Армяно-турецкие протоколы: слово за парламентами

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
10 октября в Цюрихе, министрами иностранных дел Армении и Турции Эдвардом Налбандяном и Ахмедом Давудоглу были подписаны протоколы о нормализации армяно-турецких отношений. Во время процедуры подписания произошла более чем трехчасовая заминка, которая была преодолена при содействии Госсекретаря США Хилари Клинтом и министра иностранных дел России Сергея Лаврова.
Армяно-турецкие протоколы: слово за парламентами
10 октября в Цюрихе, министрами иностранных дел Армении и Турции Эдвардом Налбандяном и Ахмедом Давудоглу были подписаны протоколы о нормализации армяно-турецких отношений. Во время процедуры подписания произошла более чем трехчасовая заминка, которая была преодолена при содействии Госсекретаря США Хилари Клинтом и министра иностранных дел России Сергея Лаврова. На наш взгляд фактические совместные действия глав внешнеполитических ведомств двух главных внешних игроков в регионе Южного Кавказа свидетельствует о том, что в вопросе нормализации армяно-турецких соглашений у Вашингтона и Москвы нет не только разногласий, но и то, что по сути этот процесс является совместным проектом США и России. Во многом именно по этой причине ему пока сопутствует успех. 14 октября в Бурсе состоялся ответный футбольный матч отборочного турнира чемпионата мира 2010 года между сборными Турции и Армении. В спортивном плане эта игра уже ничего не решала, но в политическом аспекте она ознаменовала выход на финишную прямую т.н. "футбольной дипломатии" между Арменией и Турцией, начало которой было положено летом 2008 года. Именно тогда, во время своего визита в Москву президент С.Саргсян пригласил президента Турции А.Гюля на футбольный матч между сборными двух стран в Ереване. Успешное завершение футбольной дипломатии должно ознаменоваться ратификацией двух вышеупомянутых протоколов в парламентах Армении и Турции. Мы не обладаем всей полнотой информации о том как именно будет проходить процесс ратификации в парламенте соседней страны. Однако, Учитывая что партия "Справедливости и развития", которую представляют президент А.Гюль и премьер-министр Р.Эрдоган обладают устойчивым большинством в парламенте страны, мы не видим больших проблем в ратификации документов. Единственным серьезным препятствием для ратификации протоколов был бы раскол по этому вопросу в самой правящей партии. Однако, пока нет никаких симптомов того, что возможен "бунт на корабле". Более того, очевидно, что правящее большинство в турецком парламенте, готово достаточно последовательно поддерживать внешнеполитический курс правительства Р.Эрдогана - А.Давудоглу. Курс этот заключается в отходе от прежней традиционной увязки внешней политики Турции с курсом, который проводят на Ближнем Востоке США и Израиль. В результате этой новой политики Анкара сумела резко усилить позиции Турции в исламской мире, в том числе в его постоянно расколотой арабской части и даже в отношении одного из своих традиционных региональных оппонентов - Ирана. Отметим, что Турция улучшила свои отношения с Сирией (напомним, что Дамаск официально поддержал процесс нормализации армяно- турецких отношений), а также выступала посредником на непрямых израильско- сирийских переговорах и на переговорах по нормализации сирийско- иракских отношений. Выступая в Бейруте А.Давудоглу сказал: "Между Турцией и соседними государствами развивается совершенно новая модель отношений. Связанные историей и географией мы стремимся, в первую очередь, добиться общего лучшего будущего для Ближнего Среднего Востока". Глава внешнеполитического ведомства Турции дал ясно понять, что главным приоритетом во внешней политике Анкары является "предотвращение угрозы масштабной дестабилизации, которая затронет региональную безопасность". Несомненно, что новая внешнеполитическая линия Анкары пока создает немалые проблемы в турецко-израильских отношениях. Однако, несмотря на все трудности, вопрос о разрыве стратегических отношений между Турцией и Израилем пока не стоит. В случае дальнейшего продвижения в процессе нормализации армяно- турецких отношениях, Анкара имеет неплохие шансы на повышение своего влияния на процесс урегулирования Нагорно- Карабахского конфликта. Если даже на данном этапе посредникам из Минской группы ОБСЕ не удастся добиться подписания "Мадридских принципов" и "Технического протокола", то впоследствии Анкара станет куда более значимым фактором в вопросе будущего Нагорного Карабаха. Это непростое обстоятельство должно быть в центре внимания интеллектуалов в Ереване и Степанакерте. Что касается ратификации армяно-турецких протоколов в Национальном Собрании Армении, то к огорчению противников этих документов, реальная "политическая математика" пока не дает им никаких шансов для оптимизма. Парламентская оппозиция в лице партий "Жарангутюн"/ "Наследие" и АРФ- Дашнакцутюн контролирует 23 мандата в 131-местном парламенте. "Контрольный пакет " остается за Республиканской партией, а также "Оринац еркир"/ "Страна законности" и "Баргавач Айастан"/ "Процветающая Армения". В лучшем случае парламентская оппозиция, при поддержке нескольких депутатов- мажоритарников, может подать иск в Конституционный суд страны с требованием рассмотреть соответствие содержания армяно-турецких протоколов Основному закону страны, а точнее его Преамбуле. Дело в том, что по мнению ряда экспертов в области государственного права, армяно-турецкие протоколы не противоречат Конституции. Реальный правовой спор может быть рассмотрен лишь на предмет их соответствия Преамбуле Основного закона. Однако, учитывая состав Конституционного суда и фигуру его председателя Гагика Арутюняна, мы весьма скептически относимся к перспективам успеха потенциального запроса парламентской оппозиции. За последние две недели в стане противников проводимой администрацией президента Сержа Саргсяна политики произошло лишь одно серьезное изменение: парламентская оппозиционная партия "Жарангутюн" начала требовать отставки президента страны. Напомним, что внепарламентская оппозиция в лице Армянского национального конгресса, возглавляемая первым президентом страны Левоном Тер-Петросяном, впервые озвучила требование отставки президента Сержа Саргсяна 1 июня с.г. после выборов в Совет старейшин г.Еревана. На митинге 18 сентября эта главная оппозиционная сила сделала заявление о том, что АНК, исходя из тактических соображений, берет тайм- аут и временно предоставляет политическую арену другим политическим силам. Что касается партии АРФ-Дашнакцутюн, то она пока прочно занимает нишу псевдоппозиции, которая исключительно выгодна действующей администрации. Эта традиционная партия по - прежнему призывает руководство Армении не ратифицировать (до 10 октября не подписывать) армяно- турецкие протоколы, но при этом не требует отставки президента С.Саргсяна, а требует лишь отставки главы внешнеполитического ведомства Эдварда Налбандяна. Таким образом, АРФ- Дашнакцутюн поддерживает как внешнюю так и внутреннюю политику президента С.Саргсяна (в том числе в сфере экономики, прав человека, саботирования расследования событий 1 марта в Ереване, имитации борьбы с коррупцией, фальсификации выборов всех уровней и прочее) за исключением ратификации и реализации армяно-турецких протоколов. Это обстоятельство свидетельствует о том, что партийная элита АРФ-Дашнакцутюн Армении продолжает оставаться тесно связанной с правящей администрацией и лично президентом С.Саргсяном. Все это не усиливает позиции партии в армянском обществе не только в Армении, но и Диаспоре, а также порождает массу вопросов у протестного электората. На эти многочисленные вопросы партия и ее руководство не в состоянии ответить даже несмотря на наличие серьезного информационного (телекомпания "Еркир") и политического ресурса (16 мандатов в парламенте). Все вышеизложенное только подтверждает выдвинутый нами ранее тезис о том, что "партия власти" Армении не будет иметь серьезных проблем в процессе ратификации армяно- турецких протоколов в Национальном Собрании страны.
источник: ИАЦ "Ноян Тапан"

Поделиться: