Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Эрнэ Кешкень. Россия и Центральная Европа после смены режима

10.11.2009

Автор:

Теги:
         В результате изменения соотношения сил на международной арене после смены режима в 1989-90-х годах отношения Рос­сии со странами центрально-европейского региона корен­ным образом изменились по сравнению с положением после второй мировой войны. Страны региона единогласно выска­зались за европейскую и евро-атлантическую интеграцию, за вступление в ЕС, а желание нейтралитета скоро было заме­нено стремлением к упразднению Варшавского договора и сближению с НАТО. В это время Советский Союз, а после его распада - Россия, уже не находились в таком экономическом и политическом положении, чтобы предотвратить этот про­цесс или же оказать на него влияние.

Пока страны Центральной Европы шаг за шагом продолжали евро-атлантическую интеграцию, внешняя политика России, проводимая А. В. Козыревым, была полна романтического аме­риканизма и своеобразного идеалистического западничества. Все, что произошло в отношениях между странами Централь­ной Европы и Россией, было инициировано, как правило, пер­выми (русско-венгерские отношения начала 90-х годов с этой точки зрения можно назвать успешными по сравнению с отно­шениями России с другими странами региона).. В отсутствии интереса России к нашему региону, несомненно, сыграло роль и то, что Центральная Европа не располагала необходимыми для модернизации российской экономики ресурсами.

С середины 90-х годов этот процесс все в большей мере за­менялся в российской дипломатии внешнеполитическим кур­сом, направленным против вступления стран Центральной Европы в НАТО, причем ради этого Россия была готова даже к политической конфронтации с Западом. Совет по внешней политике и безопасности первым провозгласил во второй половине 90-х годов реальную политику, допускавшую член­ство стран региона в НАТО и стимулировавшую подготовку к ситуации, которая сложится после интеграции центрально-европейских стран в НАТО и ЕС, а также на предварительное завоевание экономических позиций в этих странах. Несмо­тря на это, вступление стран региона в НАТО вызвало со сто­роны России политику «обиженности», которая, сопровожда­лась свёртыванием экономической экспансии из-за финансо­вого кризиса августа 1998 года. Стабилизация России, усиление централизованного государ­ства начались после второго президентского срока Б. Н. Ель­цина, с приходом к власти В. В. Путина. Выгодные для России изменения в мировой экономике, рост цен на энергоносите­ли содействовали этому процессу, благодаря которому и во внешней политике появилась уверенная в своих силах, само­стоятельная Россия. Российская внешняя политика была по­ставлена на прагматическую основу, что проявилось и в от­ношениях с Центральной Европой. Набирающая силу Россия добивалась все более серьезных позиций в странах региона, прежде всего в области энергетики. Страны Центральной Ев­ропы в принципе не возражали против появления россий­ского капитала на своих рынках, но требовали транспарент­ности российских инвестиций и их согласованности с прави­лами международного права и правовых систем отдельных стран.

Хотя Россия в принципе провозгласила политику равнопра­вия в области инвестиций, на практике она все в меньшеей степени допускает к сфере энергетики представителей не только стран Центральной, но и Западной Европы. Таким об­разом, часто повторяемый в России принцип открытого допу­ска капитала ко всем экономическим возможностям на меж­дународной арене на практике наталкивается на препятствия не только в случае российских капиталовложений в западных странах, но иногда даже и в обратных случаях.

Благоприятные венгеро-российские отношения в полити­ке последних лет были достаточны лишь для ликвидации по­терь, понесенных в предыдущий период: опыт показывает, что, несмотря на тесные связи с Венгрией, российская поли­тика на самом деле не даёт доступа венгерским компаниям к крупным энергетическим инвестициям. Сегодняшний финан­совый и экономический кризис, затронувший Россию силь­нее прогнозированного, подтверждает необходимость углу­бления международных экономических связей. Правильным ответом может стать не экономический изоляционизм, а уси­ленное экономическое сотрудничество.

Страны Центральной Европы перестали быть мостом между Россией и Западом для установления экономических контак­тов и превратились в форпосты Запада. Все же это не озна­чает, что эти страны не должны стремиться к созданию сба­лансированных, взаимовыгодных отношений с Россией. На­оборот, в этом есть необходимость и сейчас, и в будущем. Страны региона как члены НАТО и ЕС имеют большие воз­можности в восточно-европейском регионе, в том числе и

России. Именно страны на восточной границе ЕС должны иметь решающее слово как в определении, так и в исполнении рос­сийской политики Союза. Но страны Центральной Европы могут стать вли­ятельными факторами с точки зрения российской внешней политики..лишь согласуя свои интересы в совместных поисках воз­можностей сотрудниче­ства с Россией.

Необходимо снять с по­вестки дня исторические аспекты тех вопросов, ко­торые могут помешать развитию политических, экономических и культур­ных связей. Венгрия легко может это сделать, ведь и президент Ельцин во вре­мя будапештского визита 1992 года и президент Пу­тин в 2006 г. уже принес­ли свои извинения перед венгерским народом за советскую военную интер­венцию в 1956 году. В Че­хии тоже были принесены извинения за подавление пражской весны 1968 го­да. Дела с Польшей обсто­ят сложнее, хотя Ельцин и там просил извинения. Во всяком случае, дан­ные проблемы истории не должны подниматься с внутриполитическими це­лями ни одной политиче­ской силой, при настоя­щем состоянии венгеро-российских связей это мо­жет повредить нашим от ношениям. Венгрия должна вести спокойную, взаимовыгодную политику по отношению к России, которая, учитывая географическую близость, тради-ционныее экономические связи и роль России в мировой политике и экономике, и в будущем останется для нас важным партнером.

Но европейская Россия продолжает быть историческим партнером не только для Венгрии и центрально-европейского региона, но и для Западной Европы и Запада в широком смысле этого понятия в уже начавшемся соревновании разных цивилизаций. В грядущих международных экономических и политических столкновениях Европа может отстоять свои интересы только совместно с Россией. Но Россия может считаться надежным и постоянным партнером для Европы и Запада, включая Венгрию, если ее внутренние преобразования будут направлены на усиление демократического правового государства и рыночной экономики. В ином случае сохранятся неуверенность и недоверие, отчасти характерные для сегодняшних отношений Европейского Союза и России.


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение