Россия, Москва

info@ia-centr.ru

"Рейтинговый авторитет Н.А.Назарбаева связан с тем, что он очень хорошо работает с массами....."

16.11.2009

Автор:

Теги:

Адилова Л.Ф.

профессор, д.п.н.

 

 

Почему в условиях кризиса института лидерства мы рассматриваем феномен национального лидера в современной истории, на примере истории Казахстана? Например, в истории Казахстана феномен Н.А.Назарбаева как политического лидера – основателя национальной государственности рассматривался неоднократно.

У меня была небольшая работа, связанная с имиджем политического лидера. Были исследованы личность Н.А.Назарбаева и Г.Алиева, которые были востребованы в условиях кризиса и состоялись как политические лидеры, имеющие позитивное продолжение в истории своей страны, своего государства. В своем докладе остановлюсь на нескольких аспектах.

В Казахстане разработан собственный проект «2030», который был частично встроен в Западный проект. В котором вестернизация, инплонтирование западных институтов, которые носили имитационный характер, не были созданы внутри самой системы. И поэтому они не имели четких институциональных оснований, и вот эта шаткость институциональной системы она делает совершенно правомочный вопрос. Что будет после Н.А.Назарбаева? То есть, механизма передачи власти нет. В Азербайджане этот механизм изобрели, и, несмотря на то, что очень сложно было бы приспособить к демократическим практикам, он у них работает.

В Казахстане такого механизма передачи власти нет – это, первое. Об этом можно позаботиться и подумать что можно сделать для того, чтобы не встраивая западный проект и развивая дальше свой проект, подумать об этом механизме.

Далее, на что хочу обратить внимание. Механизм передачи власти предполагает развитый институциональный дизайн. Институциональный дизайн в Казахстане носит имитационный характер – демократические институты не востребованы, низкий порог востребованности в обществе. И нет тех демократических ценностей, которые были бы разделяемы большинством общества. А ценности, предложенные в проект «2030» стали основой национальной государственности и Казахстан является успешным государством еще и потому, что очень хорошее социальное самочувствие. Несмотря на то, что казахи «кочевники», среди гастарбайтеров в России они не отмечены. Если и есть, то отдельные мигранты, переселяющиеся на постоянное место жительство.

Для того чтобы создать комфортные условия в своей стране и было чем гордиться и персонифицировать себя со своей страной и персонифицировать со своим лидером, необходимо создать естественные условия –институциональные и личностные качества.

Сегодня очень много говорилось о личностных качествах Н.А.Назарбаева, хотелось бы дополнить, что властные качества Президента в Казахстане достаточно основательные.

И властные качества Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева можно разделить на три основные свойства:

1. Харизматические врожденные качества, то что невозможно приобрести, это как бы дано от бога. У президента Украины Ющенко приобретенные, взращенные политтехнологический ресурс, который дает возможность выработать харизматические качества, которые потом рутинизируются и угасают, если их не подкреплять регулярно. Рейтинговый авторитет Н.А.Назарбаева связан с тем, что он очень хорошо работает с массами, он четко чувствует ситуацию и вовремя реагирует не как популист, а как политик, который связан со своими избирателями, с обществом, реципиентами. И он регулярно подпитывается этой энергетикой и она дает возможность для его рейтинга. И все политические институты, которые им созданы также зиждутся на рейтинговом авторитете. С одной стороны, это очень хорошо на сегодняшнем этапе, но на завтрашнем этапе, когда будет изменен политический ландшафт института власти, который построен на рейтинге – они очень шатки и нежизнеспособны.

И далее «мягкое влияние». Это очень модное направление Жозеф Фаная используется в имидже государства, во внешней политике, мягкое влияние. Притягательность позитивного примера. Притягательность позитивного примера Казахстана была в том, что общество было бесконфликтным, сохранилась территория, были межэлитные разборки, но не было конфликтных ситуаций, то есть сохранить межнациональное и межконфессиональное согласие и создать модель притягательности позитивного примера. Следует отметить, что в Казахстане не было негативной мобилизации, того что произошло на Украине, Грузии и других странах. Кто-то выступал врагом, и вокруг врага сплачивалась нация. Врагами в Казахстане были проблемы – то борьба с коррупцией, то деление на родовые жузы, а в настоящее время с борьба с кризисом. В зависимости от того какая проблема становилась актуальной, с ней и боролись.

2. Смысл и ценности вокруг которых можно объединить нацию являются приоритетными. В целом, и лидер и политические партии думают о том проекте, который они предложат в будущем. Очень много разговоров идет о национальной идеологии, о казахстанском патриотизме – это очень неплохо, это все позитивные идеи и ценности вокруг которых можно сплотить нацию.

3. Консолидированный режим с элементами полуконкурентной политической системы. Он также нежизнеспособен, поэтому в условиях когда Казахстан будет председательствовать в ОБСЕ и будет привлекать к себе достаточно большое внимание мировых СМИ, будет уделяться внимание тому, какие политические институты, политические ценности и насколько они разделяемы реально в обществе. Насколько они не иммитационны. Поэтому, на мой взгляд, политические институты находятся в состоянии низкого спроса у населения и повысить этот низкий спрос можно, развивая политическую культуру, создавая условия для реальной политической конкуренции, заданной в рамках политического плюрализма.

4. В Казахстане «имидж» страны и «имидж» лидера – это рукотворный продукт, поэтому мы говорим о феномене национального лидера. И он нуждается в постоянной огранке и подпитывании именно серьезными инициативами, гуманитарными проектами в области международных отношений в целях установления международной идентификации Казахстана. Сегодня Казахстан идентифицируется только через политического лидера. Казахстан – это Назарбаев. Ассоциативное связывание образа страны с образом лидера связано с технологией персонифицированного восприятия и страны и власти. А международная идентификация предполагает структурирование образа страны, лидера, народа и ценностей истории народа, по которой живет этот народ и ценности, которые разделяет в целом вся нация. Вот тогда произойдет международная идентификация страны. Образ лидера это все-таки знаковая модель и он несет с собой заряд не только своей харизмы, но и направленности, устремленности в будущее. Он закладывает различные смыслы. Стратегия «Казахстан-2030» это программа, которую многие копируют. Потом появилась программа «2020», на Украине 10 шагов навстречу простому человеку. Нужны новые ориентиры, символическая система, помогающая определять направления, куда будет дальше двигаться народ.

Образ лидера является не только идентификатором, но и интегратором. Интеграционные процессы, которые связаны с личностью Президента это ОДКБ, ШОС, ЕврАзС и т.д. Это его инициативы, но все эти институты, которые созданы, они также все подстроены под фигуру лидера. И с уходом лидера из этой системы, что будет с этими институтами?

5. Во время кризиса происходит осмысление своего исторического пути, определение того какие институты жизнеспособны, какие основные перспективы стоят перед нацией и какие люди будут их реализовывать и в рамках какого проекта.


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение