Ш.Мамаев: Кишинев. Даже не поговорили. Мотивы "протестного поведения" со стороны президентов Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Мотивы подобного "протестного поведения" со стороны президентов Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана легко объяснимы – по разным причинам они сейчас крайне недовольны Москвой.
Ш.Мамаев: Кишинев. Даже не поговорили. Мотивы "протестного поведения" со стороны президентов Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана

В прошлую пятницу в молдавской столице состоялся очередной саммит СНГ. Его интригой стало то, что четыре из пяти президентов среднеазиатских республик прислали вместо себя своих представителей – из Центральной Азии на саммит прибыл только киргизский президент Курманбек Бакиев. Мотивы подобного "протестного поведения" со стороны президентов Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана легко объяснимы – по разным причинам они сейчас крайне недовольны Москвой. Так что загадкой саммита стало лишь отсутствие – без каких-либо объяснений или уважительных причин и впервые за всю историю подобных мероприятий – главного энтузиаста евразийской интеграции президента Казахстана Нурсултана Назарбаева. Характерно и поведение президента России: обговорив всю повестку дня в узком составе, на расширенное заседание саммита Дмитрий Медведев не задержался, оставив вместо себя первого вице-премьера Игоря Шувалова. Сам же российский лидер отправился на встречу с президентами Армении и Азербайджана, посвященную урегулированию нагорно-карабахского конфликта. В результате, проштамповав за полчаса все предусмотренные резолюции, участники саммита попросили хозяев отменить запланированный торжественный вечер и быстренько разъехались по домам. Вот только неугомонный белорусский президент все-таки уловил момент, чтобы поймать и вновь "скрестить штыки" с главой российского Минфина Алексеем Кудриным. Чтобы затем через журналистов призвать своих восточных коллег "не допустить своей разобщенности". Именно Беларусь предложила саммиту обсудить вопрос о совместном преодолении последствий мирового финансово-экономического кризиса. Лукашенко напомнил присутствующим, что год назад правительствам было поручено разработать соответствующие меры, однако год прошел – и никакого результата. "Уже, говорят, кризис заканчивается, а мы все ведем разговоры о том, как повысить, изучить, информировать", - отметил он. И задал вопрос: чем конкретно Россия, у которой огромные резервы, может помочь странам СНГ? "Штыки скрестили на этом вопросе", - подчеркнул белорусский лидер. Вообще-то говоря, присутствовавший на этом заседании Дмитрий Медведев рассказал коллегам, как можно получить финансовые ресурсы, сообщает "Российская газета". Для этого надо всего лишь присоединиться к фонду ЕврАзЭС, который специально создавался для борьбы с последствиями финансового кризиса. Страны СНГ, предположил президент, могли бы подавать заявки на выделение кредитов и после соответствующего решения членов ЕврАзЭС использовать эти ресурсы для преодоления последствий кризиса. Лукашенко, однако, подобный ответ явно не удовлетворил – он решил "заострить вопрос". Но что характерно – Лукашенко повел жесткий разговор отнюдь не с Медведевым, а с министром финансов РФ Кудриным. Или, другими словами, с российским премьер-министром Владимиром Путиным– за неделю до саммита он публично обвинил его в шантаже Белоруссии. Сегодняшняя атака Лукашенко против Москвы является продолжением истории, которая началась еще 5 июня этого года, когда президент Белоруссии принял у себя главных редакторов четырех российских СМИ и предупредил их, что "острота /российско-белорусских отношений/ такова, что Россия может потерять Беларусь, а Беларусь может потерять Россию". Причиной столь опасного обострения стало то, что 28 мая Москва вдруг засомневалась в платежеспособности Белоруссии и решила выдать Минску очередной кредитный транш в $500 млн. не долларами, а российскими рублями. За что "батька" весьма грубо обозвал нашего министра финансов Алексея Кудрина "отморозком". В ответ уже на следующий день главный санитарный врач РФ Геннадий Онищенко подписал запрет на ввоз белорусской молочной продукции – так и началась скандальная "молочная война" Москвы и Минска. "Если российская сторона добивается лишь приватизации лакомых кусочков белорусской экономики - Белорусского металлургического завода, МТЗ или МАЗа, то Лукашенко, конечно, скрипя зубами, в конце концов, на это пойдет. Ситуация осложнится, если Москва поднимет ставки и захочет ввести единую валюту: тут Лукашенко будет упираться", - оценил тогда ситуацию белорусский эксперт Виктор Мартинович. Однако неожиданно для Москвы на помощь Минску пришел Запад – уже 30 июня МВФ срочно предоставил Минску дополнительный кредит в $1 млрд. Так что Лукашенко предпочел уступкам эскалацию конфликта - отказавшись присутствовать на июньском саммите ОДКБ и подписать соглашение по созданию КСОР, он объявил все принятые там решения нелегитимными. И вот теперь, перед саммитом в Кишиневе, министр финансов России Алексей Кудрин поставил точки над i - Россия не выделит Беларуси последний транш на $500 миллионов, а также не предоставит Украине запрошенный ею кредит на $5 миллиардов. "На двусторонней основе не предоставим", - уточнил он, давая понять, что стороны могут обратиться в фонд ЕврАзЭС. Для Беларуси не принципиально, предоставит ли Россия обещанный кредит: "Если даст - хорошо, если нет - найдем другие возможности. Но получилось так, что МВФ сегодня выделяет кредит с учетом того, что нам выделяет Россия. А теперь Россия публично заявляет, что $500 млн не дадим. Но это вопрос принципа - если пообещали, то надо давать", - обрушился в ответ Лукашенко на Кудрина в Кишиневе. Его поддержал президент Украины: главной мыслью выступления Виктора Ющенко было то, что, если бы была создана зона свободной торговли, то ни Беларуси, ни Украине не были бы нужны кредиты – они тогда могли бы самостоятельно заработать необходимые средства. В таком же ключе, заявил Лукашенко, выступили Таджикистан и Азербайджан. Буквально с первых дней глобального экономического кризиса Москва, претендуя на место лидера развивающихся стран, настойчиво пытается использовать ситуацию для создания в России мирового финансового центра. Именно с этим было связано принятие ею в начале февраля, сразу после завершения плавной девальвации рубля, решения о создании антикризисного фонда ЕврАзЭС - Москва будет располагать в нем 75% уставного капитала и явно рассчитывает на то, что сможет использовать этот фонд для постепенного перевода расчетов между странами ЕврАзЭС в рубли в качестве единой региональной валюты. Минск, как известно, уже не раз обязывался перейти в рамках Союзного государства на расчеты в рублях. Может быть, именно это обстоятельство и привело к тому, что ровно через неделю после создания фонда Алексей Кудрин "поднял ставки" и предложил Белоруссии получить оставшиеся $500 млн ее займа в рублях. В результате чего Александр Лукашенко, как и предсказывали белорусские эксперты, "уперся". Говоря о рубле как о региональной резервной валюте, важно понимать, что ключевыми игроками в ЕврАзЭС, от которых зависит переход на рублевые взаиморасчеты, являются Белоруссия и Казахстан – именно они вместе с Россией готовят создание Таможенного союза. Однако его вступление в силу постоянно откладывается. Одной из главных причин этого является как раз вопрос о расчетной валюте. Ибо ни состояние нашей экономики, ни состояние нашего рубля не внушают оптимизма не только Минску, но и Астане. И за несколько дней до того как было принято решение о создании антикризисного фонда ЕврАзЭС, Н.Назарбаев в своей программной статье в "Российской газете" четко обрисовал свое видение проблемы. Да, он согласен с Москвой, что "ключами от кризиса" является уход от доллара и создание собственной евразийской валюты. Поэтому, написал он, "Казахстан вместе с партнерами по ЕврАзЭС и ШОС готов шаг за шагом создавать благоприятные условия для создания регионального эмиссионного Центра валюты нового качества, которая могла бы взять на себя функцию Евразийской наднациональной расчетной единицы - ЕНРЕ". Дав тем самым ясно понять, что Астана видит региональной валютой отнюдь не рубль, а некую наднациональную "корзину". Именно поэтому отказ Назарбаева и других президентов среднеазиатских республик от присутствия на этом саммите столь же красноречив, как и выступление на нем президента Белоруссии. Ибо восточному человеку никогда не понять, какой смысл спорить со "старшим братом" о совместных мерах по преодолению последствий мирового финансово-экономического кризиса, если он тебя все равно не слышит. Автор - политический обозреватель "Евразийского Дома"

Источник -Евразийский Дом
Теги: СНГ

Поделиться: