ЕРЕВАН И БАКУ В ОЖИДАНИИ СИСТЕМЫ БАЛАНСОВ

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
8 октября в рамках саммита СНГ в Кишиневе прошла очередная встреча президентов Армении и Азербайджана, посвященная урегулированию нагорно-карабахского конфликта. Серж Саргсян и Ильхам Алиев не подписали никаких документов и не сделали никаких заявлений по итогам встречи, продлившейся вместо намеченных двух около трех с половиной часов.
ЕРЕВАН И БАКУ В ОЖИДАНИИ СИСТЕМЫ БАЛАНСОВ

Три фактора, указывающих на необоснованность оптимистических прогнозов относительно урегулирования конфликта вокруг НКР

8 октября в рамках саммита СНГ в Кишиневе прошла очередная встреча президентов Армении и Азербайджана, посвященная урегулированию нагорно-карабахского конфликта. Серж Саргсян и Ильхам Алиев не подписали никаких документов и не сделали никаких заявлений по итогам встречи, продлившейся вместо намеченных двух около трех с половиной часов. Итоговое заявление по окончании переговоров сделали сопредседатели Минской группы ОБСЕ. По словам посредников, встреча президентов прошла конструктивно. «Сторонам удалось сблизить позиции по конфликту в Нагорном Карабахе. В целом, между лидерами Армении и Азербайджана уже не очень много вопросов, по которым нет взаимопонимания», - сказал российский сопредседатель МГ ОБСЕ Юрий Мерзляков. Положительную оценку встрече дал и американский сопредседатель МГ Роберт Брадтке: «Алиев и Саргсян наметили позитивную динамику в переговорах. В ходе встречи они построчно прошлись по всему документу «мадридских принципов»». Сопредседатели сообщили о согласии сторон на очередную встречу, которая пройдет в самое ближайшее время.

Несмотря на оптимистические заявления, сделанные в преддверие встречи некоторыми западными политиками, в том числе и помощником госсекретаря США по вопросам Европы и Евразии Филиппом Гордоном, ощутимых результатов переговоры в Кишиневе не дали. Можно предположить, что прорыва в переговорном процессе в скором времени не будет. Основанием для подобного пессимистического прогноза могут послужить диаметрально противоположные заявления сторон.

Так, по словам Саргсяна, стороны далеки от подписания документа, которое требует длительной переговорной работы и политической воли: «Необходимо достигнуть такого решения, которое способствует миру в регионе и создает возможность для развития Карабаха. Если не найдем удобного решения, ничто не может нас принудить к другому решению». Президент непризнанной НКР Бако Саакян уверен, что любая попытка вернуть Нагорный Карабах к реалиям 1988 года, как в плане статуса, так и в административно-территориальном плане, чревата непредвидимыми последствиями и загонит процесс в тупик.

Накануне встречи в Кишиневе президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил, что переговорный процесс близится к финалу: «Обсуждаемые вопросы обеспечивают разрешение конфликта на основе территориальной целостности Азербайджана».

Опубликованная часть документа о "мадридских принципах" предусматривает, наряду с другими пунктами, возвращение территорий из "зоны безопасности" вокруг административных границ бывшей Нагорно-Карабахской автономной области. Вторым фактором, позволяющим исключить прорыв в переговорном процессе, стало то, что Ереван не может пойти на требуемые от него уступки, то есть вывести свои вооруженные формирования из "зоны безопасности" вокруг Нагорного Карабаха из-за абсолютной неясности с будущим статусом НК и неудовлетворенностью гарантиями в вопросе обеспечения безопасности народа Карабаха. Во многом стало следствием нежелания Баку идти какие-то уступки в этих вопросах.

Третьим фактором, подтверждающим отсутствие прорыва, стало позиции основных внешних игроков, активизировавших свои усилия в контексте регионального развития, включая как нормализацию армяно-турецких отношений, так и процесс урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Трудно соотнести заявления госсекретаря США Хилари Клинтон о недопустимости сохранения статус-кво в вопросе урегулирования с упорным молчанием по этому вопросу Кремля. Между тем Москва очевидно заинтересована в сохранении статус-кво, ведь он дает ей возможность сохранить рычаги влияния как на Ереван, так и на Баку.

По мнению местных наблюдателей, основным для внешних игроков в процессе урегулирования остается вопрос о том, миротворцы какой именно страны будут размещены на территориях, примыкающих к Нагорному Карабаху и образующих "пояс безопасности". Контроль над этими землями, где сегодня стоят армянские вооруженные формирования, обеспечивает контроль над регионом. Россия и Запад по-прежнему не могут прийти в этом вопросе к общему знаменателю и наличие армянских подразделений в "зоне безопасности" может рассматриваться как своеобразный компромисс между главными геополитическими оппонентами.

По мнению политического обозревателя информационного агентства "Ноян Тапан" Давида Петросяна, реальный прогресс в вопросе урегулирования возможен в случае построения новой системы балансов в регионе. Причем, эта система будет не менее сложной, чем сейчас. Необходим баланс не только среди реальных сторон конфликта (Баку, Ереван и Степанакерт), но и внутренний баланс в каждой из сторон. Кроме того, необходимо формирование новой системы балансов в столицах, сопредельных с Южным Кавказом государств - России, Турции и Иране, а также в Вашингтоне и Брюсселе. На формирование такой системы требуется немало времени.

Отметим, что ключевые моменты этой будущей системы балансов сейчас находятся вне пределов региона и увязаны с важнейшими глобальными процессами. Элементами формирования новой системы балансов в регионе Южного Кавказа эксперты называют подписание и ратификацию армяно-турецких протоколов и предполагаемое открытие сухопутной армяно-турецкой границы.

Сусанна Петросян, Ереван. Специально для ВК

Теги: СНГ

Поделиться: