Интервью для газеты "Хафта-Ичи"

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Постсоветский период использования кавказских конфликтов в целях сохранения военного присутствия России закончился сам собой. Сейчас иное геополитическое время. В Москве это понимают и в период путинского президентства стали активно выстраивать комплексные и индивидуальные экономические отношения со всеми государствами Южного Кавказа. По ряду обстоятельств с Грузией этого не получилось. Кроме того, российская политика конечно отличается собственным стилем, она обременена ответственностью общего советского и имперского прошлого, обладает другими характерными амбициями нежели западная.
Интервью для газеты "Хафта-Ичи"

Интервью от 6.10.09

Можно ли ожидать прогресса во время встречи президентов Азербайджана и Армении которая состоитсяв Кишиневе?

Это будет крайне интересная и по-своему этапная встреча. Всвете армяно-турецкого сближения у господина Алиева достаточно много вопросов кгосподину Саркисяну. Весьма вероятно, что Алиев попытается обсудить техническуювозможность начала вывода армянских сил из части оккупированных азербайджанскихрайонов, примыкающих к Карабаху с востока и севера. Во всяком случае понять,намерены ли это делать армяне. И если да, то как скоро. Но разговор, очевидно,будет носить закрытый характер, поэтому публичных сенсаций ожидать не стоит. Такчто будем довольствоваться лишь косвенной информацией.

Говоря о влиянии глобальных событий на процессы на Южном Кавказе, каков Ваш прогноз на дальнейшее развитие событий в нашем регионе и урегулированиенагорно-карабахского конфликта?

Сейчас, один из редких исторических моментов в регионе,когда внешние глобальные события влияют заметно меньше обычного. Державы взялипаузу. Инициатива полностью на региональном геополитическом уровне. Внешниеигроки лишь наблюдают, как складывается и реализуется турецкая инициатива. Длитьсяэта пауза будет не долго.

Как сообщалось,Армения и Турция подпишут соглашение об установлении дипломатических отношений10 октября. Турецко-армянские протоколы не содержат никакой информации покарабахской проблеме. Хотя, Турция и заявляла, что границы открыты не будут,пока конфликт не разрешится. Как России представляется вся эта картина, считаетли она, что эти два процесса связаны, или же конфликт в Карабахе стоитрассматривать отдельно от турецко-армянских отношений?

В крайне скудных заявлениях чиновников российского МИД нельзяпрочитать очевидную позицию по взаимосвязи или разделению этих двух проблем:армяно-турецких отношений и карабахского конфликта. Не думаю, что Москва несформировала собственное отношение к армяно-турецкому процессу. Но, видимо,старается не навредить лишними заявлениями, либо специально взяла обязательствапублично не вмешиваться. Единственно, о чем можно говорить точно, Москваполностью в курсе этого процесса благодаря тесному общению Путина иЭрдогана.

Как вы расцениваетешансы Азербайджана на вступление в Совбез ООН в 2012-2013 году? Как при этом можетизмениться отношение к Азербайджану мирового сообщества?

Шансы очень низкие. Поясню. Существует два варианта реформыСовбеза и оба не предусматривает попадания туда региональных государств. Ссередины 1990-х Бразилия, Германия, Япония и Индия начали активное давление наруководство ООН расшить численность постоянных членов СБ ООН. В мае 2005 годаони предложили Генассамблее проект резолюции, увеличивающей число членов Совбезас 15 до 25, а количество стран, заседающих в нем постоянно, - с пяти до 11. Напостоянное членство рассчитывают и три африканских государства: Египет, Нигерияи ЮАР. Предлагается также дополнительно ввести четыре места непостоянных членовСовбеза, которые будут избираться по принципу ротации от Азии, Африки,Карибского бассейна, Латинской Америки и Восточной Европы. Параллельно возниклаи другая, соперничающая инициатива Италии, Пакистана, Канады, Испании и Мексики.Они предлагают ограничиться открытием дополнительно 10 мест для непостоянныхчленов СБ. Традиционно против расширения Совбеза выступают Китай и США. России,напротив, выгодно расширить Совбез за счет стран «третьего мира» - там большетрадиционных союзников. Президент Обама в принципе не против согласиться наодин из сглаженных вариантов реформы Совбеза. Но пока процесс стоит. Совершенноне ясно как быть с правом вето. Давать ли новым членам полноценное право, илидопустить их в Совбез без оного. Таким образом, говорить об Азербайджане вСовбезе ООН можно только по результатамреформы организации. В любом случае, из стран СНГ, претендующих на членство вСовбезе, на первое я бы поставил Казахстан.

По вашему мнению, неотдалит ли открытие границ Армению от России?

Я бы сказал, ограничит монополию на российскоемакроэкономическое влияние. Но оно не столь абсолютно как иногда полагают вБаку. Существует определенный симбиоз взаимовлияния Армении и России. Россияопирается на Армению как на военно-стратегического союзника в регионе. ААрмения использует российские ресурсы и капиталы диаспоры для собственнойполитики. Поэтому утверждения, что Россия может управлять политикой Еревана неверны. Россия может только влиять. А с открытием турецкой границы увеличится влияниеТурции, активизируются и некоторые программы в рамках НАТО.

Как Вы сами видитеурегулирование карабахского конфликта?

Есть значительный разрыв между реальной политикой иидеалистическим представлением о том, как бы хотелось видеть мир вокруг себя. Уменя нет уникального и неожиданного рецепта окончания этого противостояния, ялишь комментирую ситуацию. «Мадридские принципы» сами по себе не плохи дляреализации. Я бы хотел видеть Кавказ эталоном межобщинного мира с нормальнофункционирующими органами власти, низким уровнем преступности и уважительным отношениемне только к традиционным обычаям, но и законам. В идеале мы с вами должны иметьвозможность проехать на автомобиле по скоростной дороге из Баку в Ереван черезКарабах. Сколько лет должно пройти, чтобы приблизиться к этому результату? К немунадо двигаться, но очень постепенно, не перепрыгивая через две ступени.

Подход Россииотличаются от прежних?

Постсоветский период использования кавказских конфликтов вцелях сохранения военного присутствия России закончился сам собой. Сейчас иноегеополитическое время. В Москве это понимают и в период путинскогопрезидентства стали активно выстраивать комплексные и индивидуальные экономическиеотношения со всеми государствами Южного Кавказа. По ряду обстоятельств сГрузией этого не получилось. Кроме того, российская политика конечно отличаетсясобственным стилем, она обременена ответственностью общего советского иимперского прошлого, обладает другими характерными амбициями нежели западная.

Некоторые политологисчитают, что после газового соглашения между Азербайджаном и Россией Москваокажет давление на Армению, чтобы Ереван пошёл на уступки. Вы считаете этомнение обоснованным?

В значительной степени это иллюзия. На самом деле, когда этоне касается напрямую капиталов российского олигархического бизнеса, а такженепосредственных национальных интересов государства, Москва стремится разводитьтемы энергетики и крупной политики. Наблюдаемая взаимозависимостьэнергетического диалога с чистой политикой в российско-белорусских, ироссийско-украинских отношениях, прямым образом на политику РФ в отношении Азербайджана и Армении не проецируется. Кроме того, не будем забывать, чтопредполагаемые объемы газового контракта в разы меньше центрально-азиатских. Другоедело это не отменяет возможности Баку обуславливать свои новые газовыеконтракты политическими оговорками. Но все это происходит за кулисами. Длявнятного обсуждении нет реальных фактов.

Газета «Хафта-Ичи»(«Вся неделя»)

www.hafta-ichi.com

Поделиться: