Россия, Москва

info@ia-centr.ru

IX саммит тюркских государств: дефицит обсуждаемых тем или свойство формата?

06.10.2009

Автор:

Теги:

IX саммит тюркскихгосударств: дефицит обсуждаемых темили свойство формата?

 

 

Девятый по счету саммит тюркских государств, послеобразования ТЮРКСОЙ в 1992 году, оказался вторым подобным в Азербайджане. В2000-м, когда Баку принимал тюркских президентов, оптимизм относительно перспективсовместной координации постсоветских тюркских государств еще не угас. Но ужетогда бакинские встречи не смогли придать особого импульса "тюркскомудвижению". Возможно, поэтому встречи лидеров тюркского мира сталипроходить нерегулярно. На этот раз саммит недосчитался президентов Узбекистанаи Туркмении. Впрочем, для них уже стало традицией не ездить на региональныесаммиты, если их очень сильно об этом не попросят, в частности из Москвы. Игнорированиенахичеванского саммита в этом же ряду. Позитивного смысла в этих политическихжестах никакого, политического капитала тоже ноль.

 

Каковы специфические задачи «тюркского мира» в приложении к актуальнойполитике стран участников? Идея "тюркского единства" в своемпрактическом измерении напоминает блуждания вокруг современного"евразийства". Если "евразийскую" идею можно перевести как- единое пространство, регулируемое российскими социально-политическими игуманитарными стандартами. То тюркская формула схожим образом сводится кидейному оформлению политико-экономического продвижения Турции в тюркоязычныйпостсоциалистический мир.

 

Оба процесса необходимо понимать с поправкой на интересыучастников, главным из которых в обоих случаях является Казахстан. Но практическое"евразийство", обладающее значительно большими амбициями и достигшееопределенных успехов за последнее десятилетие, обременено комплексом взаимныхэкономических обязательств. Кроме того, если сравнивать "тюркскиймир" с "евразийством", то, опять же, в практическом смысле,первый имеет сравнительно меньший объем конфликтного политического наследства,в сравнении со вторым. Элементы тюркского процесса имеют менееантагонистический характер. Его участники не обременены постимперскимколониальным прошлым, исподволь действующим на политическую элиту стран СНГ вотношении к России. Но в обоих случаях, и Турцию и Россию (о них необходимоговорить отдельно) постигло разочарование, "малые партнеры" послесхода волны романтизма 1990-х оказались не столь идеалистичны по отношению кинициаторам этих доктрин. Вследствие этого известное политическое содержаниерастаяло, предоставив место чисто образовательной и гуманистической повестке.Нынешний девятый саммит как раз и подчеркивает необременительный характер тюркскогосотрудничества. Как оказывается некоторым лидерам СНГ даже такой формат общениянеинтересен.

 

Главный плюс тюркского процесса для его инициаторов, на мойвзгляд, состоит в том, что его культура реально работает в плоскости политики:например, ссылки на кровно-родственные основы в семье тюркских наций из усттурецких лидеров звучат гораздо органичнее и убедительнее нежели разговоры оевразийском братстве из уст российских лидеров. Впрочем, результата этикрасивые разговоры приносят мало. Более основательно отличия от «евразийства» и"славянского братства" наблюдаются когда мы оцениваем потенциалтюркского мира исходя из его южного окружения. Именно по тюркскому мирупроходит та самая граница между Востоком и Западом, о которой часто рассуждаютв приложении к России. Светская национальная  парадигма, укорененная КемалемАтатюрком - своеобразный мост на Запад для народов следующих этим принципам,"тюркизм" является ментальной привязкой к более модернизированному социальномуконструкту, нежели ислам. В этом основной плюс и оправдание тюркского процесса.И, наконец, еще один небольшой плюсик - тюркский саммит сам по себе позитивныйповод для встреч на высшем уровне для президентов тюркоязычных стран.

 

Поэтому на формальной стороне этого мероприятия вообще можноне останавливаться. Отметим лишь, что Ильхам Алиев предложил создание Фондаорганизации ТЮРКСОЙ для аккумулирования средств, необходимых процессумежкультурного диалога и восстановления памятников старины. А НурсултанНазарбаев в своем докладе предложил создать парламентскую ассамблеютюркоязычных стран, а также Совета старейшин. Естественно в ходе саммита этиидеи поддержали, президенты подписали заранее подготовленное соглашение осоздании Совета сотрудничества тюркоязычных стран (Тюркский совет). Серьезныеразговоры президенты, очевидно, вели на другие темы. Алиев и Назарбаев в Бакуговорили о Каспии, а в Нахчеване Алиев обсуждал с турецким коллегой ситуацию сармяно-турецким сближением, Абдулла Гюль сделал ряд важных заявленийнаправленных всемирной армянской диаспоре.

 

Центральный акцент и замысел саммита был расшифрованопытнейшим и старейшим из собравшихся политиков - Нурсултаном Назарбаевым - онохарактеризовал проведение IX саммита в Нахчиване как главную его особенность.Отец казахстанской нации, великий архитектор новых степных столиц Астаны иАктау точно прочувствовал этот момент. Саммит как нельзя кстати пришелся впользу фактору "узнаваемости" Нахичевана в мире. Столица азербайджанскойавтономии и родовая колыбель политической династии Алиевых впервые принималастоль высокий форум и получила новый импульс широкого интереса к себе.

 

Справка:

Международная организация по совместному развитию тюркскойкультуры и искусства (ТЮРКСОЙ) создана весной 1992 года во время первой встречиминистров культуры тюркоязычных стран в Стамбуле. 12 июля 1993 года в Алма-Атешестью странами учредителями и постоянными членами Организации – Азербайджаном,Казахстаном, Киргизией, Туркменистаном, Турцией, Узбекистаном - был подписан"Договор о создании и принципах функционирования ТЮРКСОЙ".


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение