Председательство РК в ОБСЕ: от Хельсинки до Астаны

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Совсем немного времени осталось до того момента, когда в 2010 году пост председателя Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) впервые займет государство из бывшего СССР. Это Республика Казахстан (РК), наиболее динамично развивающаяся страна на постсоветском пространстве. По сути дела, казахстанское председательство вышло на финишную прямую к получению соответствующих досье и прочего официального наследства.
Председательство РК в ОБСЕ: от Хельсинки до Астаны

Юрий Солозобов Совсем немного времени осталось до того момента, когда в 2010 году пост председателя Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) впервые займет государство из бывшего СССР. Это Республика Казахстан (РК), наиболее динамично развивающаяся страна на постсоветском пространстве. По сути дела, казахстанское председательство вышло на финишную прямую к получению соответствующих досье и прочего официального наследства. Спросим себя, почему случилось именно так. Почему Астана, географически далекая от центра Европы, сегодня стала олицетворением надежд европейцев на перемены в одной из важнейших общеевропейских организаций? На мой взгляд, ответ таков. Ожидается, что Казахстан в роли председателя ОБСЕ укрепит не очень прочный авторитет Организации на пространстве бывшего СССР. Республика Казахстан сможет это сделать, потому что сегодня страна воспринимается в роли лидера всей Центральной Азии и является ключевым партнером Евросоюза в регионе. Образно говоря, с председательством Казахстана ОБСЕ приобретет свежий взгляд на старые проблемы и новое «евразийское лицо». В Республике Казахстан с уважением относятся к тем механизмам безопасности, которые уже созданы посредством ОБСЕ. Но Астана ясно отдает себе отчет и в необходимости их модернизации. Выбор РК в роли председателя ОБСЕ представляется многим членам этой Организации весьма удачным. Астана, как медиатор между мусульманским и европейским сообществами, способна реально помочь разрешению многих конфликтов в Евразии. По сути, Казахстан получил коллективный мандат на председательство от всех 12 стран - членов СНГ. Его заявку также поддержали все 56 стран - участниц ОБСЕ. И это коллективное доверие дорогого стоит, но и ко многому обязывает молодое независимое государство. Так с каким же политическим багажом придет Казахстан на пост председателя ОБСЕ? Политическое руководство Казахстана, расположенного одновременно в Европе и в Азии, давно осознало свою главную историческую миссию - моста между Западом и Востоком. Молодая республика в сердце Евразии постоянно ищет новые формы международного диалога. Широкую известность получили Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА) и ставший уже традиционным Форум лидеров мировых и традиционных религий. В мировом сообществе хорошо знают вклад Астаны в обеспечение региональной безопасности, а также ее постоянную поддержку международных усилий по нормализации ситуации в Афганистане, Ираке. Также высоко оценивается историческое решение Казахстана добровольно отказаться от четвертого в мире ракетно-ядерного арсенала, закрыть второй крупнейший в мире ядерный испытательный полигон и и присоединиться к режиму нераспространения. Теперь у Республики есть колоссальный кредит доверия в такой деликатной сфере, как ядерные технологии. Недаром именно Казахстан стал единственной кандидатурой для размещения Международного банка ядерного топлива. Казахстан, испытавший на себе ужасы атомных испытаний, имеет полное моральное право требовать более решительных действий в сфере разоружения и кардинального усиления режима нераспространения оружия массового уничтожения. В частности, Казахстан считает важным скорейшее вступление в силу Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний. Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев недавно выступил за разработку нового универсального Договора о всеобщем горизонтальном и вертикальном нераспространении ядерного оружия. По мнению российских экспертов, эти разоруженческие инициативы Казахстана приобретают особую актуальность в контексте заявленной президентом США Бараком Обамой «перезагрузки» международных отношений и взятого курса на безъядерный мир. Немаловажно, что Казахстан обладатель еще одного уникального опыта - налаживания межнациональных и межконфессиональных отношений. Представители 130 национальностей и 46 конфессий - от ислама до зороастрийцев - там мирно уживаются вместе. Самое удивительное, что это происходит не на легендарном библейском Ноевом ковчеге, а в сердцевине бурно кипящей Центральной Азии. В непростом полиэтническом регионе, который обозначен на чьих-то мировых картах как потенциальная «горячая точка». Республика Казахстан, в числе немногих стран мира, оказалась в состоянии отреагировать на важнейший вызов сегодняшнего дня – сохранить межнациональную стабильность, консолидацию общества. Сделала все, чтобы не допустить конфликтов на почве идей, разделяющих народы и этносы, проживающие на территории Казахстана. На мой взгляд, это несомненное достижение Республики Казахстан стало одним из главных аргументов при утверждении заявки страны на председательство в ОБСЕ. Для современного мира, где мегаполисы превратились во взрывоопасный коктейль из этнических гетто, казахстанский опыт по межэтническому и религиозному согласию крайне интересен. В нынешней Европе может оказаться практически востребованным опыт казахстанской толерантности и межнационального диалога, а также испытанный механизм представительства основных этносов в высших органах государственной власти. К примеру, в Казахстане с 1995 года существует уникальная структура, которая воплотила все главные идеи межнационального согласия как фундамента казахстанской государственности. Такой институцией стала созданная по инициативе Президента РК Нурсултана Назарбаева, Ассамблея народа Казахстана. Председательство Казахстана в ОБСЕ в 2010 году сделает возможным изучение и имплементацию этой модели в Европе, уже поперхнувшейся результатами своей недальновидной политики в сфере межнациональных и межэтнических отношений. Однако в самом Казахстане наиболее ценным активом председательства в ОБСЕ считают харизматическую фигуру президента Нурсултана Назарбаева. Этот влиятельный политик мирового масштаба легко находит общий язык с премьерами Владимиром Путиным и Вэнь Цзябао, с американским президентом и британской королевой, с арабскими шейхами и среднеазиатскими пастухами. Нурсултан Назарбаев одинаково ровно говорит с лидерами Запада и Востока, при этом он не скрывает своих демократических убеждений. Таким его сделала жизнь - президент Казахстана родился в скромном сельском доме с земляным полом. Молодой Нурсултан упорно учился «на медные деньги», затем прошел сквозь жернова советской системы. Он не понаслышке знает, как трудно выходцу из народа пробиваться наверх. Президент Назарбаев твердо уверен, что только демократия даст шанс миллионам его сограждан вырваться вперед. Сегодня во всём мире идёт переосмысление концепции демократии. С одной стороны, это связано со снижением эффективности выборных институтов власти и с ростом «новой бедности», ставшей уже своего рода синонимом демократии. Этот тренд стал особенно заметным сейчас - во время мирового кризиса. С другой стороны, в массовом сознании происходит разочарование в самой идеи представительной демократии, выродившейся в фасадную имитацию народовластия. Эти тревожные процессы происходят не только в развивающихся странах, но и в развитых традиционных демократиях Европы. Они касаются многих фундаментальных прав человека - например, права на труд и права на достойную жизнь. Некоторые известные западные политологи, такие как Фрэнсис Фукуяма, уже открыто ищут альтернативу демократии на далеком Востоке. К примеру, они пытаются найти ее среди полуавторитарных азиатских политических систем, успешных экономически и основанных на местной конфуцианской этике. Мне пнятно очарование западных политологов, например, перед китайской государственной машиной, работаюей как слаженный муравейник. Но вот вопрс – повторим ли этот опыт у нас. И готовы ли мы, русские и казахи, стать такими же китайцами или даже населением глобального Человейника. Или это косвенный призвыв Запада передать нашу исчконную историческую территорию трудолюбивым термитам с Востока? .. Сделать гладкими пути их проникновения... Но эта вполне уместная критика не означает, что в современном мире происходит тотальный отказ от принципов демократии. Напротив - наблюдаются попытки поиска новых подходов к пониманию демократии. И Казахстан, как председатель ОБСЕ, в этой ситуации может стать инициатором новых и свежих подходов в этой сфере. Нурсултан Назарбаев в своем президентском Послании народу Казахстана сказал об этих поисках так: «Мы впервые в нашей истории создали независимое государство, построенное по принципам западной демократии, учитывая опыт передовых восточноазиатских государств и специфику нашего многоконфессионального общества». В поисках своей казахстанской модели демократии руководство Казахстана не раз обращалось к образцам так называемой «азиатской демократии», успешно реализованным в ряде стран АТР во второй половине ХХ века. Опыт Малайзии и Сингапура показал, что эффективные демократические системы этих стран могут заметно отличаться от привычных политических систем Запада. Исторический опыт «тигров» Юго-Восточной Азии стал долгосрочным ориентиром для Астаны, как в экономике, так и в политической сфере. Так, по мнению идеологов казахстанских реформ, политическая система их страны должна представлять собой своеобразный синтез демократии (понимаемой как способ и средство, а не цель в себе) и национальных традиций Казахстана. Сегодня Республика Казахстан, по мнению международных экспертов, может по праву гордиться своими демократическими достижениями. Так что во время своего председательства в ОБСЕ Казахстан не будет выглядеть робким новичком в мировой школе демократии. Есть еще одно достижение Республики Казахстан, которое безусловно важно для все членов ОБСЕ – это сильное социальное государство. Сегодня во всем мире зреет убеждение, что сильное, активно функционирующее государство - важнейшее условие выхода из глобального экономического кризиса и продолжения демократических преобразований. Без этого не утвердится социально ориентированный рынок, не могут быть надежно защищены все формы собственности, не будут опеспечены права человека. По моему глубокому убеждению, реальным гарантом прав и свобод граждан в современном мире может быть только сильное государство. Сильное не своим репрессивным аппаратом, а развитой демократией, законностью, дисциплиной, правопорядком. Подобное государство не допустит перекосов в развитии рынка; в частности, массовой безработицы или резкой дифференциации уровня жизни. Еще Аристотель утверждал, что государство существует «не просто ради существования, но скорее ради счастливой жизни». И современный Казахстан дал все возможности миллионам своих граждан с гордостью сказать «Государство – это мы!». С момента обретения Казахстаном государственной независимости Первый Президент РК Нурсултан Назарбаев поставил перед страной задачу «строительства сильного суверенного государства с социально ориентированной рыночной экономикой». Образ такого государства даже нашел отражение в государственных символах Республики Казахстан. Легендарный тулпар - конь с крыльями символизирует мечту многонационального народа Казахстана о построении сильного и процветающего государства. Этот выбор народа понятен - в такой протяженной и многообразной стране, как Казахстан, только сильное государство способно обеспечить и защитить личную и общественную свободу. Особо стоит подчеркнуть, что задача построения сильного социального государства была поставлена и успешно разрешалась руководством Казахстана в трудных условиях постсоветкой разрухи. И этот исторический опыт крайне ценен для многих молодых государств на общеевропейском пространстве По мнению казахстанского руководства, сильное социальное государство - это государство, которое органически соединяет экономические свободы и идеалы социального прогресса. Оно развивает экономику применительно к человеку, а не приспосабливает человека к жесткой экономической политике. Благополучие общества зависит не только от материального благосостояния его членов, но и от внешней и внутренней безопасности, состояния социальной инфраструктуры и от социального мира. Только так государство становится социальным по сути, а не по названию. Именно такое государство-гарант успешно сейчас строится в Казахстане. Недаром антикризисная программа РК с ее эффективностью и социальной направленностью была признана экспертами как одна из лучших в мире. И Астана готова поделиться с остальными членами ОБСЕ своими проверенными рецептами социального мира и согласия. Как видим, Республике Казахстан действительно есть чем гордиться, поэтому возглавить ОБСЕ - не самоцель для Казахстана. Это очередной размеренный шаг в долгосрочной стратегии РК, нацеленной на системную модернизацию страны. Для Казахстана пост председателя ОБСЕ даст возможность «сверить часы»: сравнить, насколько далеко продвинулась страна по пути демократизации. Для самой Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе предстоящее председательство Казахстана не менее важно. Это позволит ей заметно больше внимания уделить мнению и интересам государств «к востоку от Вены». Не секрет, что в последние годы ОБСЕ все больше занимается несвойственными ей надзорными функциями. Образно говоря Организация чрезмерно увлеклась изучением содержимого третьей – гуманитарной корзины. При этом ОБСЕ почти забросила главное - военно-политическое и экономическое направления деятельности, ради которых она и создавалась государствами-участниками. В этом суть нынешнего кризиса ОБСЕ. Про эту Организацию в последние годы все чаще говорят, что она «выдохлась» в плане инициатив. Не секрет, что организация, которой недовольны многие ее члены, больших перспектив не имеет. Все это, считает сотрудник Казахстанского института стратегических исследований при президенте Республики Казахстан Мурат Лаумулин, делает председательство в ОБСЕ нелегким делом, требующим прорывных инициатив для перезагрузки системы европейской безопасности. В этом плане в 2010 году Казахстану предстоит непростое председательство в ОБСЕ. К примеру, сегодня много и охотно говорят о росте значения международных организаций в современном глобальном мире, но совершенно упускают из виду оборотную сторону медали. Интернациональная бюрократия, оставшись без контроля, постепенно начинает жить своей отдельной сытой жизнью, а конфликты, бедность и другие проблемы продолжают развиваться сами по себе. Так, один из институтов ОБСЕ - Бюро демократических институтов и прав человека (БДИПЧ) - из скромного помощника в организации выборов постепенно превратилось в политического жандарма с «дубинкой» на просторах СНГ. Можно надеяться, что председательство Казахстана поможет ОБСЕ выйти из затяжного кризиса. Мне видится, что свежий взгляд из глубины Евразии позволит организации вернуться от околовыборного политиканства к своей основной деятельности по разрешению конфликтов на нашем общем континенте. Скептики могут возразить, что Казахстан для этого – слишком молодая страна, к тому же расположенная далеко от европейских столиц. В качестве ответа мне хотелось бы привести такой исторический пример. В самый разгар «холодной войны» одной маленькой стране на окраине Европы – Финляндии удалось сделать почти невзможное. Она усадила за стол переговоров конфликтующие сверхдержавы и побудила подписать их знаменитый Хельсинский акт. Напомним, что в 1975 году в финской столице впервые прошла Конференция по безопасности и сотрудничеству в Европе, породившая ОБСЕ. Получается, что небольшая по европейским меркам Финляндия привнесла в международные измерения весь кодекс этических правовых и моральных норм, которые являются уже естественными для современного мира. Именно тогда, в середине 70-х, в заключительном акте СБСЕ были сформулированы фундаментальные принципы современных международных отношений, которые включали в себя: признание суверенного равенства государств; нерушимость установленных границ; принцип неприменения силы или угрозы силы в межгосударственных отношениях; признание территориальной целостности государств; мирное урегулирование споров; невмешательство во внутренние дела других государств; уважение прав человека и основных свобод; равноправие и право народов распоряжаться собственной судьбой; необходимость сотрудничества между государствами и добросовестного выполнения обязательств по международному праву. Прошедшее после подписания Хельсинкского акта десятилетия показали, что европейское и все международное сообщество в целом поддерживало и практически ориентировалось на данные принципы. По моему убеждению, Казахстану, возможно, предстоит повторить историческую судьбу Финляндии образца 1975 года. Как мы все помним, с той далекой поры выражение «дух Хельсинки» стало синонимом атмосферы взаимопонимания и дружбы между народами. Лично я не исключаю, что председательство РК в ОБСЕ даст уникальную возможность и Республике Казахстан, и Президенту РК Нурсултану Назарбаеву, как мировому лидеру, выдвинуть новые смелые инициативы. Как знать, может быть, после председательства Казахстана в ОБСЕ в речевой обиход политиков войдет выражение «дух Астаны». Это будет символ нового этапа «разрядки» в сложных отношениях между странами не только общеевропейского пространство, но и всего общеевразийского континента. Станет живым свидетельством того, что разные международные объединения способны под эгидой Казахстана конструктивно сотрудничать во имя общей безопасности в Евразии. К примеру, в 2010 году в Астане запланирована конференции ОБСЕ по волнующей всех афганской проблеме. Президент Назарбаев вполне мог бы в это время провести объединенный саммит Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе и Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (все чаще называемого«евразийским ОБСЕ»). Вот тогда мы будем точно говорить о «духе Астаны» как о полноправном преемнике «духа Хельсинки». Уникальность Астаны как места проведения такого объединительного форума несомненна. Она состоит в том, что в силу многовекторности внешней политики Казахстана и его хороших отношений как с Россией, так и с Западом, на этой основе могут сотрудничать самые разные международные объединения – ЕС, ОБСЕ, ШОС, НАТО и ОДКБ. На мой взгляд, в практическом измерении «дух Астаны», равно как и «дух Хельсинки» будет проявляться в двух основных моментах. Во-первых, Астана способна уже сейчас собрать на одной переговорной площадке самые разные международные форматы. И, во-вторых, Казахстан активно предлагает новые правила игры в будущем посткризисном мире. Т.е. формирует своими внешнеполитическими инициативами существенно обновленные принципы взаимопонимания и справедливых международных отношений. В нстоящее время многие проблемы современности не имеют чисто национальных решений даже для крупных государств. Они предполагают тем самым сотрудничество и объединение ресурсов различных по своему весу государств. Но при этом в мире неуклонно растет и другой тренд - зависимость мировой политики от группы наиболее мощных в экономическом и военном отношениях стран и их военно-политических союзов. Если все государства-нации равны, то, как остроумно замечают американские политологи Б. Рассет и X. Старр, "некоторые из них равны больше, чем другие". Следствием такого фактического неравенства является жесткая иерархия государств на современной международной арене. Тем самым, после окончания холодной войны и преодоления биполярного противостояния на планете стало ускоренно формироваться новое издание международной олигополии. Весьма недемократичная система, при которой все малые страны стараются сгруппироваться вокруг немногих мировых центров силы. Здесь у стран «средней руки», вроде Казахстана, остается скупой выбор: либо примкнуть к одному, либо к другому лагерю, и далее покорно следовать в фарватере их политики. К примеру, западные государства, объединенные в блок НАТО, уже предложили миру свои критерии урегулирования международных политических отношений (на основе «права сильного» и собственных идеологических приоритетов) как единственно верные. Тем самым, мир пытаются выстроить по старой схеме - «кто не с нами, тот против нас» Но Казахстан смело бросает вызов этой складывающейся системе безоговорочного патрон-клиентального подчинения. Президент Нурсултан Назарбаев публично предлагает вернуться к выработке справедливых правил игры - новых принципов международного взаимодействия. Сегодня Республика Казахстан и ее национальный лидер выступают с большим количеством неординарных инициатив. И это количество, по моему убеждению, перешло в новое качество. Сегодня необходимо говорить о б очередном этапе внешней политике РК. Она перешла от своей привычной «многовекторности» в новый этап, который можно обозначить как многоуровневую и многоплановую внешнюю политику. На практике это означает, что Казахстан в роли председателя ОБСЕ вполне способен равномерно сформировать повестку дня по всем "трем корзинам" европейского диалога. Напомним, что программы ОБСЕ исторически состоят из трех «корзин» – корзины безопасности, экономической и гуманитарной корзины, каждая из которых по-своему важна. И, если в последнее время деятельность Организации в основном ограничивалась гуманитарными акциями в защиту прав человека, то председательствование Казахстана поможет возродить ее первоначальный смыл, заложенный в названии ОБСЕ, а именно обеспечение безопасности в Европе. Безусловно, Казахстану в роли председателя ОБСЕ предстоит непростая работа. Зато и результаты внешнеполитической деятельности Астаны – при условии поддержки со стороны ключевых мировых игроков – могут быть впечатляющими.

АПН.ру

Поделиться: