Каким будет Казахстан после Назарбаева?

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Каким будет Казахстан после Назарбаева? Этот вопрос становится в повестку дня и приобретает актуальность. Раньше эту тему не поднимали, поскольку сама постановка вопроса о Казахстане после Нурсултана Назарбаева объективно воспринималась как покушение на президентскую власть, так сказать, «незаконное вмешательство» в институт президентства. Но с тех пор многое поменялось, и стало понятно, в частности, что перемена высшего должностного лица республики не за горами.
Каким будет Казахстан после Назарбаева?

Аналитическо-информационное бюро ПИК Каким будет Казахстан после Назарбаева? Этот вопрос становится в повестку дня и приобретает актуальность. Раньше эту тему не поднимали, поскольку сама постановка вопроса о Казахстане после Нурсултана Назарбаева объективно воспринималась как покушение на президентскую власть, так сказать, «незаконное вмешательство» в институт президентства. Но с тех пор многое поменялось, и стало понятно, в частности, что перемена высшего должностного лица республики не за горами. Даже если Назарбаев доживет до ста лет (чему ему мы искренне желаем), то маловероятно, что он по-прежнему будет руководить Казахстаном. Государственная власть - дело трудное, требующее немало сил, а Нурсултан Назарбаев стоит во главе Республики Казахстан с 1990 года, и к этому нужно еще прибавить стаж первого секретаря ЦК Компартии Казахстана в 1989-1991 годах и стаж председателя Совета Министров Казахской ССР в 1984-1989 годах. 25 лет на высших постах - это много по любым меркам, а на долю первого президента выпала исключительно трудная задача создания нового государства. В любом случае будет или передача, или распределение власти. Так что переход Казахстана в постназарбаевский период - это, в определенном смысле, неизбежность. Какой будет характер у этого процесса: длительный и постепенный, или быстрый и стремительный, - нам знать не дано. Также пока не определены конкретные механизмы и пути трансформации Казахстана, и говорить о них пока что преждевременно. В значительной мере они будут определены самим Нурсултаном Назарбаевым, и было бы неправильно забегать вперед его решения. Однако, уже сейчас нужно обсудить некоторые принципиальные моменты относительно Казахстана после Назарбаева, которые касаются всех граждан республики, а в особенности политически активных граждан. Опасности трансформации Казалось бы, на первый взгляд, никакой особой проблемы нет. Мол, первый президент укажет форму и способы трансформации власти, которые он считает оптимальными, и все произойдет по выработанной им схеме. Власть плавно перейдет от первого президента к его преемникам, и никаких особенных потрясений не будет. С этим можно частично согласиться, однако, нельзя не заметить, что подобное мнение недооценивает целого ряда принципиальных вещей. Во-первых, как уже неоднократно отмечалось, любой преемник, даже идеально подобранный, будет неравноценной заменой первому президенту, поскольку он заведомо не будет обладать той же харизмой, тем же влиянием и тем же авторитетом, что и Нурсултан Назарбаев. Уже одно это само по себе создает для политических оппонентов соблаз нажать на более слабого в сравнении с первым президентом преемника и вынудить его к уступкам. Это перераспределение власти может спровоцировать непредсказуемые политические процессы. Во-вторых, надо считаться с тем, что в Казахстане существует политическая идеология, ставящая целью вообще полный демонтаж политической структуры, созданной Нурсултаном Назарбаевым. Наиболее известными выразителями этой идеологии являются лидеры ОСДП «Азат». Сегодня, конечно, это политические маргиналы без особых шансов на успех. Руки у них коротки, чтобы при первом президенте сломать его политическую систему. Но в условиях постназарбаевского Казахстана возможности их значительно возрастут, и у них появляется шанс увлечь своей идеологией определенные слои казахстанцев, в особенности политически неустойчивых и внушаемых людей. Если им это удастся, то результат может быть самым катастрофическим. В-третьих, существует определенная угроза размывания идейного и политического наследия Нурсултана Назарбаева, под давлением новых забот и задач, что будет постепенно ослаблять важнейшие государственные институты Республики Казахстан. Новое руководство может начать вносить в институты разные изменения, не сообразуясь с генеральной идеей, положенной в их основание. В результате политическая система, обеспечившая Казахстану рывок от обломка СССР к признанному государству, обеспечившая серьезный экономический рост, а также мир и спокойствие, и чей потенциал далеко еще не исчерпан, может быть расстроена, подорвана и разрушена. В-четвертых, существует также опасность противоположного уклона - догматизации политического опыта первого президента, возведения его в абсолют, что просто блокирует дальнейшее развитие республики. Иными словами, опасностей при трансформации Казахстана в постназарбаевский период более чем достаточно, и не считаться с ними было бы глупостью. Чего хотелось бы? Прежде чем решить, что и как нужно делать, неплохо было бы сначала понять, что было бы очень желательным для постназарбаевского периода Казахстана. Этот список можно составить примерно следующим образом: 1. Укрепление Республики Казахстан, 2. Сохранение нынешних внешнеполитических позиций, и желательное приобретение новых, 3. Экономическое развитие Казахстана, выход из сырьевой модели экономики, 4. Постоянный рост благосостояния населения Казахстана, 5. Социальная стабильность, отсутствие революционных перемен и переделов, 6. Создание работоспособного социального лифта и системы выдвижения кадров, формирование ответственной политической элиты, 7. Укрепление прав и свобод, развитие демократических институтов и партийной системы, 8. Развитие межнационального диалога и сотрудничества, 9. Внедрение государственного языка в широкий обиход, 10. Развитие национальной культуры, а также образования и науки. Думается, что против этих пунктов особых возражений не будет, тем более, что они в том или ином виде присутствуют в программах политических партий, общественных движений и неправительственных организаций. Однако, нужно сделать немаловажное замечание, что нельзя абсолютизировать какой-то один пункт из этого списка, противопоставлять его другим, как это делает, например, некоторые оппозиционные партии. Они все важны, и устойчивое развитие Казахстана зависит от прогресса по каждому из обозначенных выше направлений, и это должно быть обеспечено в постназарбаевский период. Вклад первого президента. Что в этом списке решающим образом зависит от достижений первого президента? Первым делом, пункт 1 - укрепление Республики Казахстан. У кого учиться укреплять республику, как не у человека, ее создавшего? Потому в постназарбаевский период государственное строительство будет решающим образом зависеть от опыта Назарбаева. Далее, пункт 2 о внешнеполитических позициях Казахстана. В этом деле опыт первого президента также является решающим, поскольку именно под его руководством состоялось широкое международное признание Казахстана, выход на мировую политическую арену, признание его лидерских позиций в Центральной Азии. В этот список нужно внести такое великое и историческое свершение, как отказ от ядерного оружия. Внешняя политика Казахстана в постназарбаевский период будет опираться на достижения первого президента и развиваться в проложенном им направлении. Пункт 3 также зависит от опыта первого президента, который сформировал современную экономику независимого Казахстана и ее основные опоры. Влияние этой экономической модели будет ощущаться еще очень долго, и ее нужно пристально изучать и учитывать ее при принятии любых решений, в любых программах и концепциях. Пока не создано и не развернуто другой экономики, назарбаевская модель будет работать и ломать ее без замены - безрассудство. Пункт 4 о благосостоянии граждан. Здесь тоже есть чему поучиться у первого президента, который решал эту задачу в исключительно сложных условиях конца 1990-х и начала 2000-х годов, еще до появления первых результатов экономических реформ. Надо сказать, ему многое удалось, ВВП на душу населения вырос в 1,7 раз, уровень бедности снизился вдвое, ожидаемая продолжительность жизни увеличилась на 2,9 года. Пункт 5. Казахстан является одним из немногих государств среди бывших республик СССР, в котором не было масштабных социальных потрясений, гражданских войн, «цветных революций» и прочих цветочков социальной нестабильности. Огромный вклад в это внес первый президент Казахстана. Пункт 6. Здесь успехов меньше, чем хотелось бы, и в полной мере проблему формирования казахстанской элиты решить не удалось. Однако и в кадровом вопросе у Назарбаева есть такие выдающиеся идеи, как «Кодекс чести государственных служащих Республики Казахстан», Агентство РК по делам государственной службы, программа «Болашак» и другие. Не стоит предаваться излишнему критицизму, поскольку создание социального лифта и развитие кадрового дела будет идти не с пустого места, а с учетом достижений и накопленного опыта. Пункт 8 о межнациональном диалоге. В этом вопросе Казахстан также представляет собой исключение из обычного постсоветского опыта, и его не сотрясали масштабные межнациональные конфликты. Президент разработал и создал систему, обеспечивающую права национальных меньшинств и межнациональный диалог, важнейшим элементом которого является Ассамблея народов Казахстана. Таким образом, из десяти перечисленных пунктов, семь в решающей степени зависят от опыта первого президента, от его достижений. Таким образом, можно сказать, что ориентировочно более 70% всех решений, инициатив, проектов, концепций и так далее, будут приниматься с учетом опыта Нурсултана Назарбаева. Разумеется, что это только самый поверхностный обзор, что его можно серьезно расширить, углубить и детализировать. Но он показывает, насколько велик вклад первого президента, и что Казахстан постназарбаевской эпохи будет идти по пути, проложенному Нурсултаном Назарбаевым. Направления перемен На основе этого анализа можно судить, какие сферы в казахстанской жизни после Назарбаева останутся более или менее неизменными в течение некоего обозримого периода, а какие скорее всего будут испытывать достаточно интенсивные преобразовательные процессы. Конечно, это очень приблизительная оценка. Ее сделать нелегко, поскольку это «взгляд за горизонт», и скорее всего, часть нарождающихся тенденций не будет отмечена. К приоритетным сферам преобразовательных процессов в Казахстане в постназарбаевскую эпоху можно отнести: - социальную политику, в которой будет вестись поиск и разработка более эффективных и подходящих для новых условий методов решения наиболее сложных социальных проблем; - партийно-политическую сферу, в которой будет отмечаться появление новых и исчезновение партий, интенсивная идеологическая борьба, усиление роли парламента и партийной политики в контексте выборов; - сферу прав и свобод, развитие которой будет связано с развитием коммуникаций, широким овладением населением элементарных методов защиты своих прав, и с созданием правозащитных структур и коалиций нового поколения; - сферу товарного и промышленного производства, а также связанных с ней сфер образования и науки, в которой будет оформлено ядро несырьевой экономики республики. Вот так на сегодняшний день можно оценить основные направления перемен в Казахстане постназарбаевской эпохи.

better.kz

Теги: Казахстан

Поделиться: