Россия, Москва

info@ia-centr.ru

ГУАМ – назад в экономику

16.11.2009

Автор:

Теги:

 

 

Геополитические трансформации на пространстве СНГ за последний год значительно изменили ландшафт постсоветского пространства. Признание со стороны России независимости Абхазии и Южной Осетии, выход Грузии из СНГ, смена власти в Молдавии - далеко не полный перечень важнейших событий последнего года, определивших перемены. На этом фоне активность блока ГУАМ ушла несколько в тень. Страны его образовывающие - Грузия, Украина, Азербайджан и Молдова больше концентрировались на внутренних вопросах, нежели на поддержании активности организации.

Последний саммит глав государств состоялся в Батуми еще до войны в Южной Осетии, в июле 2008 года. На нем Грузия получила председательство, которое так и не смогла передать дальше по этапу. Следующий руководитель – Молдавия – оказалась по разным причинам не готова к такой ноше.

Смена власти в стране затянулась и при этом незавершенный и по сей день процесс сопровождается тяжелыми последствиями. Новые политические деятели, пришедшие к управлению страной, пока не выказывали своего отношения об участии в работе ГУАМ. Прежний президент Молдавии Владимир Воронин откровенно говорил о ненужности этой структуры и демонстративно отказался ехать на последний саммит в Батуми.

В итоге уже в сентябре 2009 года на Генассамблее ООН вопрос в спешном порядке пришлось решать министрам иностранных дел Организации за демократию и экономическое развитие – ГУАМ (полное название структуры). В отсутствии решения президентов и саммита был найден промежуточный выход в продлении председательства Грузии до конца текущего года.

Для ГУАМ грузинское председательство оказалось не совсем «комфортным» с точки зрения развития организации. Шлейф негатива после событий августа 2008 года не позволил партнерам полностью солидаризироваться с позицией Грузии, но в то же время и дистанцироваться от нее тоже не позволил. Это двоякое положение нанесло вред самой организации ГУАМ, дезориентировало ее участников, прежде всего в Молдавии и Азербайджане.

ГУАМ усилиями Киева и Тбилиси вновь стал политизироваться, что не встречало одобрения у Баку. Азербайджан на протяжении всего существования структуры всячески стремился обходить политические вопросы и концентрироваться исключительно на экономических аспектах работы четверки. Получалось это, правда, не всегда. Но в таких случаях Баку солидаризировался с коллегами лишь в констатации приверженности принципам территориальной целостности и противостоянию сепаратизму. Азербайджан не давал втянуть себя в разборки Грузии и Украины с Россией, дистанцируясь от таких инициатив.

Молдавия действовала вовсе бесхитростно, просто не замечая своего формального участия в ГУАМ, и, по сути, почти полностью отошла от сотрудничества в структуре.

В такой обстановке внимание к Парламентской ассамблеи стран ГУАМ, состоявшейся на прошлой неделе в Тбилиси было приковано повышенное внимание. Примечательно, что из Кишинева из-за политического кризиса не приехал никто, и лишь посол Молдавии обозначал присутствие этой страны в ПА ГУАМ.

Конечно, депутаты не когда не делали погоды в организации, формировании контуров ее развития, но, тем не менее, это стало первым большим и представительным собранием ГУАМ в уходящем году. Парламентарии организации, уклонившиеся в политику и принявшие итоговое коммюнике, успели вызвать недовольство России. Представитель министерства иностранных дел РФ Андрей Нестеренко заявил, что Москва не увидела в документе подтверждений о приверженности мирному урегулированию конфликтов. А еще больше россиянам не понравились слова о необходимости "мобилизации международного сообщества в связи с проявлениями агрессивности в международных отношениях".

Реакцию Москвы можно было предугадать, хотя бы потому, что заседание ПА ГУАМ проходило в Тбилиси и использовалось грузинскими властями как возможность в очередной раз зафиксировать свои позиции относительно ситуации с Южной Осетией и Абхазией. Но также очевидно, что решения в ГУАМ принимаются на уровне президентов и здесь в отличие от депутатов для достижения консенсуса акценты более смягчаются.

В нынешней ситуации будущее развитие ГУАМ может проходить только в одном направлении – координации тесного сотрудничества и возможной интеграции с европейскими структурами. Для ЕС блок ГУАМ как готовая платформа для применения готовящейся программы «Восточного партнерства» как раз направленной на сближение с этими странами вплоть до выстраивания ассоциативных отношений.

Такое движение навстречу друг другу может наполнить активность ГУАМ придать насыщенность ее деятельности, если угодно и переформатировать ее функции. Страны блока ранее как раз и закладывали в сущность структуры именно экономические императивы – создание энергетических коридоров, зон свободной торговли и прочих торговых преференций. В итоге после переваривания текущих геополитических уроков ГУАМ сможет вернуться к первоосновам и стать эффективной международной структурой. Важно, чтобы у руководителей стран-участниц хватило бы воли не заморачиваться на политике, а больше думать об экономике.

Евгений Кришталев


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение