Деятельность Нурсултана Назарбаева на международной арене заслуживает самой высокой оценки

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Допустим, казахстанские представители уделили особое внимание вопросу о ДОВСЕ. По мнению российской стороны возможны и другие варианты, направленные на определение повестки дня в сфере безопасности исходя из возможной «перезагрузки» всей прежней архитектуры международных отношений. Тем более что президент Казахстана Нурсултан Назарбаев не только участвует в переговорном процессе, но и инициирует многие стратегические предложения, действуя как на площадке ОБСЕ, так и в рамках других региональных структур, например, СВМДА и более того, стремится к тому, чтобы консолидировать работу этих переговорных площадок, придать им больший динамизм.
Деятельность Нурсултана Назарбаева на международной арене заслуживает самой высокой оценки

Интервью с генеральным директором ИАЦ Алексеем Власовым для информационного бюллетеня «ЕвроАзия».

-Несколько дней назад в Российском информационном агентстве «Новости» прошел круглый стол, посвященный казахстанским инициативам в области международной безопасности. По свидетельству участником этой встречи, дискуссия вышла за рамки традиционного протокольного мероприятия. С чем связан такой «полемический запал» со стороны как российских, так и казахстанских экспертов?

-Мне как раз очень понравилась тональность дискуссии, которая проходила в живом, неформальном ключе с участием такого видного казахстанского эксперта в сфере геополитики как Мурат Лаумулин.

Замечу, что в одном эксперты были единодушны: Казахстан играет все более активную роль в формировании повестки дня в сфере международной безопасности. Полемика развернулась вокруг приоритетов, то есть, какие именно из казахстанских инициатив займут центральное место в деятельности Астаны в качестве председателя в ОБСЕ в 2010 году. Мне кажется, что эта тема доминировала не только в выступлениях российских экспертов, но и в «разъяснениях» со стороны казахстанских коллег, тем более что на встрече присутствовал Советник одного из департаментов МИДа РК.

-Как бы Вы расставили эти приоритеты?

-Для меня как раз пока не очевидно, как именно Казахстан собирается формировать повестку дня в плане «наполненности» трех корзин ОБСЕ, какое место займут проблемы безопасности с точки зрения инициатив страны-председателя.

Допустим, казахстанские представители уделили особое внимание вопросу о ДОВСЕ. По мнению российской стороны возможны и другие варианты, направленные на определение повестки дня в сфере безопасности исходя из возможной «перезагрузки» всей прежней архитектуры международных отношений. Тем более что президент Казахстана Нурсултан Назарбаев не только участвует в переговорном процессе, но и инициирует многие стратегические предложения, действуя как на площадке ОБСЕ, так и в рамках других региональных структур, например, СВМДА и более того, стремится к тому, чтобы консолидировать работу этих переговорных площадок, придать им больший динамизм.

-Во время встречи прозвучало мнение о том, что Нурсултан Назарбаев достоинНобелевской премии мира. Как Вы относитесь к такого рода предложению?

-Не могу сказать, что у меня есть како-то оформленное отношение к подобного рода инициативам. Несомненно, деятельность Нурсултана Назарбаева на международной арене заслуживает самой высокой оценки. На постсоветском пространстве мне трудно назвать государственного деятеля, который бы так же системно включался в процесс выработки новых, более справедливых, правил игры в сфере международной политики.

В то же время присуждение Нобелевской премии мира Бараке Обаме во многом нивелирует ценность и значимость этой награды. Я откровенно сказал на встрече, что с моей точки зрении, в отношении Обамы – сугубо медийный проект, а мы говорим о фундаментальных, системных предложениях по изменению контуров посткризисного мира. И в этом смысле идеи Нурсултана Назарбаева в чем-то идут гораздо дальше, нежели «пропиаренные» инициативы американского президента.

-Ожидают ли российские эксперты, что в качестве страны-председателя ОБСЕ Казахстан продолжит идею системной реформы этой Организации?

-Как раз напротив, большинство экспертов с пониманием отнеслись к осторожной оценке со стороны казахстанских участников в отношении перспектив реформирования ОБСЕ. Казахстан будет проводить взвешенную и равноудаленную политику в отношении основных центров силы. Собственно, статус страны-председателя ориентирует именно на такой подход. Отсюда и низкая вероятность инициирования системной реформы ОБСЕ. Нет консенсуса – нет общей повестки дня.

Поэтому я уверен, что казахстанское руководство будет акцентировать внимание на главных «фишках», с которыми страна входит в 2010 год, и, в первую очередь, это тема межэтнического и межконфессионального согласия. 26 октября откроется очередная сессия Ассамблеи народа Казахстана, и можно ожидать, что именно на этом Форуме будут озвучены новые казахстанские инициативы в сфере трансляции опыта казахстанской модели межэтнического согласия на европейские практики – именно в этой сфере казахстанский опыт уникален и может быть востребован как для «новой», так и для «старой» Европы, где налицо кризис мультикультурализма.

-Будут ли продолжены экспертные встречи до конца года?

-Да, в ноябре месяце планируется презентация доклада «Председательство Казхстана в ОБСЕ. Взгляд из России», подготовленный экспертами нашего Центра. Я надеюсь, что в этой дискуссии примет участие не только российская экспертная аудитория. Но также наши друзья и партнеры из Казахстана. Только путем постоянной взаимной «сверки часов» мы можем расширить пространство доверия и достичь реальных успехов в модернизации системы международной безопасности.

-Спасибо за содержательную беседу.

Теги: Казахстан

Поделиться: