно снижает расходы судовладельцев на оплатутак называемой «ледовой проводки» и уменьшает время на обработку судна в порту.Кроме того, Севастополь географически ближе к турецким проливам и собственносеверному побережью Турции, чем остальные порты Украины. Еще один важный фактор- успешно действующие порты Украины в силу ряда причин достиглиестественного пика своего развития и физического максимума объемов перевалки,что дает Севастополю великолепный шанс на мощный рост. Если общий грузооборотвсех севастопольских портов с учетом деятельности негосударственных стивидорныхкомпаний в 2008 году составил около 7 млн.тонн, то только государственные портыпереваливали – 18, 904 млн.тонн (Ильичевский), 15,961 млн.тонн (Мариупольский),34,562 (Одесский)! Конечно, вряд ли Севастополь достигнет потенциала румынскогопорта Констанца с возможностью переваливать 85 миллионов тонн грузов в год, нодостичь по меньшей мере пятикратного роста объемов перевалки более чемвозможно. Тем более, что в январе в Министерстве транспорта Украины былопроведено совещание, на котором рассматривался вопрос использования после 2017года Севастопольской бухты, как глубоководного торгового порта, и на вопрос отом, сколько Севастополь может «перевалить» грузов и перевозку какого их объемаможет обеспечить железная дорога без серьезных капитальных вложений,представитель ГП «ЧерноморНИИпроект», которым, в частности, разработана «Схемаперспективного развития Севастопольского морского торгового порта», сообщил,что этот показатель составит до 30 млн. тонн в год. И для качественного иколичественного развития порта освобождаемая от военныхинфраструктура должна быть реализована или сдана в долгосрочную аренду в рамкахукраинского законодательства на прозрачных и равных для потенциальныхинвесторов условиях. И эти инвесторы наверняка найдутся.

Вчастности, особо перспективным выглядит строительство терминала поперевалке сжиженного природного газа (СПГ) с участием российской стороны.Окупаемость проекта должна быть высокой – ведь с января 2010 годаприродный газ на территории Украины перестанет бытьраспределяемым благом, а Севастополь находится в самом конце газовойтрубы. Главное, чтобы в вопросы экономического развития пореже вмешивались политиканы и «профессиональные общественники»,прикидывающиеся «борцами за экологию»…..

Павел Гопотченко, председательобщественной организации "Альтернативный Севастополь"

Специально для ИАЦМГУ.

Теги: Украина

Поделиться: