Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Талгат Адилов: Аслбек Мусин: поиски истины продолжаются…

12.10.2009

Автор:

Теги:



На днях после некоторого перерыва в очередной раз заявил о себе лидер общественного объединения «Изги амал» Аслбек Мусин, дав интервью газете «Известия-Казахстан» (см. http://www.izvestia.kz/news.php?date=08-10-09&number=3). Надо сказать, что персона этого молодого человека становится все более привлекательной для казахстанской общественности и особенно для СМИ. Правда, одних привлекает фактор его высокопоставленного отца, руководителя Администрации Президента РК Аслана Мустина, других – его порой неординарные взгляды на различные вопросы развития общества и государства.

Но кто все-таки есть на самом деле и кем осознает себя сам Аслбек Мусин в суверенном Казахстане? Просто духовный просветитель, стремящийся позитивно, по его представлениям, повлиять на мировоззрение и жизнедеятельность представителей своего поколения? Или «новый Мессия», поставивший своей целью свершение «революции» в умах всего казахстанского общества? Или его заявка выглядит гораздо скромно – занять свою собственную и в то же время отличающуюся от других нишу в казахстанском истеблишменте?

Похоже, что четкого ответа хотя бы на один из этих вопросов многочисленные интервью самого Мусина-младшего не дают. Тем не менее, некоторые суждения, в том числе из его последнего интервью, на определенные мысли и оценки наводят.

Возьмем, к примеру, такой тезис «Попробуйте на Западе что-нибудь сказать, а тем более выступить против ИДЕЙНЫХ основ западного социума. Либерализм - это тоже идеология! И тоже тоталитарная».

Ну и что же? Западное общество настолько неоднородно, что помимо либерализма в нем в той или иной степени присутствуют идеи и ценности консерватизма, социализма, национализма и т.д., в том числе разбавленные некоторыми религиозными очертаниями. Не говоря уже о современных течениях типа антиглобализма. И явно программы таких партий, как, например, Национал-демократическая партия Германии или французский Национаальный фронт, переполнены любовью к либерализму. 
Более того, критиков западного общества и его либеральных основ среди членов этого общества предостаточно среди и обывателей, и политиков разного толка, и всевозможных мыслителей современности. Достаточно назвать в ряду последних американского публициста Патрика Бьюкенена с его произведением «Смерть Запада» или канадскую журналистку Наоми Кляйн с ее «Доктриной шока». И ничего! Все эти и другие авторы живы, здоровы, властями своих стран не преследуются и беспрепятственно пробуют и дальше выступать против «идейных основ западного социума».

 Как бы то ни было, но Аслбек Мусин фактически позиционирует себя в данном вопросе как противник либерализма. А его же мысль о том, что «Однако для государства сомнение в своей правоте губительно», позволяет увидеть в нем типичного этатиста и может быть даже сторонника некой «твердой руки». Про то же, в принципе, говорит и его идея о том, что «казахстанскому протообществу жизненно необходима «религия» как идея, формирующая элитарное сознание и связывающая его с массовым».

Между строк это можно прочитать так, что казахстанское общество, по мнению Мусина-младшего, является неразвитым. А потому ему нужна некая идея, объединяющая всех и вся («верхи и низы должны как-то сопоставляться и связываться друг с другом»). Причем это должна быть не просто всеобщая, но еще и «правильная», с точки зрения лидера «Изги амал», идея. А именно система ценностей и принципов, принятая «в качестве основы» и характеризуемая, как «наиболее логичная, рациональная, доказательная, ясная, последовательная, эффективная, понятая и развитая самостоятельно».

В принципе, взгляды Аслбека Мусина нельзя назвать и явно недемократичными. Во всяком случае, он и его соратники хотят, чтобы любой человек «получил возможность оценить духовные, интеллектуальные и практические последствия принятия им той или иной веры, религии и философии» и «мог сделать действительно СОЗНАТЕЛЬНЫЙ выбор». Иначе говоря, многообразие соответствующих идей и духовных ценностей ими не отрицается. Но, с другой стороны, все же одна из них должна быть «основнее» других. И, судя по всему, ставка делается на «коранический монотеизм».

Подобный подход уже попахивает тем, что в последующем может начаться деление данных идей и ценностей на «правильные» и «неправильные» со всеми вытекающими отсюда последствиями. К тому же желание «изгиамальцев» буквально «осчастливить» других людей правом на «сознательный выбор» не подкреплено конкретными методами, с помощью которых они намерены воплощать эту свою цель в жизнь. Так и напрашивается известная народная мудрость о тех, кто гладко стелет…

Рассуждая же о том, что в Казахстане нет элиты как «квинтэссенции нации», а есть соперничество «протоэлит, использующих люмпенизированное молчаливое большинство в своих групповых интересах», вкупе с другими своими идеями Мусин-младший словно делает здесь заявку на формирование в перспективе новой и «правильно мыслящей» элиты. Справится ли, это уже другой вопрос. Но сигнал тем, благодаря кому «в бизнесе и в госструктурах превалирует естественная ориентация на личное обогащение», послан.

Впрочем, из интервью Аслбека Мусина нет и ясных ответов на вопрос, насколько искренними являются его мысли и побуждения. Ведь это вполне может быть обычная демагогия, рассчитанная на мобилизацию потенциальных сторонников «элиты будущего». Ясно пока лишь то, что с отцовского ли благословения или без него лидер «Изги амал» претендует на то, чтобы встать в первые ряды тех, кто формирует политическую повестку дня в Казахстане. 


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение