«Уважение к представителям других народов является частью национальной культуры азербайджанцев»

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
В Азербайджане достаточно позитивно воспринимают казахстанскую модель межэтнического согласия, и надо отметить, что этот проект одно из важнейших достижений Республики Казахстан в постсоветский период. Ассамблея Народа Казахстана является уникальным органом, который занимается решением стратегических задач в области межэтнического и межконфессионального согласия.
«Уважение к представителям других народов является частью национальной культуры азербайджанцев»

Интервью с директором Центра конструктивной политики Абдулом Нагиевым.

-Абдул, как в Азербайджане воспринимают казахстанскую модель межэтнического согласия? Насколько интересен данный проект?

-В Азербайджане достаточно позитивно воспринимают казахстанскую модель межэтнического согласия, и надо отметить, что этот проект одно из важнейших достижений Республики Казахстан в постсоветский период. Ассамблея Народа Казахстана является уникальным органом, который занимается решением стратегических задач в области межэтнического и межконфессионального согласия.

Это очень интересный проект, если учитывать, что в Казахстане удалось пробудить гражданское общество и встроить его в единый государственный институт. Здесь огромное значение имеют религиозные и национальные традиции казахского народа, которые характеризуются высокой степенью веротерпимости, толерантности и готовности принимать и понимать культурные традиции других народов.

Сегодня данный проект изучают не только в Азербайджане, но и в России. И Россия, и Азербайджан столкнулись с этими проблемами не на словах.

Но сегодня уже понятно, что проблему сохранения межнационального баланса невозможно решить только силами госучреждений, для этого необходим широкий общественный диалог, активное использование институтов гражданского общества. Опыт Казахстана в этом смысле бесценен.

-Как, по-Вашему, можно в современном мире, где существует множество рисков и вызовов, проявления ксенофобии, сохранить взаимное доверие между этносами? И надо ли учитывать при этом специфику региона, например, северного или южного Кавказа, или существует общая, универсальная модель сохранения межэтнической толерантности?

Вы правильно отметили: в современном мире существует множество рисков и вызовов, крупные державы проводят свои геополитические игры и зачастую используют в них национальные и религиозные чувства проживающих на данной территории этносов. Это все приводит к разжиганию конфликтов, и при умелом координировании к многочисленным жертвам, к не стабильности в регионе, к нетерпимости и недоверию между народами. Вопросы ксенофобии должны ставиться в разряд стратегических во внутренней политике стран с многонациональным населением.

Здесь надо отметить, что после распада Союза и обретения независимости во многих республиках стало проявляться стремление к самосознанию нередко, граничащее с националистической идеологией. В республиках, где все-таки удалось преодолеть такой "соблазн" и националистическая идеология была заменена на общенациональную, которая характеризуется высокой степенью толерантности и веротерпимости, сумели так же развить свою экономическую составляющую, которая играет огромную роль в укреплении государственности. Государства и государственные деятели, реализуя национальную политику своих республик должны базироваться на общенациональных интересах: это идеология равенства всех проживающих этносов, охрана свободы и прав людей, развитие экономики с целью повышения жизненного уровня граждан страны, уважение норм международного права, в том числе, уже признанных территориальных границ между государствами. Возможность ощущения внутреннего равенства, отсутствие разделения на главную и второстепенную нации позволяет эффективно воспроизводить механизмы межэтнического согласия, в том числе и на уровне семьи, поскольку ребенок проходит весь цикл воспитания, когда и дома, и в школе абсолютно исключены проявления нетерпимости, а наоборот, толерантное отношение к представителям другой конфессии, другого народа вполне нормально.

Сегодня я с уверенностью могу сказать, что я родился и вырос именно в таком обществе. В Азербайджане уважение к представителям других народов было и остается атрибутом национальной культуры.

Я думаю, в вопросах межэтнической толерантности универсальной модели существовать не может, обязательно надо учитывать специфику региона, но также надо отметить, что базовые составляющие в данном вопросе неизменны. В построении модели межнационального согласия надо обратить особое внимание на вопрос зрелости гражданского общества в данном регионе.

Глобальные вызовы и риски ориентируют нас на необходимость постоянного мониторинга, анализа и оценки происходящих процессов.

-В советское время Баку считался городом, где идея дружбы народов обрела практическое воплощение. Можно ли сказать, что современный Баку продолжает эти традиции? Сохранилось ли понятие "бакинец" как носитель особой культуры и менталитета?

Я уже отмечал, что уважение к представителям других народов является частью национальной культуры азербайджанцев и, как Вы правильно заметили, приобрело воплощение во многих городах республики и тем более ярким примером может служить столица Азербайджана Баку. Я думаю это яркий пример толерантности общества!

Многие сегодня города бывшего Союза поменяли свой облик, появились новые тенденции в архитектуре и дизайне, но, что несомненно, не меняется, это внутренний мир жителей этих городов, и Баку может служить этому примером. Столица страны, где идея дружбы между народами обрела практическое воплощение была и остается по сей день. Приобретя независимость, Азербайджан не пошел на поводу националистической идеологии, а выработал свою национальную политику, основанную на дружбе и уважении между народами, проживающими в республике.

В Баку, и в целом по всей республике, до сегодняшнего дня не закрыта ни одна русская школа, достаточно успешно продолжает работать Русский Драматический театр, русскоязычие продолжает, как и прежде, присутствовать в общем обиходе. В прошлом году был открыт филиал МГУ, да и целом обстановка в стране достаточно благоприятна для жизни и созидания.

Что касается понятия "бакинец" как понятия носитель особой культуры и менталитета, мне кажется, сегодня неправильно трактуется. Как и везде в СССР, жизнь людей живущих в крупных городах отличалась от жизни средних и мелких городов, а тем более, от сельской местности. Учитывая то, что все культурные и научные учреждения сосредотачивались в крупных городах, естественно, уровень жизни отличался. Баку по своему развитию, имея огромную культурную и научную базу опережал другие регионы республики. Для жителей Баку, учитывая его многонациональный состав, присуща особая духовная и культурная аура. Столица Азербайджана - яркий пример того, как на базе общенациональной идеологии, дружбе и братстве между народами, проживающими в Азербайджане, в его столице, городе Баку, завязалась и укрепилась идея дружбы, независимо от вероисповедания и национальности, называемая «бакинец».

-Спасибо за интервью.

Поделиться: