Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Выступление Министра иностранных дел Республики Узбекистан Владимира Норова

01.10.2009

Автор:

Теги:
Выступление Министра иностранных дел Республики Узбекистан Владимира Норова в ходе общих прений 
64-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН
(г.Нью-Йорк, 28 сентября 2009 года)

Уважаемый господин Председатель,
Уважаемые главы делегаций,
Дамы и господа,

Настоящий форум проходит в условиях беспрецедентных усилий, предпринимаемых государствами и международными институтами по выходу из глобального финансово-экономического кризиса. 
Положение дел с реализаций региональных и национальных антикризисных программ, огромные затраты, которые направляются для их реализации, к сожалению, все еще не гарантируют стабилизацию мирового финансового рынка, роста спроса и оживления экономической активности в сфере производства. 
Ситуация усугубляется еще и тем, что многие крупнейшие страны проводят политику протекционизма и ограничения доступа товаров из развивающихся стран на свои рынки, несмотря на все публичные заверения о недопустимости подобных ограничений в торговле.
Скорейший выход из этого глобального кризиса и смягчение его последствий, по нашему мнению, во многом зависит от эффективности и согласованности принимаемых мер в рамках отдельных государств и мирового сообщества в целом, и прежде всего, от формирования отвечающих современным требованиям новых правил по регулированию финансового рынка, установлению более жесткого контроля за использованием по назначению громадных государственных и корпоративных финансовых средств со стороны транснациональных и национальных банковских структур, чтобы не допустить нового раздувания ценовых пузырей и обвала на сырьевых и фондовых рынках.
Несколько слов о мерах, принимаемых в Узбекистане по смягчению и нейтрализации воздействия мирового финасово-экономического кризиса. 
В этих целях и для поддержания стабильности в 90-х годах и сбалансированного развития экономики Узбекистана важнейшую ключевую роль сыграла избранная нами «собственная модель» перехода от централизованной плановой и идеологизированной системы к рыночной, базирующейся на пяти известных принципах, а также последовательно осуществляемая сегодня Антикризисная программа, рассчитанная на 2009-2012 годы. 
Благодаря принимаемым мерам в стране за последние годы обеспечивается макроэкономическая стабильность, устойчивые ежегодные темпы роста экономики в среднем 8-9 процентов, низкие темпы инфляции и масштабное привлечение иностранных инвестиций, повышение реального уровня доходов населения. 
За первое полугодие и в целом по 2009 г. рост валового внутреннего продукта (ВВП) составит 8,2 процента. 

Господин Председатель,

Пользуясь этой трибуной, я хотел бы коротко остановиться на проблемах, связанных с растущими угрозами экологической безопасности. 
Речь идет не только об угрозах, возникающих с наблюдаемым потеплением климата, но и о серьезных проблемах и возможных катастрофах и рисках техногенного характера на крупнейших водно-энергетических объектах в тех или иных регионах, способных серьезно подорвать и без того хрупкий экологический баланс. 
Об этих проблемах приходится говорить, имея в виду аварии техногенного характера на крупнейших известных в мире гидростанциях и гидросооружениях в связи с недоработками в их проектировании и эксплуатации (пример авария Саяно-Шушенской ГЭС).
У нас, жителей региона Средней Азии, не может не вызывать серьезной озабоченности то обстоятельство, что подобные масштабные гидросооружения сегодня эксплуатируются на водных артериях крупнейших трансграничных рек Аму-Дарьи и Сыр-Дарьи, питающих водой население всех стран региона. 
Сегодня ведется интенсивная обработка общественного мнения и попытки привлечь масштабные инвестиции доноров для строительства еще двух новых крупнейших гидростанций – Рагунской на Аму-Дарье и Камбаратинской на Сыр-Дарье, не учитывая, что из года в год сокращаются ледники на Памире и Тянь-Шане - основные источники подпитки этих рек, и что особенно важно не считаясь с возможными трагическими последствиями в случае возникновения техногенных катастроф на этих объектах, если иметь в виду 9-10 балльную сейсмичность этих мест. 
Поэтому Узбекистан будет и далее настаивать на том, чтобы все проекты строительства планируемых крупнейших в регионе Центральной Азии гидросооружений осуществлялись только после проведения объективных международных экспертных оценок под эгидой ООН, чтобы исключить возможные последствия, которые могут иметь катастрофический характер. Также требует срочного решения вопрос проведения ревизии действующих крупных гидроэлектростанций на Аму-Дарье и Сыр-Дарье построенных еще в советское время. 

Уважаемые участники сессии,

Сегодня одним из главных источников озабоченности мирового сообщества и, прежде всего, угроз безопасности в Центральной Азии остается война в Афганистане, которая, к сожалению, имеет тенденцию к усугублению напряженности. 
Эта проблема и пути выхода из нее сегодня находятся без всякого преувеличения в центре внимания крупнейших держав и мировой общественности.
Сегодня ни для кого уже не секрет, что афганская проблема, начавшаяся 30 лет назад, не имеет военного решения. С этим согласно абсолютное большинство стран, вовлеченных в урегулирование конфликта. 
Без решения таких острейших проблем, как восстановление разрушенных войной экономики, коммуникаций и социальной инфраструктуры Афганистана, без вовлечения в этот процесс самих афганцев, если хотите без серьезно продуманного и организованного переговорного процесса и достижения консенсуса между противоборствующими сторонами, укрепления вертикали власти нельзя позитивно и коренным образом изменить обстановку в стране.
Чрезвычайно важно при этом проявить полное уважение к глубоким историческим и этно-демографическим корням многонационального народа Афганистана, традиционным ценностям религии Ислама и всем конфессиям, что должно стать важнейшим условием и гарантией переговорного процесса. 
Скорейшему решению афганской проблемы способствовало бы создание под эгидой ООН Контактной группы «6+3» в составе полномочных представителей государств, непосредственно граничащих с Афганистаном и плюс представителей России, США, НАТО. Как неоднократно подчеркивал Президент Узбекистана И.А.Каримов, через реализацию этой инициативы и тем самым привлечение непосредственно граничащих с Афганистаном стран, можно было бы добиваться согласия как внутри, так и вокруг Афганистана.

Господин Председатель,

Взаимосвязанность региональных и глобальных проблем диктует необходимость тесного сотрудничества между ООН и такими региональными структурами, как Шанхайская организация сотрудничества. 
В качестве нынешнего председателя ШОС, Узбекистан намерен активизировать взаимодействие между ООН и Шанхайской организацией, придав сотрудничеству характер подлинного партнерства. 
На наш взгляд, взаимодействие между ООН и ШОС должно развиваться по таким приоритетным направлениям как обеспечение безопасности и стабильности, экономическое, социальное и гуманитарное развитие, а также другие сферы, представляющие взаимный интерес.
Мы убеждены, что эффективное сочетание огромного опыта ООН и потенциала ШОС, придаст дополнительный импульс институциональному совершенствованию самих организаций, будет способствовать укреплению региональной и международной безопасности, устойчивому развитию стран региона.
В этой связи, мы призываем государства-члены ООН поддержать в ходе 64-й сессии Генассамблеи проект резолюции «Сотрудничество между ООН и ШОС».
В заключение, хотел бы вновь подтвердить приверженность Узбекистана к развитию конструктивного многостороннего сотрудничества в рамках ООН для решения актуальных вопросов международной повестки дня. 

Благодарю за внимание. 


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение