РОЛЬ ГЛАВЫ ГОСУДАРСТВА В КОНСОЛИДАЦИИ НАРОДА КАЗАХСТАНА

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
В настоящее время Казахстан переживает период преодоления всемирногоэкономического кризиса. Успех этого процесса во многом зависит и от уровня и степениконсолидации казахстанского общества.Вне всякого сомнения, ведущая роль в консолидации граждан республики принадлежитГлаве государства Н. А. Назарбаеву.
РОЛЬ ГЛАВЫ ГОСУДАРСТВА В КОНСОЛИДАЦИИ НАРОДА    КАЗАХСТАНА

В Москве прошла презентация книги "Ассамблея народа Казахстана как институт консолидации гражданского общества". Редакция сайта публикует материалы презентации.

*******************************************************************************

Кабульдинов З.Е.,

декан факультета социальных наук ЕНУ им. Л.Н. Гумилева,

доктор исторических наук, профессор (Казахстан)

В настоящее время Казахстан переживает период преодоления всемирного экономического кризиса. Успех этого процесса во многом зависит и от уровня и степени консолидации казахстанского общества.

Вне всякого сомнения, ведущая роль в консолидации граждан республики принадлежит Главе государства Н. А. Назарбаеву.

Наш президент пользуется огромным авторитетом не только в стране, но и является политиком общепланетарного масштаба. Этот фактор будет играть свою ключевую роль в процессе успешного выхода из глобального кризиса, объединении граждан республики во имя процветания нашей родины.

Под руководством Президента страны Н.А. Назарбаева, на наш взгляд, происходит консолидации казахстанцев на нескольких уровнях: в сфере межнациональной, межконфессиональной и этнической (внутри самого нациобразующего казахского этноса).

Первое. Практически в любом из своих выступлений, статей, книг наш Президент всегда выступает как сторонник и приверженец мира и согласия между большими и малыми этническими группами, где нациобразующему казахскому этносу отводится ведущая роль в этом процессе. Это очень важно: на уровне массового сознания происходит процесс усвоения всеми гражданами страны позитивного обращения, установок своего лидера. Другой альтернативы у нас попросту нет.

Президентская установка ложится на очень благоприятную почву: в Казахстане на протяжении ряда десятилетий, а то и столетий царит взаимопонимание между этносами, выработалась особая и уникальная традиция общении между казахами и диаспорами, большими и малыми по численности. Более того, казахи, составляющие 67 % населения страны, обладают уникальным менталитетом, характером, в основе которых в целом лежит толерантное, уважительное, гостеприимное отношение к представителям других народов, проживающих в стране. По этому поводу еще в конце XIX известный российский исследователь Виктор фон- Герн писал: «...казахи до сих пор отличаются приветливостью, добродушием и гостеприимством, которое возведено у них далее в культ». Гость всегда находился под бдительной защитой степняка. Другой исследователь Казахстана XIX века, немецкий поданный

Ф. фон Хелльвальд признавал: «Киргиз-кайсаки в высшей степени гостеприимны, так что чужестранец может спокойно спать в юрте, не боясь быть ограбленным или убитым».

У казахов существовал обычай конак-асы, согласно которого они обязывались предоставлять бесплатное угощение и ночлег любому путнику, и это вне зависимости от национальной и религиозной принадлежности. В случае отказа выполнять этой непреложный закон Степи оставшийся без угощения и приюта путник мог даже заявить об этом бию. Нередко за несоблюдение и оскорбление священного обычая гостеприимства скупых хозяев наказывали штрафом -ат-тон аипы. Отказавший в конак-асы подвергался и общественному осуждению. Обычай ауыз тию (отведать угощение) был также древним обычаем казахского народа. Кто бы ни приходил в дом, юрту, хозяин не отпускал его до тех пор, пока он не отведает предложенного угощения.

Эти и другие качества характера казахов, их уникальные обычаи сыграли свою самую позитивную роль в период депортации в Казахстан целых народов в 30-40-ые годы минувшего столетия. С голодными и обессилевшими переселенцами казахи делили свой кусок хлеба, предоставляли часть своего жилища. Поэтому пропаганда и сохранения казахских обычаев и традиции - это не откат и уход в средневековье, а позитив и уникум, который надо усиленно пропагандировать и сохранять.

Второе. В стране благодаря цельной, системной и взвешенной политике Главы государства сохраняется согласие и между конфессиями. Первую «скрипку» здесь играют две крупные традиционные религий - ислам и православие. Наш Президент сделал все возможное для того, чтобы Казахстан стал центром проведения межрелигиозного диалога. Это обстоятельство лишний раз подчеркивает приверженность и готовность руководства нашей страны к диалогу конфессий в общепланетарном масштабе. Воздвигнутая по инициативе Главы государства Дворец мира и согласия, собрала представителей всех конфессии и национально- культурных центров Казахстана. Съезды лидеров мировых и традиционных конфессий проводятся на казахстанской земле. В 2001 году Папа Римский Иоанн Павел Второй с визитом посетил единственную постсоветскую республику - Казахстан, оставив очень лестные слова о благодатной казахской земле. В республике усиленно строятся мечети, церкви, костелы и синагоги. Эта цепь важных по значению событий и явлений - не случайность. За всеми этими добрыми и делами стоит наш Президент!

Третье. По инициативе Н.А. Назарбаева с 1991 года в страну вернулось около миллиона этнических казахов как по квоте, так и вне ее, т.е. идет консолидация внутри самого казахского этноса.

По оценкам экспертов за пределами Республики Казахстан проживает около 5 миллионов этнических казахов, когда почти каждый третий наш соотечественник живет за границей и разбросаны они по более чем 30 странам мира. Наибольшая численность наших соплеменников проживает в Узбекистане - 1,5 млн., КНР - 1,5 млн. и России - 1 млн. человек.

Часть из них живет на своей этнической территории, а часть оказалась за пределами Казахстана вследствие различных социально-экономических и политических катаклизмов (карательные акции царского правительства и советской власти властей после серий национально-освободительных восстаний, голода, политических репрессий и т.д.).

Для начала зададимся вопросом нужны ли для Казахстана этнические казахи, проживающими за рубежом? На этот вопрос еще в 1992 году с трибуны Первого всемирного курултая в Алматы стратегически верно ответил Глава государства Н.А. Назарбаев, когда обратился к нашим соотечественника вернуться на свою родину. И с этого момента практически он свою позицию не менял. То есть он одним из первых выступил за интеграцию народа, за собирание этнического ядра нациобразующего казахского этноса. Без этого смелого шага трудно было построить независимость страны.

Второй вопрос: что они дадут Казахстану?

Во-первых, произойдет заметное увеличение численности населения республики. То есть репатрианты будут выполнять задачу Президента по доведению численности страны к 2015 году до 20 миллиону человек. В противном случае по оценкам отечественных демографов к указанному сроку численность населения Казахстана достигнет всего лишь 17,5 миллиона человек.

Во-вторых, мы кардинально решим проблему нехватки рабочих сил в республике. По неофициальным данным, к примеру, только в 2006 году на территории Казахстана находилось около 1.3 миллионов сезонных рабочих из сопредельных стран. Из страны будет уходить капитал. А что если в качестве недостающих рабочих рук пригласим этнических казахов! Это экономически выгодно. Все заработанное переселенцами практически остается в стране.

В-третьих, произойдет заметное и кардинальное улучшение состояние с государственным языком в Казахстане. Как правило, выходцы с Монголии, Китая, Узбекистана и других стран свободно владеют казахским языком. В то же время скажем больше: студенческая молодежь из числа переселенцев изъявляет огромное желание изучать русский и английский языки. Так, казахские студенты-выходцы из Китая, обучающиеся в ЕНУ им. Л.Н. Гумилева, по зову сердца активно изучают русский и английский языки, претворяя на практике политику «триединства языков», инициированного снова нашим президентом.

В-четвертых, заметный приток этнических казахов обеспечит национальную безопасность страны. Республика получает патриотически настроенных защитников отечества. Как известно, проживая вдали от родины, лучше и больше ценишь свою этническую родину. Это знаем мы по себе. Мы не ошибемся, если скажем, что приезд оралманов увеличит количество патриотов страны.

В-пятых, как ни странно и не парадоксально: учитывая толерантность и природное добродушие казахов - произойдет заметное укрепление межнационального мира и согласия в Казахстане. В конфессиональном отношении казахи - оралманы исповедуют ислам ханифитского толка, т.е. мягкого его варианта, синтезированного с доисламскими верованиями. Поэтому этнические диаспоры не должны остерегаться увеличения процентного состава казахов на своей же исторической родине.

Наконец, восторжествует историческая справедливость, когда потомки тех, кто мужественно с оружием в руках защищал эту землю, проливал за нее кровь и пот, вернутся на свою землю!

И, надо признать, Казахстан, обретший суверенитет и независимость, активно предпринимает все меры по возвращения соотечественников.

Со стороны Главы государства, правительства, общественных организаций и местных властей делается все возможное, чтобы оказать помощь репатриантам. Так, с 1991 году в Казахстан вернулось почти один миллион этнических казахов. Ежегодно для них выделяется квота для возвращения в 20 тысяч семей. Для поступления в вузы страны для казахской молодежи из стран ближнего и дальнего зарубежья установлена 2 % квота. В ряде вузов работают подготовительные курсы. Репатрианты, попавшие в квоту, получают единовременные пособия для покупки жилья в размере около 140 тысяч тенге.

По оценкам экспертов и социологическим опросам значительная часть казахов, проживающая за рубежом, изъявляет горячее желание вернуться на свою историческую родину. С каждым годом появляется проблемы с сохранением родного языка и удовлетворением культурных и образовательных запросов в местах их нынешнего проживания. Идет процесс ассимиляции части соплеменников в странах ближнего и дальнего зарубежья.

Несмотря на меры, принимаемые государством, все же процесс репатриации не имеет системной и комплексной формы. Квота начала играть функции сдерживающего фактора при возвращении казахов. Часть репатриантов, получив льготы и преференции, обратно уезжают. В то же время, в очередях для получения квоты годами стоят сотни и тысячи наших соотечественников. При переезде в Казахстан им, как правило, в крупных городах отказывают в получении земельных участков, а в сельской местности к моменту своего приезда они практически лишены доли земель для занятия сельским хозяйством. Вопрос, связанный с принятием казахстанского гражданства нередко затягивается на долгие месяцы. С целью получения квоты и поступления в вузы часть репатриантов годами сознательно не принимают казахстанского гражданства. Небольшие суммы, получаемые переселенцами, не совсем хватает на их обустройство. Существует хаотичность в законодательстве. Нет единого ведомства, которое бы системно и комплексно решало бы эти вопросы.

Получилось, что одной рукой мы с высоких трибун всемирных курултаев их приглашаем, а с другой - отталкиваем. Всемирные курултаи превратились в парадные мероприятия, которые практически ничего не решают, хотя на его содержания выделятся немалые бюджетные деньги.

Учитывая мировой опыт и историческое прошлое страны, существуют экстренные меры по решению насущных проблем репатриантов.

Первое. Создать отдельное ведомство - Министерство по репатриации этнических казахов с региональными структурами. Их задача: работа с оралманами, заблаговременная подготовка для них пособий, земельных участков, гражданства и документов.

У нас же вопросом репатриации неэффективно заняты почти 7 министерств (Министерство труда и социальной защиты, Министерство культуры и информации, Министерство образования и науки, Министерство внутренних дел, Министерство иностранных дел, Министерство юстиции и др.). А Министерство труда и социальной защиты занято в роли ненужного посредника, где размещается Комитет по миграции и демографии. Последний орган занят и рядом и других работ, далеко не связанных с оказанием помощи оралманам.

Следует создать при этом ведомстве отдельное агентство «Елге оралу», в функции которого будут входить поиск потенциальных переселенцев, прием документов и передача их в региональные ведомства Министерства, разъяснительно-пропагандистская и консультативная работа (Опыт Израиля, агентство «Сохнут»). Без этих подготовительных мер ни один возвращающийся на родину этнический казах не должен пребывать в стране.

Второе. Разделение территории Казахстана на 16 переселенческих участков. В каждой из них на системной и комплексной основе готовится земельные участки, работа, документы и пособия и т.д. Ответственность за успех работы должен лежать и на местных Акимах. Об этом наш Президент не раз повторял.

Третье. Переданные через сотрудников агентства «Елге оралу» документы передаются региональным подразделениям Министерства. Здесь же они прописываются сроком не более 3лет.

Но потенциальные мигранты продолжают находиться в стране прежнего пребывания. В Казахстане заранее готовятся казахстанские документы, земельные участки в пригородах с земельными актами, а также денежные пособия (на провоз имущества, подъемные, и на строительство индивидуальных жилых домов).

Четвертое. Семьи репатриантов (по специальному оповещению, через Интернет, СМИ и т.д.) в весеннее время прибывают в региональные центры Министерства, здесь же находятся Центры временного пребывания. Нуждающиеся пребывают здесь несколько дней: получают пособия, земельные участки и казахстанские документы и проходят медицинское освидетельствование. По желанию репатриантов им можно предложить работу.

Здесь же с ними заключаются договоры от имени Государства, где четко оговаривается ответственность в случае выбытия из Казахстана (возврат расходов через межгосударственные суды, отказ в повторном прибытии в страну и т.д). Это будет сделано с целью исключить превращение Казахстана в «проходной двор».

Пятое. Квота на переселение увеличивается в 4 раза и составляет 80 тысяч семей в год. Это исключит коррупцию. (Для сравнения: 100 лет тому назад во время Столыпинской аграрной реформы в условиях бездорожья и отсталой и полуфеодальной России в год прибывало в Казахстан более 400 тысяч бывших российских крепостных крестьян).

Шестое. В бюджет страны следует ввести дополнительную статью « Затраты на строительство жилых домов оралманов».

Седьмое. Министерство репатриации ежегодно и заблаговременно заготавливает около 80 тысяч земельных участков размером в 10 соток с пакетом всех документов. Для сравнения: в начале XX века ровно 100 лет тому назад для крестьян -переселенцев российское государство на территории Казахстана выдавало по 15 десятин на каждую мужскую душу, а это примерно 60

десятин земли (если в семье 4 человека мужского пола), в переводе на наши 10 соток - это 600 участков на каждую оралманскую семью!).

Восьмое. Необходимо все это и другое облачит в форму Закона «О репатриации этнических казахов на историческую родину», где все это должно быть оговорено до мельчайших подробностей в комплексной и системной форме, не оставляя места коррупции и мздоимству, волоките и равнодушия.

Девятое. Ввести представителей репатриантов в состав различных Государственных комиссии, Ассамблею народов Казахстана, определит ь квоту одного депутата в Мажилиса от Ассамблеи народа Казахстана и т. д.

Что же может сделать Ассамблея для решения проблем оралманов?

Во-первых, ввести в состав Ассамблеи и его региональных подразделении представителей переселенцев. Предусмотреть по квоте Ассамблеи делегирование одного оралмана в Мажилис парламента в качестве депутата. Для сравнения: в израильском Кнессете около 30% составляют выходцы из бывшего Советского Союза, в основном, прибывшие в Израиль после 1991 года. Только в таком случае проблемы оралманов будут услышаны представителями диаспор. В противном случае у нас получается, что проблемы казахских оралманов - это проблемы только казахов. Так не должно быть в стране, стремящейся к консолидации, единству и согласию.

Во-вторых, На наш взгляд, Ассамблея должны выступить с инициативой оказания помощи казахам в переселении в Казахстан. Если в годы депортации казахи делились последним куском хлеба и уголком своего жилища с прибьюшими в край целыми народами, то почему бы от слов об этом не перейти к реальному делу, создав компактные аулы Иванова, Kима, Баграмяна, Ибрагимова или создав «Русский аул», «Корейский аул», «Украинский аул», навсегда оставив в памяти казахов реальную помощь диаспор. Кстати, в Грозном Казахстан подарил 60-ти квартирный дом чеченцам. Этот дом в народе называют «казахским домом»!

Думается, что выигрыш будет двойной: заметно прибавится уважение к диаспорам и вместе с ним и усилится мир между этническими группами и казахами.

В целом принятие этих и других мер позволит заметно усилить консолидацию народа Казахстана на межнациональном, межконфессиональном и внутриэтническом уровнях, заметно усиливая инициативы нашего Президента в этих направлениях.

contur.kz

Теги: Казахстан

Поделиться: