Алексей Власов. Казахстанские инициативы и новая архитектура международной безопасности.

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Мировой финансовый и экономический кризис не только привел к системному переформатированию модели взаимодействия международных финансовых институтов, но и более ясно обозначил дефекты в системе современной геополитики, которые, прежде всего, связаны с кризисом доверия как на глобальном, так и на региональном уровне, глубоким укоренением так называемых «двойных стандартов», и, наконец, неспособностью важнейших международных институтов обеспечить исполнение четких и прозрачных правил игры в международной политике.
Алексей Власов. Казахстанские инициативы и новая архитектура международной безопасности.

Мировой финансовый и экономический кризис не только привел к системному переформатированию модели взаимодействия международных финансовых институтов, но и более ясно обозначил дефекты в системе современной геополитики, которые, прежде всего, связаны с кризисом доверия как на глобальном, так и на региональном уровне, глубоким укоренением так называемых «двойных стандартов», и, наконец, неспособностью важнейших международных институтов обеспечить исполнение четких и прозрачных правил игры в международной политике.

На протяжении последнего десятилетия руководство Республики Казахстан неоднократно выступало с инициативами, направленных на преодоление дефектов мирового развития. Однако, к сожалению, значительная часть этих инициатив, так и не была реализована на практике.

Причиной этого является дисбаланс в подходах между главными центрами силы и государствами, которые прежде рассматривались как «игроки второго уровня», а ныне все более участвуют в определении актуальной повестки дня. К этой категории стран относится и Казахстан. В течение 2009 года Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев неоднократно обращался к мировому сообществу, выдвигая важные стратегические инициативы, среди которых приоритетное место занимает идея переформатирования Договора о нераспространении ядерного оружия.

Оценка казахстанского лидера в отношении этого документа основывается на убеждении в том, что в своем нынешнем виде ДНЯО как раз и вписывается в модель так называемых «двойных стандартов», то есть является ассиметричным, так как предусматривает санкции только по отношению к неядерным государствам.

По мнению Нурсултана Назарбаева, в основу оценки Договора должен быть положен принцип равной ответственности, которая бы распространялась и на ядерные державы. Речь идет о механизмах «самоконтроля» за количеством единиц ядерного оружия, а в последствии и полного отказа от него.

Следует отметить, что свою приверженность принципам «честной игры» в вопросах ядерного разоружения, Казахстан продемонстрировал еще в первые годы после обретения независимости, когда имея возможность стать обладателем четвертого по величине в мире ядерного арсенала, РК объявила о своем безъядерном статусе, и тем самым сформировала позитивную логику в решении этой сложнейшей проблемы, которая, увы, не была в полной мере поддержана партнерами Астаны на международной арене.

Сейчас, когда на самом высоком уровне идут ожесточенные споры об иранской ядерной программе, казахстанский подход становится особенно актуальным.

«Клуб ядерных держав» должен не только диктовать свои условия региональным государствам, но и демонстрировать примеры самоограничений, которые, впрочем, должны касаться не только ядерных, но и обычных вооружений. Высокий авторитет казахстанского лидера на международной арене позволяет ему быть услышанным в Москве, Вашингтоне и Брюсселе. Идея американского президента барака Обамы о системной перезагрузке отношений между Россией и Западом совпадает с логикой казахстанских инициатив.

Хочется надеяться, что в год председательства Казахстана в ОБСЕ эти оптимистические прогнозы обретут реальные очертания в рамках стратегических инициатив Астаны по формированию новой архитектуры европейской безопасности.

Теги: Казахстан

Поделиться: