Российское нефтегазовое присутствие в Туркменистане: современное состояние

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
В советское время взаимодействие между Россией (РСФСР) и Туркменистаном (Туркменской ССР) в нефтегазовой отрасли касалось в основном поставок газа с туркменских месторождений в Россию/российском направлении и координации действий по обеспечению функционирования магистрального трубопровода «Средняя Азия – Центр» (САЦ). После распада Советского Союза, когда вышеуказанная схема разрушилась, в нефтегазовом взаимодействии между Российской Федерацией (РФ) и Туркменистаном четко прослеживаются как период спада, так и период подъема.
Российское нефтегазовое присутствие в Туркменистане: современное состояние
Автор: В.Парамонов, О.Столповский, А.Строков В советское время взаимодействие между Россией (РСФСР) и Туркменистаном (Туркменской ССР) в нефтегазовой отрасли касалось в основном поставок газа с туркменских месторождений в Россию/российском направлении и координации действий по обеспечению функционирования магистрального трубопровода «Средняя Азия – Центр» (САЦ). После распада Советского Союза, когда вышеуказанная схема разрушилась, в нефтегазовом взаимодействии между Российской Федерацией (РФ) и Туркменистаном четко прослеживаются как период спада, так и период подъема. Период спада Период спада пришелся в целом на 90-ые годы и продлился вплоть до 2003 года: масштабы и интенсивность российско-туркменского нефтегазового сотрудничества тогда кардинально снизились. Начиная примерно с 1993 года, российский концерн «Газпром» стал регулярно блокировать поставки туркменского «голубого топлива» через систему трубопроводов САЦ. Основной причиной этого была неурегулированность контрактных соглашений между Туркменистаном и Россией по поводу поставок газа на Украину. С одной стороны, это было связано с тем, что «Газпром», выступая торговым посредником между Туркменистаном и Украиной и, пользуясь монопольным доступом к российским газотранспортным коммуникациям, закупал туркменский газ по цене в 3-5 раз ниже, чем на европейском рынке и затем перепродавал туркменское «голубое топливо» по более высокой цене. С другой стороны, «Газпром» еще в начале 90-х годов столкнулся с такой сложной проблемой как получение оплаты за газ от украинских потребителей, что, мешало ему выполнять платежные обязательства перед Туркменистаном. Украина зачастую не могла (да и до сих пор не может) платить за газ даже низкую цену, во многих случаях предлагая бартерные схемы расчетов. Это, в свою очередь, нарушало весь алгоритм работы «Газпрома» по поставкам туркменского газа на Украину. В этой связи у российского газового монополиста при операциях на украинском рынке возникла необходимость в посреднике, который брал бы на себя функции финансового и организационного обеспечения многочисленных бартерных операций. Поэтому с 1994 года «Газпром» стал работать в Туркменистане в партнерстве с частной международной группой компаний (МГК) «ИТЕРА», которая долгое время и осуществляла посреднические функции в финансовом и организационном обеспечении поставок в Туркменистан различных видов товаров и услуг в обмен на газ. При этом, «ИТЕРА» разработала многочисленные и достаточно гибкие схемы, с помощью которых доля оплаты валютой за поставленный Туркменистаном газ достигала 30%, а остальные 70% (а то и более) погашались поставками различного рода материально-технических ресурсов и услуг по заказам министерств и ведомств Туркменистана. Например, широкую практику получили поставки туркменского газа в обмен на продовольствие. Однако, поскольку между Москвой и Ашгабатом не существовало межгосударственного соглашения, непосредственно касающегося взаимодействия по вопросам поставок/транзита газа, закупочная цена туркменского газа, а также имевшие место задержки платежей за газ были предметом крайне трудных переговоров и зачастую приводили к осложнению российско-туркменских отношений в целом. Российско-туркменские «газовые споры» в 90-е годы обусловили резкое снижение экспортного потока «голубого топлива» из Туркменистана и, как следствие, привели к кардинальному снижению добычи газа в республике, а многие скважины были законсервированы. По сравнению с советским периодом, ежегодная добыча газа сократилась почти в 8 раз. Если к концу 80-х годов ХХ века в Туркменской ССР добывали почти 90 млрд. кубических метров ежегодно, то уже в 1998 году этот показатель составил 12,4 млрд. кубических метров. Период подъема Период подъема в российско-туркменском взаимодействии в нефтегазовой отрасли стал очевиден после смены российского руководства. Договоренности, достигнутые в ходе визита президента В.Путина в Туркменистан в 2000 году (один из первых визитов нового российского руководителя в страны СНГ) и президента С.Ниязова в Россию в 2002 году, придали двухстороннему взаимодействию больший динамизм и сформировать предпосылки для подписания в 2003 году в г.Москве межправительственного соглашения о сотрудничестве в газовой отрасли на период до 2028 года. Согласно данному соглашению Туркменистан взял на себя обязательства на поставку в Россию около 1,7 трлн. кубических метров природного газа в течение 25 лет. В рамках соглашения «Газпром» (в лице своего дочернего предприятия «Газэкспорт») и «Туркменнефтегаз» заключили на тот же период долгосрочный контракт купли-продажи туркменского природного газа. Согласно контракту, в 2004 году Туркменистан поставил в Россию 5,2 млрд. кубических метров газа, в 2005 году объем экспорта увеличился до 7 млрд., в 2006 году – до 10 млрд., в 2007 году – около 40 млрд., в 2008 году – более 47 млрд. кубических метров газа. В 2009 году «Газэкспорт» планировал закупить в Туркменистане около 50 млрд. кубических метров газа (хотя эти планы реализовать и не удалось в связи с мировым финансовым кризисом). По мере увеличения объемов добычи газа в Туркменистане и, соответственно роста объемов экспорта туркменского «голубого топлива» в Россию/российском направлении, «Газпром» и в целом РФ стали проявлять повышенную заинтересованность в модернизации и увеличении пропускной способности туркменской газотранспортной инфраструктуры, а также строительстве новых трубопроводов для перекачки «голубого топлива». Причем, строительные проекты тесно увязывались Москвой с задачей не допустить появления альтернативных путей транспортировки углеводородов из Центральной Азии. Кроме развития взаимодействия по вопросам поставок газа, которые, безусловно, являются приоритетными в российско-туркменском нефтегазовом сотрудничестве, компании из России стали также проявлять интерес к разработке углеводородных месторождений в Туркменистане. Причем, наряду с «Газпромом» и «ИТЕРОЙ», к реализации газовых и нефтяных проектов в Туркменистане с 2005 года стремятся подключиться «ЛУКОЙЛ», «Стройтрансгаз» и другие российские нефтегазовые компании. Однако, на сегодняшний день пока только «ИТЕРА» является единственной российской компанией, допущенной к разработке туркменских углеводородных месторождений и реализующая в республике конкретные проекты. Данная коммерческая структура имеет в Туркменистане очевидные преимущества перед остальными российскими компаниями, так как успешно работает в стране еще с 1994 года и владеет активами в самых различных секторах экономики Туркменистана (не только в нефтегазовой сфере). В целом же, реальные масштабы проектно-инвестиционной деятельности России и российских компаний в нефтегазовой отрасли Туркменистана по сравнению с другими зарубежными участниками пока крайне малы. По имеющейся информации, объем российских инвестиций на конец 2007 года составил немногим более 25 млн. долларов, и вплоть до настоящего времени скорее всего заметно не увеличился. В соответствии с соглашением от 2003 года данные финансовые ресурсы были направлены на поставку из России технологического оборудования для газовой отрасли Туркменистана, реабилитацию и модернизацию газопроводов, компрессорных и газораспределительных станций и т.п. Столь незначительная финансовая активность РФ и российских компаний во многом это объясняется тем, что добыча углеводородов в Туркменистане и, в первую очередь на суше, контролируется государством. Единственное исключение для проектов на суше пока было сделано только для китайской КННК и МГК «ИТЕРА». Для иностранных инвесторов доступно лишь освоение шельфовых месторождений (на туркменском участке побережья Каспийского моря) на условиях СРП. Крупные российские компании не проявляют особого интереса к разработке нефтегазовых месторождений на шельфе. Одной из причин этого является то, что интересующие Россию шельфовые месторождения углеводородов расположены вблизи туркмено-иранской морской границы. Статус Каспийского моря пока не определен, а Иран настаивает на увеличении своего сектора. Более того, освоение морских месторождений технологически более сложно, чем на суше, что требует дополнительных инвестиций. Тем не менее, учитывая значительные углеводородные и, в первую очередь, газовые запасы Туркменистана, есть все основания предполагать, что уже в ближайшей перспективе инвестиционная активность российских компаний с высокой вероятностью будет возрастать. До 2012 года включительно только «Газпром» планирует вложить в газовую отрасль Туркменистана не менее 2 млрд. долларов (прежде всего в освоение газовых месторождений, а также в строительство Прикаспийского газопровода). Кроме того, скорее всего, следует ожидать появления в Туркменистане других российских или совместных компаний, в первую очередь «ЛУКОЙЛа» и «ТНК - Бритиш Петролеум». Проекты по разработке и освоению месторождений • Планы по геологоразведке и последующему освоению ряда месторождений на шельфе туркменского сектора Каспийского моря. Углеводородный потенциал туркменского сектора Каспийского моря (свыше 78 тысяч кв.км.) предварительно оценивается в объеме от 11 до 12 млрд. тонн нефти и от 5,5 до 6,2 трлн.кубических метров газа. По официальным данным, на туркменский сектор каспийского шельфа приходится до 40 % нефтегазовых запасов страны. Еще в 2001 году российские компании ОАО «Зарубежнефть» и МГК «ИТЕРА» подписали с правительством Туркменистана меморандум о намерении по участию в освоении ряда туркменских нефтегазовых месторождений на шельфе Каспийского моря. Для этого в 2002 году компаниями «Зарубежнефть» и «ИТЕРА» было создано совместное предприятие (СП) «ЗарИТ», в состав которого впоследствии вошла НК «Роснефть». В 2004 году участником СП стала также ГК «Туркменнефть». Сторонами было подготовлено к подписанию Соглашение о разделе продукции, которое предусматривало проведение геологоразведочных работ с последующей добычей углеводородов на шельфе Каспийского моря. Первоначально планировалось, что СП «ЗарИТ» будет участвовать в разработке 29-го, 30-го и 31-го оффшорных блоков, которые расположены в юго-восточной части туркменского шельфа Каспия. Однако с самого начала деятельности совместного предприятия работа на них была заморожена из-за того, что 31-й блок расположен на спорной территории морского шельфа Туркменистана и Ирана. В 2008 году компании «Роснефть», «Зарубежнефть» и «ИТЕРА» в рамках проекта «ЗарИТ» подали туркменской стороне заявку на получение лицензии на геологическое изучение других участков – 21-го и 22-го блоков шельфа Каспийского моря, по которым территориальных споров между Туркменистаном и Ираном нет. Однако, по состоянию на 2009 год, положительного ответа от туркменских властей пока не последовало. Учитывая данное обстоятельство, в феврале 2009 года «ИТЕРА» самостоятельно подала заявку на получение лицензии на освоение и разработку этих блоков. Уже в апреле «ИТЕРА» получила предварительное согласие властей Туркменистана на работы на 21-ом блоке туркменского участка каспийского шельфа. В сентябре 2009 года в ходе визита президента России Д.Медведева в г.Ашгабат, «ИТЕРА» даже подписала с Государственным агентством по управлению и использованию углеводородных ресурсов при президенте Туркменистана СРП по 21-му блоку. Согласно заявлению председателя правления МГК «ИТЕРА» И.Макарова, к работам, которые планируется начать в 2010 году, будет привлечена и компания «Зарубежнефть», имеющая большой опыт морского бурения. По предварительным оценкам, ежегодная добыча на указанном участке шельфа может составить примерно 10 млрд. кубометров газа и около 20 миллионов тонн нефти. Прогнозируемые же запасы 21-го блока составляют более 60 млрд. кубических метров газа и 160 млн. тонн нефти. Стоимость работ по освоению месторождений оценивается в 1 млрд. долларов. Причем, планируется, что инвестиции в данный проект будут распределены следующим образом: «Зарубежнефть» – 51%, а «ИТЕРА» - 49% от общего объема капиталовложений. • Освоение и разработка ряда месторождений в Центральных Каракумах. В середине 2008 года ГК «Туркменгаз» объявило, что при опробовании одной из разведочных скважин, пробуренной на площади «Южный Гутлыаяк», расположенной в Центральных Каракумах (примерно в 100 км к северо-западу от Ашгабата), был получен промышленный приток газа и газоконденсата суточным дебитом более 200 тыс. кубических метров. В начале 2009 года МГК «ИТЕРА» подписала контракт с «Туркменгазом» на освоение и последующую разработку ряда небольших месторождений в указанном районе. Планировалось, что «ИТЕРА» также построит трубопроводную ветку, которая позволит соединить эти месторождение и ряд соседних участков с газопроводной системой «Средняя Азия - Центр», по которой туркменский газ экспортируется в Россию. • Вспомогательные работы и сервисное обслуживание на нефтяных месторождениях «Готурдепе», «Гумдаг» и «Гуйджик» (прикаспийская зона, западная часть Туркменистана). В январе 2008 года в г.Ашгабате был подписан протокол о намерениях между ОАО «Татнефть» и ГК «Туркменнефть» в области реализации нефтегазовых проектов на территории Туркменистана. Тогда же, была достигнута договорённость по широкому кругу вопросов, включающих участие «Татнефти» в тендерах по сервисным работам, внедрению передовой техники и технологий в области интенсификации добычи нефти и капитального ремонта скважин на объектах месторождений «Туркменнефти». В мае этого же года «Татнефть» заключила два контракта на поставку оборудования (насосно-компрессорные трубы с полимерным покрытием для защиты от коррозии и парафиновых отложений, насосные штанги) для «Туркменнефти» на общую сумму около 200 тысяч долларов (5,9 млн. рублей). Кроме того, в июле 2008 года, в ходе первого визита президента РФ Д.Медведева в Туркменистан, руководство «Татнефти» подписало с туркменской стороной протокол по развитию сотрудничества в нефтегазовой отрасли. Данным документом были определены сроки и объем работ по бурению специалистами «Татнефти» боковых и горизонтальных стволов с использованием собственного оборудования на месторождениях «Готурдепе», «Гумдаг» и «Гуйджик». Кроме того, было запланировано обустройство нефтепроводов и водоводов одного из промыслов «Туркменнефти» трубами антикоррозионного исполнения по технологиям и под надзором специалистов «Татнефти». В настоящее время на объектах «Туркменнефти» успешно ведется промышленная эксплуатация оборудования для добычи нефти, поставленной и внедренная в производство «Татнефтью». В целом, учитывая значительные углеводородные запасы Туркменистана, российский бизнес, безусловно, заинтересован в их разработке. Поэтому, кроме упомянутых выше компаний к освоению углеводородных ресурсов проявляют также интерес и другие российские компании, в частности «ЛУКОЙЛ» и российско-британская «ТНК – Бритиш Петролеум». Еще в 2005 году «ЛУКОЙЛ» выразил намерение купить за 600 млн. долларов 52% акций британо-арабской компании «Дрэгон Ойл» (Dragon Oil), ведущей разработку перспективного морского блока «Челекен», включающего в себя нефтяные месторождения «Причелекенский купол», «Джейтун» и «Джигалибег» на шельфе Каспийского моря, однако туркменские власти заблокировали данную сделку. В тот период Ашгабат рассчитывал привлечь «ЛУКОЙЛ» к разработке других, еще не освоенных месторождений Каспия, но российская компания предпочла не рисковать в условиях наличия спорных моментов между Туркменистаном и Ираном по разделу каспийского шельфа. Новые предложения по инвестированию проектов по разработке и освоению нефтеносных участков на морском шельфе глава «ЛУКОЙЛа» В.Аликперов сделал в 2007 году в туркменской столице во время встречи с президентом Туркменистана. Причем, к участию в этих проектах российская компания намерена была привлечь своего стратегического партнера – американский концерн «Коноко Филлипс» (ConocoPhillips). Однако Ашгабат тогда вновь уклонился от принятия каких-либо решений и до сих пор воздерживается от заключения крупных контрактов с компанией «ЛУКОЙЛ». Как представляется, такой сдержанный подход именно к «ЛУКОЙЛу», в какой-то степени мог быть вызван тем, что российская компания принимает участие в ряде крупных проектов в азербайджанской части шельфа Каспийского моря. Не исключено, что именно это может препятствовать планам «ЛУКОЙЛа» в Туркменистане, учитывая наличие спорных вопросов между Ашгабатом и Баку по проблеме территориальной принадлежности тех или иных участков каспийского шельфа. Аналогичная ситуация складывается и вокруг планов российско-британской компании «ТНК – Бритиш Петролеум». В 2007 году ее руководство провело переговоры с президентом Туркменистана, которому было выражено намерение участвовать в проектах по разработке углеводородных ресурсов туркменского шельфа. В 2008 году компания подготовила даже конкретные предложения и техническую документацию на разработку 3 блоков на шельфе Каспийского моря и направила их в Государственное агентство Туркменистана по управлению и использованию углеводородных ресурсов. Однако, по состоянию на 2009 год, туркменской стороной пока не дан ответ на эти предложения. Трубопроводные проекты • Проектирование и строительство газопровода «Малай – Багтыярлык» (северо-восточная часть Туркменистана). Данный газопровод является участком магистрального трубопровода «Туркменистан – Китай», пройдет от месторождения «Малай» на востоке страны до пункта замера газа в районе поселка Багтыярлык на границе с Узбекистаном. В апреле 2008 года, по результатам проведенного международного тендера, Государственный концерн «Туркменгаз» подписал контракт с российской компанией «Стройтрансгаз» на строительство газопровода «Малай – Багтыярлык». Как генеральный подрядчик, «Стройтрансгаз» выполнит строительство линейной части газопровода протяженностью 184 км, установки осушки газа, хозрасчетного замерного узла, линейно-эксплуатационной базы, узлов приема и запуска очистных сооружений, линий электропередач, осуществит монтаж линейных крановых узлов, систем электрохимзащиты и телемеханики. Кроме того, компания построит две вертолетные площадки, пять переходов через автомобильные и железные дороги, а также переход через реку Амударья протяженностью 1,7 км. В соответствии с контрактом, газопровод намечено сдать в эксплуатацию в декабре 2009 года. Сумма контракта составила около 600 млн. долларов (400 млн. евро). В рамках реализации данного проекта, летом 2008 года «Стройтрансгаз» заключил контракт с российской «Трубной металлургической компанией» на поставку 28 тыс. тонн магистральных электросварных труб, диаметром 1420 мм с толщиной стенки 15,7 мм и классом прочности К60 (X70). Трубы имеют наружное антикоррозийное покрытие, что значительно улучшает их надежность и увеличивает срок службы. • Проектирование и строительство газопровода «Центральные Каракумы – Йыланлы» (северо-восточная часть Туркменистана). Данный газопровод является участком магистрального трубопровода «Туркменистан – Китай», пройдет от месторождений «Южный Иолотань», «Осман» и «Яшлар» на востоке страны до компрессорной станции в районе поселка Йыланлы (Дашогузская область, северная часть Туркменистана на границе с Узбекистаном). В феврале 2009 года президент Туркменистана Г.Бердымухамедов подписал постановление, в котором содержится поручение Госконцерну «Туркменгаз» заключить контракт на проектирование и строительство нового газопровода «Центральные Каракумы – Йыланлы». Генеральным подрядчиком по контракту стала российская компания «МРК-Инжиниринг», входящая в МГК «ИТЕРА». Газопровод протяженностью около 200 км и пропускной способностью в 3,5 млрд. кубических метров позволит соединить крупнейшие месторождения на востоке Туркменистана и ряд соседних участков с «САЦ-4», по которой туркменский газ экспортируется в Россию. Комплексные работы по подготовке трассы начались в мае 2009 года. Окончание строительства газопровода намечено на первую половину 2010 года. Стоимость данного проекта составляет 176,5 млн. долларов. • Планы по реконструкции САЦ-3 и строительству Прикаспийского газопровода. Целью данных проектов является обеспечение поставок в Россию газа с приморских месторождений Туркменистана, а затем и Казахстана. В мае 2007 года в г.Туркменбаши (Туркменистан) президенты России, Казахстана и Туркменистана приняли две совместные декларации - о строительстве Прикаспийского газопровода (ПКГ) и о развитии газотранспортных мощностей в Центральной Азии. Первый документ подписали В.Путин, Н.Назарбаев и Г.Бердымухамедов. Под вторым подписи поставили те же лица и заочно президент Узбекистана И.Каримов, не присутствовавший на саммите. В декабре этого же года было подписано уже трехстороннее росссийско-казахстано-туркменское межправительственное соглашение о сотрудничестве в строительстве ПКГ. В рамках принятого соглашения в 2008 году были созданы координационный комитет и группа управления проектом, на которые возлагалась подготовка обобщающего технико-экономического обоснования будущей межгосударственной газовой магистрали. Уполномоченными организациями стали корпорация «Газпром» (Россия), Государственный концерн «Туркменгаз» (Туркменистан) и Национальная компания «КазМунайГаз» (Казахстан). Согласно достигнутым договоренностям, создание газопроводной системы в прикаспийской зоне планировалось осуществлять поэтапно в течение ближайшего десятилетия. На первом этапе (2009-2010 годы) предполагалось реконструировать трубопровод САЦ-3, проходящий вдоль побережья Каспия по территории Туркменистана и Казахстана. В результате, пропускная способность этой ветки должна увеличиться с нынешних 4,2 млрд. кубических метров до 10 млрд. кубических метров газа в год. На втором этапе (2010-2017 годы) планируется строительство нового трубопровода – Прикаспийского газопровода, с пропускной способностью 20 млрд. кубометров газа в год. ПКГ должен пройти параллельно восточному побережью Каспийского моря по территории западного Туркменистана и западного Казахстана с выходом на узловую газокомпрессорную станцию Александров-Гай (Саратовская область, Россия). Протяженность данного газопровода – около 1500 км., из которых около 300 км. пройдет по территории Туркменистана, и около 1200 км. – по территории Казахстана. Предполагаемый объем транспортировки газа по Прикаспийскому газопроводу может составить до 10 млрд. кубических метров в год из Туркменистана и до 10 млрд. кубических метров в год из Казахстана. В июле 2008 года Россия договорилась с Туркменистаном об увеличении проектной мощности ПГК до 30 млрд. кубических метров в год. По мнению экспертов, этот проект в равной мере выгоден всем его участникам. Туркменистану ПКГ обеспечивает быстрое увеличение поставок газа на внешний рынок за счет ввода новых экспортных мощностей. В свою очередь, Прикаспийский газопровод позволит гарантировать иностранным компаниям реализацию газа с шельфовых месторождений, что также будет способствовать их дальнейшей разработке. Главное преимущество реализуемого совместного проекта в том, что для многих участников Прикаспийского газопровода уже существуют готовая инфраструктура, землеотводы и геологическая документация, разработанная еще в рамках строительства прежнего газопровода САЦ-3. Это делает реализацию масштабного проекта выгодным как по срокам, так и по стоимости строительства. Кроме того, реализация проекта строительства Прикаспийского газопровода изначально имеет для России и важный геополитический смысл. В Москве ПКГ рассматривался как конкурирующий по отношению к планируемому Евросоюзом газотранспортному проекту «Набукко» (Nabucco), который предполагает поставки туркменского, азербайджанского, а в перспективе, возможно и иранского газа в Европу. Причем, как считают в Москве, после завершения строительства ПКГ, когда будут одновременно задействованы газопроводы «Средняя Азия – Центр», «Туркменистан – Китай», Прикаспийский газопровод, уже функционирующий (с 1997 года) газопровод «Туркменистан – Иран», а также новый газопровод в иранском направлении «Довлетабат – Серахс - Хангиран» (ввод в строй намечен на конец 2009 года), то у Ашгабата просто не останется газовых ресурсов, чтобы еще заполнять и газопровод «Набукко», и в этом случае целесообразность его строительства отпадет сама собой. Однако до сих пор не ясны ни оценочная стоимость Прикаспийского газопровода, ни сроки начала его строительства. Тем более что в условиях мирового финансово-экономического кризиса, ухудшения финансового состояния «Газпрома» (и других российских нефтегазовых компаний), снижения уровня потребления газа в России и странах Европы, а также возникновения целого ряда сложных моментов в российско-туркменских отношениях (после аварии на газопроводе «Средняя Азия – Центр» в апреле 2009 года) появилось еще больше неопределенности в перспективах реализации данного проекта. • Планы по строительству газопровода «Восток – Запада». Данный газопровод должен связать туркменские месторождения газа на северо-востоке страны с берегом Каспия с подсоединением к проектируемому Прикаспийскому газопроводу. Газопровод «Восток - Запад» (также именуемый «транстуркменским») протяженностью от 800 до 1000 км. (поскольку проект находится лишь в стадии предварительного обсуждения, точный маршрут и его протяженность конкретно еще не определены) на ежегодную прокачку 30 млрд. кубических метров газа. Новая газовая магистраль должна стать главным связующим звеном формируемой в Туркменистане системы газотранспортных коммуникаций, которая обеспечит возможность транспортировки «голубого топлива» в различных направлениях, в первую очередь, в направлении Каспийского моря. Помимо экспортной направленности через трубопровод будет обеспечиваться стабильная подача газа в населенные пункты Туркменистана. Наряду с прокладкой трубопровода, проект «Восток - Запад» предполагает и создание необходимой наземной инфраструктуры, включая строительство нескольких газокомпрессорных станций. Стоимость проекта «Восток – Запад», по оценкам экспертов, составит не менее 1 млрд. долларов. Финансирование проекта намечается осуществляться по согласованию сторон в следующих формах: иностранные инвестиции, долевое участие туркменской и иностранной сторон на паритетных началах и финансирование туркменской стороной. Первые переговоры по проекту «Восток – Запад» начались с «Газпромом». В июле 2008 года руководство российского газового монополиста подписало в г.Ашгабате меморандум об участии в инвестиционных проектах в газовой сфере на территории Туркменистана, в том числе и по финансированию данного проекта. В марте 2009 года, во время государственного визита президента Туркменистана в Россию, планировалось подписание соответствующего соглашения, однако стороны по ряду причин так не пришли к окончательному решении. Напротив, по возвращению в г.Ашгабат, президент Туркменистана Г.Бердымухамедов дал поручение правительству объявить международный тендер на проектирование и строительство газопровода «Восток – Запад», тем самым фактически лишив «Газпром» эксклюзивного права на строительство. О своем намерении участвовать в строительстве газопровода «Восток - Запад» заявила МГК «ИТЕРА», которая совместно со своим партнером – «Краснодарстройтрансгазом» подала заявку на участие в тендере. Указанные компании уже сотрудничает в Туркменистане в рамках проекта по строительству газопровода «Центральные Каракумы – Йыланлы». Источник: easttime.ru

Поделиться: