Концепция практического евразийства Нурсултана Назарбаева перекликается с идеями Мустафы Шокая

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Наш президент, действительно, является одним из числа тех, кто пропагандирует евразийскую идею и стремится ее практически реализовать. Эта идея находит свое выражение в рамках инициированных Казахстаном межгосударственных проектов на пространстве СНГ и за его пределами. Идеи практического евразийства и региональной интеграции, выдвинутые Нурсултаном Назарбаевым в развитие идей классиков евразийства, связана и с историей Казахстана, в одном из частных аспектов перекликается и с идеей Мустафы Шокая о единстве и взаимосвязи всех тюркских народов, государств Центральной Азии. Конкретно она претворяется сегодня в практических делах по развитию центрально-азиатского сотрудничества. В перспективе, думаю, будет сформулирован еще ряд идей по развитию регионального сотрудничества и новых интеграционных структур, потому что в нашем глобализирующемся мире мы можем выжить, только объединяясь.
Концепция практического евразийства  Нурсултана Назарбаева перекликается с идеями Мустафы Шокая

Интервью с Жанной Кыдыралиной - казахстанским экспертом, специалистом по проблемам этничности и национальной идеологии.

**********************************************************************************

- С точки зрения специалиста по проблемам этничности и национальной идеологии, какую роль сыграли идеи Национальной партии «Алаш» в духовном развитии казахстанского народа?

- Это очень актуальный вопрос, хотя он и связан с историей. Однако уроки истории всегда востребованы. Будущее, конечно, основывается на истории и предшествующем опыте. Лидеры Алаш выражали передовые для своего времени идеи. В тех исторических условиях идея национального самоопределения для своего народа в форме автономии в рамках демократического федеративного Российского государства отражала реалистичность позиции Алаш и стремление провести модернизацию казахского общества на основе разумного сочетания традиционализма с лучшими достижениями российской культуры, общечеловеческой цивилизации. Вопросы, поднимавшиеся алашской интеллигенцией о месте своего народа в переломные периоды истории, национально-государственном строительстве, судьбе национального языка актуальны и сегодня, в период реального суверенитета Казахстана.

Год-два года назад мы отмечали 90-летие создания первой казахской политической партии «Алаш». В Казахстане были проведены научные конференции, и их участники, представители научной, творческой интеллигенции говорили о том, что идеи «Алаш» до сих пор живут в казахстанском обществе. Так, преемственность Алашской идеи сегодня можно видеть в той деятельности, которую осуществляет национальная интеллигенция по возрождению духовно-культурного наследия народа, в наличии споров о будущем нации. Важно осознавать, что на казахском этносе как государствообразующем этносе лежит большая ответственность за сохранение внутриполитической стабильности и межэтнического и межконфессионального согласия в современном Казахстане.

- Как соотносятся в мировоззрении современного казахстанца западные и традиционные ценности?

- Сейчас происходит интересный процесс социокультурных изменений. Трансформация ментальности, сознания происходит у нас на глазах, достаточно посмотреть на нашу молодежь. Она обучается за рубежом, знает несколько языков, впитывает новое, перенимает знания и инновации западной и других цивилизаций. Сегодня в мировоззрении современного казахстанца оптимально сочетаются западные и традиционные ценности, и это связано с объективными процессами глобализации. И основная задача заключается в том, чтобы, воспринимая и осваивая современные ценности, осмыслить свою культурную идентичность, сохранить национальную уникальность, духовное наследие, не забыть и сохранить то лучшее, что имеется в нашей традиционной культуре - это уважение к истории, к старшим, к своим традициям, большой нравственный опыт, который передается из поколения в поколение.

- Как в Казахстане воспринимается общественная дискуссия о проблеме национальной идеи и идеологии?

- Это вопрос актуальный, существуют разные подходы к пониманию национальной идеи и идеологии. Оживленная полемика идет, дискуссия присутствует и на страницах печати, и в общественной среде, даже у нас в академической аудитории, когда высказывают свои суждения об этом депутаты, ученые - философы, историки, политологи. Национальная идея и идеология – разные понятия, но взаимосвязанные явления. Идеально, когда национальная идея и идеология органичны, взаимно дополняют друг друга. При плюрализме различных идей должна существовать и общегосударственная идеология.

Вопросы национальной идеи и идеологии или государственной идеологии важны, общество без национальной идеи и идеологии не может существовать, у каждого государства должна быть своя идеология, и она помогает реализовать стратегические задачи. У всех успешных государств мира в основе секрета их подъема как раз и находилась определенная идея и идеология.

В целом, общество понимает, что общегосударственная, объединяющая идеология необходима. В качестве национальной идеи предлагаются разные формулы, варианты, но цель национальной идеи одна - сохранение нации-государства, своего места в истории, сохранение уникальных традиций и культуры, совершение прорыва в развитии, поэтому этот вопрос относится к разряду вечных.

- В качестве национальной идеи предлагается, в том числе, и идея евразийства. А что, по-Вашему, означает термин «практическое евразийство», которое в последнее время очень часто связывают с именем президента Казахстана Нурсултана Назарбаева?

- Наш президент, действительно, является одним из числа тех, кто пропагандирует евразийскую идею и стремится ее практически реализовать. Эта идея находит свое выражение в рамках инициированных Казахстаном межгосударственных проектов на пространстве СНГ и за его пределами. Идеи практического евразийства и региональной интеграции, выдвинутые Нурсултаном Назарбаевым в развитие идей классиков евразийства, связана и с историей Казахстана, в одном из частных аспектов перекликается и с идеей Мустафы Шокая о единстве и взаимосвязи всех тюркских народов, государств Центральной Азии. Конкретно она претворяется сегодня в практических делах по развитию центрально-азиатского сотрудничества. В перспективе, думаю, будет сформулирован еще ряд идей по развитию регионального сотрудничества и новых интеграционных структур, потому что в нашем глобализирующемся мире мы можем выжить, только объединяясь.

Практическое евразийство означает реализацию идей и идеологии евразийства в интеграционных инициативах, связанных с деятельностью уникальных межгосударственных объединений. Идея интеграции пронизывает сейчас все международное политическое пространство. Эти идеи реализуются в Европе в рамках проектов европейской интеграции. На евразийском пространстве интеграционные устремления отражены, в том числе в рамках таких организаций, как ШОС, ОДКБ, СВМДА, ЕврАзЭС. И перспективы у евразийской идеологии, думается, очень большие. Потенциал практического евразийства богат и на протяжении 15 лет продолжает актуализироваться, евразийский диалог продолжается.

-Спасибо за интересную беседу.

"ЕвроАзия"

Теги: Казахстан

Поделиться: