Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Доктрина национального единства и основы национальной идеи

16.11.2009

Автор:

Теги:

 

ПРОГРАММА

презентации казахстанской модели межэтнической толерантности

и Клуба ведущих журналистов-экспертов при АНК

(в рамках Международного научного семинара

«СМИ в укреплении межэтнической толерантности»)

Выступление Алексея Власова

 

Доктрина национального единства - фактор модернизации казахстанского общества.

Уважаемые коллеги! Благодарю организаторов мероприятия за возможность выступить перед столь представительной аудиторией. Тема, которая стоит в центре сегодняшней дискуссии представляет огромную важность и вызывает неподдельный интерес не только для жителей РК, но и у всех тех, кто с уважением и искренней симпатией относится к гостеприимному народу, народу Казахстана.

В тоже время не хотелось бы свести свое выступление к традиционным фразам о казахстанском опыте реформ, евразийскому партнерству и общности пути. Перед нашими странами стоят очень сложные задачи, суть и смысл которых полностью отражены в недавних статьях и выступлениях Дмитрия Медведева и Нурсултана Назарбаева - мы выходим на новый уровень модернизации, от успеха или неудачи наших действий зависит то место, которое займут РФ и РК в посткризисном мире. Не время для взаимного пиара, хороший момент для аудита внутренних резервов и беспристрастного взгляда на собственные возможности и недостатки.

Именно в этот момент казахстанское руководство выставляет на суд широкой общественности документ, который может стать краеугольным камнем для дальнейших реформ - Доктрину национального единства. Нельзя сказать, что сама постановка вопроса абсолютно уникальна, есть исторические примеры подобных стратегических разработок и в других странах.

 Одна из таких попыток была предпринята в Южной Корее. В одном из произведений Пак Чжон Хи есть примечательные слова: "мы, корейцы, должны быть хозяевами в своем собственном доме, что именно мы, корейцы, населяем эту прекрасную землю, и что именно мы, корейцы, - наследники ее древней истории, которая насчитывает более 5000 лет. Национальное самосознание основывается на вере в то, что, будучи хозяином страны, человек не может оставаться безразличным к ее судьбе, что в силу того, что все мы, корейцы, несем эту ответственность, никто не может разделять нас искусственными барьерами. В трудные, трагические периоды национальной истории, подъем национального самосознания всегда способствовал созданию атмосферы сотрудничества и солидарности, что в условиях кризиса зачастую помогало людям объединиться ради спасения нации. Другими словами, национальное самосознание практически всегда было мощным источником жизненных сил нации".

Да, это совершенно иная политическая ситуация - трагедия разделенной нации, но трудно сравнивать - какая из задач стоящих перед властью сложнее - преодолеть последнюю разделительную линию по 38 параллели или поддерживать в состоянии системного равновесия мир и дружбу между представителями 140 этносов, проживающих на территории РК.

Именно поэтому особую важность приобретает заявление Президента Казахстана о том, что Доктрина национального единства нацелена на то, чтобы стать «настольной книгой» каждого казахстанского политика, руководством действий для каждого депутата, управленца, ученого и журналиста. С ней должны сверяться любые политические документы и законы».

 Миссия этого документа, на мой взгляд, исключительно важна - разработать общие принципы, фиксирующие статус "проекта Казахстан" как общего дела всех жителей Республики, вне зависимости от их национальной принадлежности. Очень важно, что в Доктрине делается попытка четкого определния терминологии, в том числе и самого понятия "национальное единство", которое, обладая определенными универсальными характеристиками, в то же время, несет в себе и уникальные казахстанские черты.

Под национальным единством понимается целостность существования этнических общностей в составе единого государства, высокая степень самоидентификации граждан страны с Республикой Казахстан, с существующей системой ценностей и идеалов. Основой национального единства казахстанского общества является общность ценностей, которые близки абсолютному большинству казахстанцев и консолидируют общество в единое целое. На пути к достижению главной цели – созданию единой гражданской нации - доктрина выделяет пять основных задач: укрепление общеказахстанской идентичности, формирование эффективной системы взаимодействия госорганов и гражданских институтов в сфере межэтнических отношений, развитие государственного языка, сохранение и развитие этнокультурной, языковой самобытности народов, а также борьба с экстремизмом, радикализмом и нарушениями прав человека.

Но, все-таки, с моей точки зрения, ограничивать Доктрину национального единства только лишь с вопросами, связанными с этнокультурной составляющей вряд ли возможно. На мой взгляд, вполне допустимо включение в Доктрину, как фактора сплочения казахстанского народа, комплекса задач, связанных не с общностью истории или межэтнической толерантностью, а нацеленных в будущее, ориентированных на реализацию задач системной модернизации общества. Именно через такую постановку вопроса единство будет достигаться через дуализм, соединение прошлого и будущего.

Обязательно нужен поиск объединяющих факторов. Я думаю, что кроме общей судьбы, общего исторического прошлого, исторической памяти, единой территории, нужно активизировать такие факторы, как общие цели, общие перспективы, общие возможности.

Не случайно, что во время прямого телеэфира  об этом говорил и Президент РК: развитие Казахстана до 2030 года, основа национальной идеи. Слагаемые успеха: национальное единство,  сильная конкурентоспособная экономика, укрепление независимости, развитие благосостояния. Казахстан должен иметь интеллектуальное общество, высокие технологии, быть конкурентоспособным вообще.

Мне кажется, что необходимо разделять понятие толерантности, условно говоря, на две составляющие. Первый элемент – это толерантность, воспринимаемая на бытовом уровне. Мы, я имею ввиду сидящих в этом зале, относимся друг к другу с уважением, воспринимаем аргументы друг друга, готовы к сотрудничеству. Отсутствует взаимное неприятие. Это то, что является элементом бытовой культуры.

Толерантность на уровне политических практик – явление гораздо более сложное и многоаспектное. Если традиции толерантности казахского народа определяют характер мирного проживания более, чем 130 этносов на территории Республики, то можно ли утверждать, что эти же принципы можно «передать» в качестве уникального казахстанского опыта венграм, полякам или голландцам? Наверно, нет. Но совокупность политических практик – инструментов государственной политики в этой сфере, среди которых  важнейшее место занимает АНК – вот эта часть казахстанское опыта, которая может восприниматься уже не как уникальное, а как универсальное начало. Абсолютно отдельный разговор нужно вести о проблеме межконфессионального согласия, что подчеркнул и президент РК на XV сессии Ассамблеи.

 Между тем, в сегодняшних условиях особенно актуально звучат слова дагестанского поэта Расула Гамзатова: «Обманутые, втянутые в смертельные игры политическими авантюристами, лежат по всей планете католики, протестанты, мусульмане, православные и неверующие. Я глубоко убежден, что станет, наконец, анахронизмом пролитие крови за землю, за бога, за язык. Мне дорог и понятен только один язык – язык дружбы». Этим принципом уже сейчас, равно как и на протяжении многих столетий руководствуются люди, проживающие на общей заемле, земле Казахстана, и хочется пожелать им успехов в очень трудном и ответственном деле - обретении нового пути. Дорогу осилит идущий, но всегда важно, чтобы путь этот имел выверенное направление. Доктрина национального единства и должна стать картой движения страны к новым рубежам.


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение