Эхо кочевого способа производства

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Деятельность формирует личность. Если же она повторяется в основных чертах из века в век, то оставляет свой отпечаток на генетическом уровне. В генотипе большинства населения Казахстана мощной составляющей является кочевой способ производства. Многие характерные для него моменты воспроизводятся и в современной эклектичной жизни страны, где осколки местами сохранившегося кочевого скотоводства вплетены в индустриальную и постиндустриальную картины мира.
Эхо кочевого способа производства
Деятельность формирует личность. Если же она повторяется в основных чертах из века в век, то оставляет свой отпечаток на генетическом уровне. В генотипе большинства населения Казахстана мощной составляющей является кочевой способ производства. Многие характерные для него моменты воспроизводятся и в современной эклектичной жизни страны, где осколки местами сохранившегося кочевого скотоводства вплетены в индустриальную и постиндустриальную картины мира. Большинство авторитетных историков сходится во мнении, что производящее хозяйство на современную территорию Казахстана принесли индоевропейцы, первые племена которых стали проникать сюда с запада (из-за Волги) в III тыс. до нашей эры. К первой половине II тыс. до н. э. производящее хозяйство на местных просторах оформилось повсеместно. В эпоху ранней бронзы характерным типом поселения для Казахстана являлись укрепленные поселки на берегах степных рек. Жизнь тогда была беспокойной из-за перманентных набегов воинов на боевых колесницах. Поскольку боевые колесницы состояли на вооружении у всех, ареал хозяйственного освоения за пределами поселка был небольшим. В пойме рек сеяли пшеницу и просо, скотоводство носило придомный характер (включая стойловое содержание), чтобы в случае опасности его можно было успеть укрыть за рвом с деревянным частоколом. Археологический материал свидетельствует, что 90% костей домашних животных в тот период приходится на крупный рогатый скот (коров). Из коровьего молока, среди прочего, изготавливали сыр. Однако главным занятием в типовом поселке было земледелие. В поселениях металлургов на первом месте стояла добыча меди и олова. Исследование Аркаима – города эпохи ранней бронзы, наводит на вывод, что там главным хозяйственным занятием являлось гончарное дело. Керамика шла на бартер с сельскохозяйственной округой. В среднюю эпоху бронзы военная опасность в степи заметно уменьшилась. Возможно, беспокойный ген был в больших количествах удвален из популяции за время междоусобных столкновений. Как бы то ни было, но археология показывает наличие незащищенных поселков. Дома стали крупнее (в каждом током сооружении жила большая семья – несколько поколений родственников). Теперь мужчины и юноши с лошадьми и овцами весной уходили на весенние пастбища, летом, соответственно, на летние, осенью на осенние и к зиме возвращались в поселок. А женщины, дети и старики оставались в поселке на берегу реки круглый год. Они занимались земледелием и уходом за крупным рогатым скотом. Изменилась структура стада. Теперь в нем преобладали лошади, овцы и козы, а доля коров существенно уменьшилась. В некоторых районах значительную долю в стаде получили двугорбые верблюды бактрианы. Массовый забой скота осуществлялся поздней осенью. Зиму все население поселка проводило вместе. На среднюю бронзу приходится появление легких переносных жилищ каркасного (из прутьев) типа, которые покрывались циновками. Теперь в разы стал больше ареал степных территорий, которые были включены в хозяйственный оборот. Скотоводство отгонно-пастбищного типа стало доминировать над земледелием. В позднюю бронзу ситуация в общем сохранилась, только поселки стали поменьше, а дома в них крупнее. В Центральном Казахстане обнаружены жилища эпохи поздней бронзы по 500 кв. м (крупнейшие в Евразии). Ближе к середине I тыс. до н. э. военная опасность в степи вновь резко усилилась. На историческую сцену вышло войско конных лучников. Вообще-то конь в хозяйстве людей известен давно. Сначала его употребляли в пищу, потом научились доить и запрягать, использовать в качестве вьючного животного, а к началу раннего железного века на него забрались верхом. Возвращаться в укрепленные поселки, как было в раннюю эпоху бронзы, не представлялось возможным. Демографическая ситуация не позволяла сокращать земельный ресурс для хозяйственного использования. Ответом на новый вызов стал кочевой способ производства. Теперь весь поселок кочевал в полном составе. Для этого было модифицировано жилище – шатер, а впоследствии юрта, покрытая войлоком. Многочисленнее стал парк кибиток (колесная телега). В структуре стада еще больше вырос удельный вес лошадей, овец, коз, верблюдов, и уменьшилась доля коров. Кочевой способ производства означал больший процент скота на амортизацию. Доля земледелия по сравнению с эпохой поздней бронзы еще больше сократилась, но оно не исчезло – в поймах рек и озер продолжали выращивать злаки. С момента появления кочевого способа производства вся территория Казахстана была включена в хозяйственный оборот. Это вообще оказался самый оптимальный способ производства на аридных землях (территория, где годовая норма осадков ниже, чем норма испарения). По отдаче на трудозатраты он превосходил даже поливное земледелие. Ученые-номадоведы выводят коэффициент, согласно которому для появления кочевого способа производства в ландшафтных условиях Казахстана требуется минимум 18 поколений. Учитывая, что со времени раннего железного века данная хозяйственная традиция не прерывалась, можно утверждать о непрекращающейся преемственности хозяйственной жизни. Происходили только определенные модификации. Например, в эпоху великого переселения народов гунны привнесли сюда породу коров, которая может круглый год находиться на подножном корме. Дело в том, что обычная корова не способна к тебеневке (добывание корма из-под снега), в отличие от лошадей и овец. Эта казахская порода коров тоже не совсем самостоятельна в данном вопросе, но во взаимодействии с лошадьми данный вопрос ею решается. Тюркская эпоха добавила в быт Казахстана стремена, стрелы с трехперым оперением и сложные луки более высокой эффективности стрельбы. Кочевники – это потомки тех, кто проиграл конкуренцию в борьбе за более качественные природные ресурсы. Но, родив на аридных землях войско конных лучников и конную стрельбу из лука, кочевники стали брать реванш у более богатых оседлых народов. Набеги, войны, подчинение, дань. Специфика кочевого способа производства ставит его в более зависимое положение от торговли, чем оседло-земледельческие районы. Поэтому ничего удивительного, что в эпоху Чингисхана и его потомков в целом шло покровительство торговле. Фактически первую глобальную экономику в масштабе Старого Света (по трассе Великого Шелкового пути), патронируемую монголами, прикончила эпидемия чумы в середине XIV века. Население Европы тогда, например, сократилось с 70 млн. человек до 43 млн. А вскоре после этого (по историческим меркам) каравеллы победили караваны. Началась эпоха великих географических открытий и главные центры глобальной экономики переместились на побережье морей и океанов. Кочевой способ производства довольно долго сохранял свою конкурентоспособность, но массовое распространение огнестрельного оружия стало тем рубежом, через который он перепрыгнуть уже не смог. Однако и в составе Российской империи большинство территории Казахстана продолжало использоваться под кочевое и полукочевое скотоводство. Из-за способа производства в Казахских ханствах не было частной собственности на землю, хотя присутствовала частная собственность на скот. Дело в том, что в богатых хозяйствах преобладали лошади, что давало преимущество в скорости кочевки. По праву первозахвата богатые хозяйства первыми достигали лучших земель и занимали их. Если же скот ушел на массовый той (праздник) или погиб в результате джута (голода), то место выбывшего богатого хозяйства занимало другое. Право первозахвата распространялось и на колодцы в момент перекочевок. Кто доскакал до водопоя первым, тот и пользовался им. А следующее хозяйство либо ждало своей очереди, либо двигалось к другому колодцу. Аридные земли Казахстана – это довольно суровая среда. В таких условиях мог выжить только человек прагматичный и адекватный, исходящей в своей обыденной жизни и стратегическом планировании из принципа оптимальности. XX век в период сталинского СССР нанес очень мощный удар по этому человеческому материалу. Директивы об оседании кочевников и коллективизации без понимания природы и сущности кочевого способа производства привели к колоссальным потерям в людях и скоте. Тем не менее, наблюдаемые сегодня в Казахстане мега-коррупция и нерачительное использование бюджетных денег можно рассматривать как временное явление. Своего рода смута переходного периода из одного состояния (советско-планового) в другое (независимо-рыночное). Но даже и при всем этом негативе, Казахстан избежал крайностей, через которые прошли такие его соседи по региону, как Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан. В Кыргызстане ситуация получше, чем у ранее перечисленных, но там тоже в прошлом присутствовал мощный сегмент кочевого способа производства (вертикальное кочевание: горы – долина), который и сыграл определенную стабилизирующую роль. Генетические коды, основанные на кочевом способе производства, позволят Казахстану пройти через сегодняшние трудности и вернуться на рельсы прагматизма и оптимальности. Тупиковость многих перегибов современности слишком очевидна, а потому то, что позволяло выживать из века в век, обязательно придет на помощь. Хочется надеяться на минимальные издержки в процессе возвращения страны и общества в нормальное, сбалансированное и ориентированное на развитие состояние.
Теги: Казахстан

Поделиться: