Казахстан-2009: К новой архитектуре мировой политики.

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Можно полностью согласиться с казахстанским экспертом Николаем Кузьминым: Казахстан, действительно, намерен участвовать в определении контуров нового миропорядка - такой вывод известный специалист сделал по итогам выступления казахстанского представителя на широкой международной дискуссии, проходившей в дни 64ой генеральной Ассамблеи ООН.
Казахстан-2009: К новой архитектуре мировой политики.

Юлия Якушева

Можно полностью согласиться с казахстанским экспертом Николаем Кузьминым: Казахстан, действительно, намерен участвовать в определении контуров нового миропорядка - такой вывод известный специалист сделал по итогам выступления казахстанского представителя на широкой международной дискуссии, проходившей в дни 64ой генеральной Ассамблеи ООН. Однако понятно, что от желания до практического действия путь не близкий. В чем именно заключается тот внешнеполитический ресурс, опираясь на который, Казахстан мог бы на равных с большими игроками принимать участие в оформлении стратегических договоренностей в области ядерного разоружения, региональной безопасности, борьбы с теми рисками и вызовами, которые особенно актуализировались в последнее время, в том числе, и из категории так называемых "нетрадиционных" рисков.

Традиционная активность казахстанской дипломатии сразу на нескольких направлениях постепенно начинает обретать общую основу, сформулированную президентом страны Нурсултаном Назарбаевым в своих программных статьях и выступлениях в последние несколько месяцев. Суть предложений Назарбаева можно свести к системному переформатированию подходов, определяющих взгляд на роль и место глобальных и региональных игроков во взаимодействии друг с другом.

Если предельно упростить суть казахстанских предложений, то можно оформить их в таком виде: мнение каждого, безусловно, должно быть услышано. Отказ от "двойных стандартов" - это прежде всего, одинаково ответственная позиция и тех, кто контролирует распространение ядерного оружия и тех, кто стремится к обладанию им, но воспринимается со стороны мировых игроков как источник потенциальной угрозы, а если брать ситуацию с Ираном, то как угроза "прямая и явная", пользуясь лексиконом американской дипломатии.

Поэтому идея Нурсултана Назарбаева о введении новых механизмов ответственности в сфере контроля за ядерным оружием, назовем их условно "горизонтальными" и "вертикальными" линиями взаимодействия, - это реальный вклад Казахстана в добавленную стоимость идейной основы для выработки новых подходов в этой области. Решения, принятое на 64ой Генеральной Ассамблеи ООН, в целом, учитывают логику казахстанского подхода, хотя столпы мировой политики, то есть США, ЕС и Россия по-прежнему желают сохранить в своих руках контрольный пакет влияния на те решения, которые касаются ядерной безопасности.

Заметим, что вопросу об ядерном разоружении - это темы, включенные еще из прежней повестки дня. Что же касается, принципиально новых зон риска, то, несомненно, что казахстанский лидер и в этом отношении оказывается более прозорлив, чем многие другие мировые лидеры.

Я имею в виду принцип интеграционных подходов в многосторонних форматах, последовательным сторонником которого является Ак Орда. Иногда этот интеграционный посыл президента РК увязывается только лишь с проектами экономической и политической интеграции на постсоветском пространстве. Мне представляется такой подход несколько ограниченным, поскольку в реальности предложения Нурсултана Назарбаева по региональным валютам или же мерам по оздоровлению мировых финансовых институтов, очевидно, выходят за рамки бывшего Советского Союза и имеют практическое значение для мировых процессов.

И, наконец, контуры межконфессионального и межцивилизационного диалога, которые прочерчиваются в рамках сразу нескольких международных проектов под патронажем Астаны. Речь идет, в частности, о Съезде мировых и традиционных религий, который первоначально рассматривался как пиар-проект Ак Орды, а со временем стал серьезной диалоговой площадкой, на которой духовные авторитеты формируют повестку дня, более созвучную новым реалиям современного мира, где на второй план отходит бизнес-мышление, где мы вновь наблюдаем интерес к ценностным ориентирам, "включенным" в геополитические и геоэкономические процессы. Казахстанский опыт распространения идей толерантности, веротерпимости, бережного отношения к духовным ценностям и традициям народов мира, абсолютно созвучны этим новым трендам мировой политики. А приверженности Нурсултана Назарбаева принципам стратегического мышления позволяет системно использовать эти плюсы казахстанской внешней политики.

Поэтому можно предположить, что две ключевые даты: 2010 г. - Председательство Казахстана в ОБСЕ, 2011г. - председательство ОИК, позволят придать казахстанскому опыту новое качество, перевести его на более высокий международный уровень.

В этом, как мне кажется, заинтересованы и Запад, и Россия, которые, несмотря на все громкие заявления о системных перезагрузках, по-прежнему нуждаются в странах-партнерах, способных на самостоятельной основе искать пути для сближения позиций всех участников глобальных процессов. В этом отношении последние стратегические инициативы Казахстана на международной арене представляются более чем показательными.

Теги: Казахстан

Поделиться: