ООН на пороге трансформаций

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Политическая дискуссия в ООН, стартовавшая в рамках открывшейся 64-ой сессии Генассамблеи ООН, заметно оживила мировую политику. Сорванный регламент и жесткая полемика лидеров государств лишь видимая часть международных противоречий, обнажающая острые конфликты, в которых пребывает современный мир.Уже в первый день дискуссий стало окончательно понятно, что ООН в нынешнем формате, влиянии и активности далеко не та структура, которая могла бы отвечать современному мироустройству. Разговоры о модернизации и обновлении структуры идут уж давно, а прозвучавшие в Нью-Йорке резкие выпады против ООН со стороны руководителя Ливии Муамара Каддафи, или того же президента Ирана Мухаммеда Ахмадинеджада были ожидаемы.
ООН на пороге трансформаций

Политическая дискуссия в ООН, стартовавшая в рамках открывшейся 64-ой сессии Генассамблеи ООН, заметно оживила мировую политику. Сорванный регламент и жесткая полемика лидеров государств лишь видимая часть международных противоречий, обнажающая острые конфликты, в которых пребывает современный мир.

Уже в первый день дискуссий стало окончательно понятно, что ООН в нынешнем формате, влиянии и активности далеко не та структура, которая могла бы отвечать современному мироустройству. Разговоры о модернизации и обновлении структуры идут уж давно, а прозвучавшие в Нью-Йорке резкие выпады против ООН со стороны руководителя Ливии Муамара Каддафи, или того же президента Ирана Мухаммеда Ахмадинеджада были ожидаемы.

Тем не менее, если отбросить политические пристрастия и некоторую тенденциозность позиций двух глав государств, не сильно жалуемых мировым сообществом, то можно придти к вполне здравым выводам. Вторая мировая война, по итогам которой было оформлено мироустройство, а вместе с ним создана и нынешняя структура ООН, уже давно снята с повестки дня как важнейшее геополитическое событие. Мир переживает последствия завершившейся войны холодной, кардинально перекроившей карту Европы. С политической карты мира исчез не только советский блок, но и сам СССР, раскрошилась Югославия, разделилась Чехословакия.

В других регионах мира также произошли фундаментальные изменения. Достаточно сказать, что, несмотря на все усилия пятерки постоянных членов Совета Безопасности ООН, обладавших ядерным оружием, в ядерном клубе произошло массовое пополнение рядов. До секрета ядерной бомбы добрались Индия, Пакистан, Северная Корея, подозревают в этом также Израиль и Южную Африку. На этом фоне жесткое противодействие Ирану попасть в этот элитный клуб вызывает стойкое недоумение Тегерана. Доказательства мирного характера программы развития ядерной энергетики даже если и будут представлены международным экспертам, то однозначно вызовут недоверие и спекуляции. В первых рядах, безусловно, будут США, Великобритания и их союзники по блоку НАТО.

Остроты в закрученный клубок противоречий добавляет противостояние Ирана Израилю. Ахмадинеджад вновь с трибуны ООН позволил себе резкие антисемитские выражения. Правда, демарш делегаций США и еще целого ряда стран, покинувших зал заседаний, так и не возымел никакого действия на позицию иранского лидера.

Стремление противостоять гегемонии одного самого большого и сильного игрока естественная историческая реальность. Во все времена диктату одного противопоставлялась иная сила, поначалу неконсолидированная и разрозненная, но затем на фоне возраставшего давления становившаяся все более монолитной и сплоченной. Недовольство Америкой периода Джорджа Буша младшего росло как снежный ком. Нахрапистая агрессивность во внешней политике, повлекшая две военные кампании в Афганистане и Ираке, обоснованные борьбой с международным терроризмом, ввергли США в имперский синдром. В довесок к этому разразившийся экономический кризис, ставший результатом ненадлежащей экономической политики, сделавшей США самым большим должником в мире.

Понятно, что другим государствам могут импонировать призывы Муамара Каддафи перенести штаб-квартиру ООН из Нью-Йорка в менее амбициозные и осторожные Дели или Пекин, а также отменить сам принцип ветирования постоянными членами Совбеза ООН решений организации. В числе других реформистских предложений также звучали идеи расширить количество постоянных членов СБ за счет Германии, Японии, Индии и Бразилии и других ведущих держав мира.

Бараку Обаме, впервые дебютировавшему на трибуне ООН, пришлось объясняться за Джорджа Буша, и докладывать об исправлении целого ряда ошибок, сделанных предшественником. Он не затрагивал потенциальные реформы в ООН, и заявил, что США более не берут на себя обязательств в одиночку решать все проблемы мира. "Те, кто привыкли ругать Америку за односторонние действия в мире, не могут теперь оставаться в стороне и ждать, что Америка в одиночку решит все мировые проблемы", - считает президент США. По его словам, "надо честно признать, что мир не справляется с глобальными проблемами".

Американский президент призвал к совместным усилиям в решении глобальных проблем. "На словах и в делах мы стремимся к новой эре взаимодействия с миром,- сказал он. Новая эра международного сотрудничества должна начаться прямо сейчас", - уверен Барак Обама, добавив, что глобальные вызовы требуют глобального ответа.

Примерно в таком русле призывов к совместным, а не односторонним действиям была выдержана и речь президента России Дмитрия Медведева. И здесь российский лидер выделил ООН как главную мировую силу. "Человечество переживает переломный момент в современной истории своего развития и ответ на вызовы, с которыми оно столкнулось, должна дать, прежде всего, Организация объединенных наций", - такими словами начал свое выступление на Генассамблее ООН Дмитрий Медведев.

В качестве параллельных площадок для решения глобальных проблем он назвал формат "большой восьмерки", переросший во время кризиса "группу двадцати".

Логика системы глобальной безопасности также должна претерпеть изменения, считает российский президент. По его словам, ни одна страна не должна обеспечивать свои интересы в этой сфере за счет других стран. Это принцип неделимости безопасности. В этом контексте Дмитрий Медведев вспомнил прошлогодний конфликт на Кавказе, когда грузинская агрессия в Южной Осетии едва не переросла в полномасштабную войну. "Чтобы подобное не повторялось, необходимы четкие и действенные механизмы реализации принципа неделимости безопасности. Без этого нельзя перешагнуть ни наследие прошлой эпохи, ни преодолеть существующие на эту тему предрассудки. При этом - и хочу сказать об этом особо, - безответственные режимы не должны иметь никаких возможностей для того, чтобы ссорить между собой другие страны", - подчеркнул российский лидер.

Ключевым же вопросом, получившим развитие на Генассамблее ООН, стало ядерное оружие и процесс разоружение. О первом говорили в контексте Ирана, который заявил о намерении сотрудничать с мировым сообществом в области контроля собственных программ обогащения урана для мирных целей развития электроэнергетики. Вторую тему подхватил Совет Безопасности ООН, принявший по этому поводу специальную резолюцию.

Заседание Совбеза ООН проходило в уникальном формате под председательством президента США (в сентябре именно Соединенные Штаты председательствуют в СБ ООН) и участием других глав государств-членов СБ ООН, в том числе и президента России Дмитрия Медведева.

Президенты от имени полномочного органа Организации Объединенных Наций постановили, что государства-члены ООН должны в полном объеме выполнять свои обязательства в ядерной сфере. Тем же странам, которые еще не присоединились к Договорам о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ) и о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) необходимо как можно скорее это сделать, говорится в резолюции, принятой в четверг единогласно по итогам заседания Совбеза ООН на высшем уровне.

Проект резолюции разрабатывали США, но он не встретил оппонирования других стран, поскольку ранее был согласован с другими делегациями. Из 192 стран-членов ООН лишь четыре государства - Израиль, Индия, Пакистан и КНДР - не являются участниками ДНЯО. Кроме того, резолюция призывает "все государства воздержаться от проведения взрывов в целях ядерных испытаний и подписать и ратифицировать Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ), чтобы таким образом Договор вступил в силу как можно скорее". Он не может вступить в силу до тех пор, пока его не ратифицируют все 44 страны, имевшие на момент принятия документа ядерные реакторы. Из них большинство государств, включая Россию, сделали это, однако 7 стран (США, Китай, Индонезия, Египет, Иран и Израиль) так и не ратифицировали договор, а еще три страны - Индия, Пакистан и КНДР - даже не подписали его.

Примечательно, что в текст резолюции было внесено положение о том, что только СБ ООН будет определять, является ли угрозой миру и безопасности каждая конкретная ситуация в сфере нераспространения ядерных технологий и неисполнения обязательств. Тем самым применительно к Ирану, чья активность в этом поле привлекает сегодня наибольшее внимание, не могут быть применены односторонние санкции. Только консенсус СБ ООН откроет дорогу к неким иным мерам воздействия на Тегеран в случае его откровенного и провокационного непослушания.

США пошли на такие формулировки, очевидно, пытаясь доказать России и Китаю действенность своей новой политики, основанной на совместных действиях вместо практиковавшихся односторонних. О том, насколько американцы становятся адекватными, покажут ближайшие месяцы. Напряженность вокруг Ирана вновь может резко накалиться, если власти этой страны откажутся от заявленного сотрудничества с международным агентством по атомной энергии МАГАТЭ.

Евгений Кришталев

Теги: Иран , ООН

Поделиться: