Россия, Москва

info@ia-centr.ru

С.Чериков: В чем же соль Кыргызстанских реформ?

21.10.2009

Автор:

Теги:

Время работать. В чем же соль реформ?

Обнародованную вчера президентом Курманбеком Бакиевым реформу госуправления ждали давно, сразу же после мартовской четырехлетней давности смены власти в Кыргызстане.

Так уж получилось, что в республике, одной из первых покончившей с коммунистическим режимом в бывшем Союзе, всегда ждали чего-то неординарного, исторического. Похоже, наконец-то дождались. Перелом в госуправлении наступил с той лишь разницей, что если первые четырнадцать суверенных лет Кыргызстан раскачивался неоправданно долго для своего нового статуса, то первые же четыре года правления нового президента отметились серьезными и вполне ощутимыми изменениями почти во всех сферах.

Взять хотя бы умение новой власти защитить себя в критических ситуациях, чего не скажешь о прежнем руководстве. За два года, можно сказать, покончено с митинговщиной и неуправляемой псевдореволюционной анархией. Сегодня кыргызская оппозиция фактически проиграла по всем статьям, хотя на последних президентских выборах у нее еще был шанс показать себя на деле, а не только на улице и площадях, где каждый вырядившийся в тогу радикал-оппозиционера бывший чиновник-неудачник мнил себя Робеспьером, Жанной-Д"Арк и Лениным в одном лице. Митинговщина серьезно тормозила начало главных реформ и поступательное развитие. И когда Бакиев говорил, что ему мешали работать, засучив рукава, он во многом прав.

И вот объявлена главная реформа, ломается многоступенчатая и громоздкая, оставшаяся в наследство от еще коммунистических времен бюрократическая властная машина. Чиновники отныне лишаются, по образному выражению главы государства, главной кормушки и генератора коррупции – разрешения, распределения и крышевания, на чем, чего греха таить, те успели сделать себе немалые состояния, а дела не шли, так как стопорилась коренная реформа управления страной.

Подобные реорганизации и сокращения объявлялись и раньше, до марта 2005 года, но дальше впечатляющего декларирования дело не шло. Наоборот, госаппарат после каждой пертурбации словно гидра, обрастал новыми разновидностями администрирования, увеличиваясь и вширь, и вглубь. Оказалось, нужна-то всего политическая воля и желание довести дело до конца. Что сегодня демонстрирует, к чести своей, послемартовский руководитель. И это надо просто признать честно, без политических пристрастий.

Случилось то, что по примеру развитых стран, давно должно было произойти в правительстве: у него отнимаются набившие оскомину чисто хозяйственные и технические обязанности, кабинету министров придаются менеджерские функции. То есть, управлять экономикой и социальной жизнью страны не распорядительным и приказным методом, а умом и точным расчетом. Проще говоря, министры и руководители ведомств должны стать хорошими менеджерами, умеющими что-то добывать и сделать для государства. До сих пор они больше напоминали собой этаких башкарма в галстуках, больше бюджетных паразитов, чем современных руководителей.

Что касается реорганизации администрации президента, то учрежденный взамен ее Институт президента на первый взгляд может показаться каким-то новым властным монстром. Но, как сказал Бакиев, доныне ему мешали принимать самостоятельные и верные решения сонм групп влияния в лице беспринципных чинов в той же администрации, по сути, представлявшие в "Белом доме" различные группы корпоративных интересов.

Теперь, у президента останется малочисленный аппарат и секретариат, а также один госсоветник и госминистр по внешней политике. Иными словами, - единая компактная команда, призванная вырабатывать рекомендации для главы государства и освещать его многогранную деятельность. Бакиев может учитывать эти рекомендации, тщательно изучать их и… свободен при принятии окончательного решения.

Предвижу моментальный и рудиментарный возглас: "Это же новый хан!". Но не надо забывать, что тем самым президент принимает на себя всю ответственность, и отныне у него не будет возможности ссылаться на кого-то из своих подчиненных в случае неудачи или провала. Возникает вопрос: а не выступает ли Бакиев в роли камикадзе, принимая столь неординарное и кардинальное решение усилить институт президентства?

И чисто интуитивное: сам вид сидящих в зале и старательно слушавших выступление президента чиновников разного ранга говорил о том, что многие из них, если почти не все, вдруг пронзительно почувствовали свою ненужность и никчемность, получись эта президентская реформа госуправления. Поскольку они прекрасно знают отсутствие присутствия у себя желания и потенциала работать по-новому. Поскольку стало ясно, что в этот раз выкрутиться им не дадут. Но и без дела они не останутся. Как президент сказал, "сокращаемые чиновники, уверен, найдут себе применение по способностям и знаниям, которые они имеют". Вопрос лишь в том, где и в какой ипостаси те вновь возникнут…

Садырбек Чериков.
Источник - КАБАР

Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение