Этнические аспекты формирования и развития узбекского этноса в Центрально-азиатском регионе.

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Процесс формирования узбекского этноса имеет древнейшую социально-политическую, экономическую и культурно-духовную, традиционную основу. Не случайно, что на современном этапе узбеки сумели сформировать крепкую государственность с сильной вертикальной властью, местным самоуправлением и эффективными политическими институтами.
Этнические аспекты формирования и развития узбекского этноса в Центрально-азиатском регионе.

Процесс формирования узбекского этноса имеет древнейшую социально-политическую, экономическую и культурно-духовную, традиционную основу. Не случайно, что на современном этапе узбеки сумели сформировать крепкую государственность с сильной вертикальной властью, местным самоуправлением и эффективными политическими институтами.

Известно, что X-XII века занимают особое место в формировании узбекского этноса. В этот период возрастает политический и духовный авторитет народов, живущих между Амударьей и Сырдарьей общающихся на языке тюрки и началом формирования их как народности. Подобное этническое развитие не происходит спонтанно, победой одной группы или поражением другой, оно происходит в сложном этноисторическом процессе. Уже в XII-XIII веках, можно констатировать, узбекская национальность приобретает полную этническую форму и начинает своё этнополитическое развитие.

Всякое единение происходит по требованию общества. Этническое развитие узбеков также выходит на политическую и культурную арену как реальный продукт общественной потребности. Таким образом, установившимися относительно спокойными экономическими и культурными отношениями на территории между Амударьёй и Сырдарьёй, общество направляется к прогрессу и появляются великие мыслители, которые вносят свой вклад в развитие этого прогресса. В ходе формирования и развития как народности узбекский этнос дал миру таких великих мыслителей как Махмуд Кошгари, Аль-Харезми, Аль-Бируни, Аль-Фергани, Ат-Термизи, Аль-Бухари, Алишера Наваи, Мирзо Улугбек, Бабур и другие, и это, естественно, свидетельствовало о этнокультурном прогрессе.

Однако в этот период стихийная политическая борьба за власть между отдельными группами оказала значительное отрицательное влияние на этническое развитие, но тем не менее, глубокие социально - духовные изменения, происходящие в обществе, стали важной движущей силой. Если подходить к рассматриваемому вопросу с этой точки зрения, то становится очевидным, что X-XII века стали своеобразной переменой в социальном развитии узбекского этноса как народности и устойчивого этнического единства.

Из исторических источников известно, что до периода установления своей власти в Моварауннахре Шайбанихана из Дашти Кипчакских степей, на этой территории, оседлый народ был известен как тюркоязычная этническая группа. Со времён Фараби и Кошгари до Бабуридов народы этой местности назывались тюрками, однако племена Дашти Кипчака являясь тюркоязычной этнической группой, жили на территории называемой "Мамлакати узбекия" ("Страна узбеков") и народность называлась узбеками. В результате установления владычества Шайбанихана в Моварауннахре этноним "узбек" стали применять и по отношению местного оседлого народа. Однако, необходимо отметить ещё то, что до установления владычества Шайбанихана в Моварауннахре наблюдались родственные отношения между местным населением и узбеками Дашти Кипчака. "Несмотря на постоянную борьбу за политическую власть в стране узбеков (на Дашти Кипчаке) караваны Самаркандских и Бухарских торговцев постоянно ездили на Дашти Кипчак". Или, "в 1451 году Абдулхайрхан (дед Шайбанихана) женится на дочери Мирзо Улугбека Робия Султон Бегим". Позже в связи с приходом Шайбанидов в Моварауннахр издавна существующие тесные родственные отношения ускоряют процесс консолидации местного населения и узбеков из Дашти Кипчака, народы объединяются под общим этнонимом "узбек". То есть в связи с слиянием двух тюркских народов с общим языком, обрядами и культурой этнический прогресс переходит на новый этап развития.

Необходимо отметить ещё то, что существуют различные мнения об узбекском этнониме в различных исторических источниках и научных кругах. В произведениях Хамидуллох Казвини (1281-1350), Насриддин ибн Ал-Фурот (1334-1404), Ал-Асади (1377-1447), Низамиддин Шами (XV век), Абдураззак Самарканди (1413-1482), Хондамира (1475-1535), написанных в XIV-XV веках на арабском и персидском языках говорилось о том, что тюркско-монгольские племена, жившие в начале XIV века в восточной части Дашти Кипчака, т.е. от Арала и Каспия до северных регионов Западной Сибири и до восточных берегов Волги и Урала, назывался узбеками.

Современная группа учёных ( Н. А. Аристов, П. П. Иванов, А. Ю. Якубовский, М. А. Чапличка, Хилда Хукхэм) узбекский этноним связывает с именем хана Золотой Орды Узбекхана (1312-1342), где он властвовал государством Узбек, а народ, который жил на этой территории назывались узбеками. Абулгази Бахадирхан также в своём произведении "Шажараи Турк" ("Древо Тюрков") пишет о том, что после смерти Тактагухана, на трон садится тринадцатилетний Узбекхан, во время своего властвования он приобрел огромный авторитете среди народа и его поданное население, стало называться узбеками. «Можно лишь с большей или меньшей долей уверенности сказать, что в конце XIV в. Узбеками назывались тюркские и тюркизированные племена восточного Дашти-Кипчака, входившие в состав улусов Шейбана и Орды (в том числе и отдельные мангытские роды)».

Следующая группа учёных ( А. П. Чулошников, Г. Вамбери, Г. Ховорс, М. П. Пельс) происхождение названия узбеков связывают с поведением части тюрко-монгольских кочевых племен, поэтому их называют - «сам себе хозяином», т.е. узбеком. Приблизительная точность мнений последней группы учёных в том, что узбеки даштикипчакского происхождения и сегодня трактуют свою национальность «уз-узига бек» («сам себе хозяин»).

Мы считаем, что узбекский этнос вначале возник как продукт политического объединения трёх крупных субэтносов:

-совокупность тюркских и тюрко-монгольских племён, которые жили до XIV-XV веков на территории современной Центральной Азии, вели оседлый и полуоседлый образ жизни, в научных литературах их называли "тюрками".

- вторую крупную этническую группу составляли жокающие узбеки проживающих издавна в этом регионе и узбеки Дашти Кипчака, переселившиеся в Моварауннахр вместе с Шайбаниханом в XV-XVI веках, они в основном занимались скотоводством и вели полукочевой образ жизни. Язык представителей этой группы относится к кипчакскому диалекту, и называют они себя «чистыми» узбеками. К данной группе относятся кунграты, мангиты, кипчаки, найманы, кенагасы, сараи, китаи, минг, жуз, кирк, катаганы, лакаи и другие.

- представителей третьей группы составляет автохтонное население, которое смешивалось с тюркоязычными племенами, живущими с древнейших времён на территории Центральной Азии.

Вместе с тем, с приходом ислама в Центральную Азию в VII-X веках происходил естественный процесс ассимиляции с местным населением арабских родов, поколений ишанов и ходжа, считавшиеся элитой или кастой мусульманского общества.

Завоевание Россией Средней Азии, вместе с отрицательными последствиями в политической жизни региона позволило, начать экономический рост, открыло возможности местным торговцам вести свои дела в рынках Санкт - Петербурга, Нижнего Новгорода, Москвы, Хельсинки. Формирование и развитие в регионе местной промышленности, налаживание экономических и культурных отношений с другими странами, также способствовало развитию узбеков в единую национальность.

В конце XIX и начале XX веков экономические, культурные, политические и духовные изменения в общественной жизни нашли своё отражение и в национальном сознании. Как результат изменений в общественной жизни начинается движение национального возрождения и представители этого движения (джадиды), считали своей общечеловеческой обязанностью применять в национальную жизнь общеполитические и духовные нововведения.

Как отмечено выше, этнический состав узбекской национальности разнообразен и многосоставен. Оно состоит из тюркоязычных этнических групп, которые являются древнейшими жителями Маверауннахра и народности, появившиеся в связи с консолидацией и ассимиляцией соседних, арабских родов и узбеков Дашти Кипчака. Если исторически анализировать этнические единицы, то в произведении Рузбехана "Мехмонномаи Бухоро" ("Гостеприимство Бухары") говорится о том, что кочевые узбеки состоят из объединения племён, которые входили в состав народа Шайбон, казахов и мангитов. Позже казахи разделились как отдельная национальность, но до XVI века они были в составе кочевых узбеков.

Маъсуд ибн Усман Кухистани в своём произведении "Тарихи Абулхайрхон" ("История Абулхайрхана") рассказывает о кочевых узбеках и их политической государственности, организованной в XV веке и говорит о том, что в начале XV века в составе народа Ок Урда и Шайбон входили буркут, киёт, кушчи, ийжон, кунграт, найман, чимбай, карлук, кенагас, дурмен, курловут, тубои, мангит, нукуз, тангут, уйгур, китай, тоймас, эчки, туман, минг и другие племена. Камолиддин Бинаи утверждает, что в 80 годах XV века в составе народа Шайбанихана было также племя шадбакли.

В произведении "Таворихи гузида, нусратнома" указываются следующие этнические группы, входившие в состав узбеков Дашти Кипчак в начале XVI века: кушчи, найман, уйгур, курлавут, гирайли, кият, кунграт, тангут, эчки, дурмен, ёбоку, китай, чимбай, шункарли, шадбакли, ийжан, кавчин, мангит, жургун, минг, башкирд, мажар, салур, казан, эчки и байри.

Хафиз Таниш Бухари в произведении "Шарафномаи Шохий" ("Победы шахов") указывает, что узбеки Дашти Кипчака в XVI веке состояли из следующих этнических групп: бахрин, беш юз, дурмен, жалайир, кенагас, мангит, минг, мажар, найман, алчин, арлот, сулдус, тангярук, уйгур, халаж, китай, ширин, утарчи, кангли, катаган, кипчак, кунграт, кият, аргин, ёбу, мугул, сулжувут, тубайи, тама, кераит, карлук, сарай, тюрк, уйшун. А в XVII веке в произведении "Бахр ул-асрар" Махмуд ибн Вали к вышеуказанным этническим группам причисляет следующие племена: буйрак, кирк, курама, дугдак, юз, келачи, узз, кулан, аёнлик, кука, араб, куш аёк, уйрат, булачи (балгачи), макрит, фулавчи, шабаят, месит и другие.

В произведении Мухаммедяр ибн Араб Мухаммед Катагана "Мусаххир ал-билод", описываются события, происходившие до 80-х годов XVI века. В этом произведении он перечисляет следующие племена узбеков: барлас, аргин, билкут, жалайир, дурмен, калмак, кунграт, кушчи, кипчак, арлат, уйшин, мангит, буркут, кераит, катаган, ганчи, кизил аёк и другие.

В разных источниках существуют различные мнения относительно этнического состава узбеков. Многие исследователи высказывают мнение о существовании девяносто два узбекских племён. В том числе поэт Турди Фароги пишет следующее:

"Беки, будьте милосердными, думайте о народе,

В стране узбеков девяносто два племён, на них равно смотрите".

Чтобы глубже понять содержание этнополитического термина "узбек" вернёмся немного назад. В 20-е годы XV века после краха Золотой Орды от восточной части Дашти Кипчака, т.е. восточной части реки Волга до северной части Сырдарьи появляется мощное государство кочевых узбеков. Это государство обосновал Абулхайрхан - дед Шайбанихана. Этот политический союз господствовало в течении сорока лет и на территории этого государства жили племена, которые обосновались здесь в древние времена. В исторических произведениях их называли "узбеками", причем не в этническом, а политическом значении. Подобно этому термин "казах" также употребляется по отношению населения, которое вело кочевой образ жизни на Чуйской и Еттисуйской долинах, переселившись из территории, где господствовал Абулхайрхан и они тоже имели этнический авторитет, как узбеки.

Узбеки (Дашти Кипчаки) и казахи пятьсот лет тому назад образовали одну народность под названием узбек.

В исторических произведениях тех времён приводятся этнонимы многих племён, живших в стране Узбек. Они входили в состав не только сегодняшних узбеков и казахов, но и имелись в составе нынешних каракалпаков, башкирцев, ногайцев, южной алтайцев и частично киргизов.

В XV-XVI веках узбекские племена во главе Шайбанихана обосновались в Моварауннахре. Однако, как нами отмечалось, обоснование узбеков - даштикипчакцев в Моварауннахр происходит не только с захватом этих мест Шайбаниханом, но и до его прихода, здесь были историко-политические условия для слияния тюркоязычных этнических групп. С приходом Шайбанихана политический авторитет этого этнического пласта, объединивщейся под этнополитическим союзом узбек ещё больше укрепился.

Узбеки, казахи, каракалпаки, киргизы и туркмены, которые издавна вели кочевой и полукочевой образ жизни, состоят из многих племён, поэтому при изучении проблем историко-политического формирования важно сопоставить племенную классификацию этих народов. Почти все они (тюркоязычные этнические группы - Н.Н.) в разной степени вошли в состав нынешнего узбекского, казахского, киргизского, каракалпакского, татарского и башкирского народов.

Мы в своём исследовании редко обращаемся термину племя, потому что это понятие обозначает совокупность нескольких родов, живших в древние времена. Наши предки прошли этот этап, и этническим группам, которые сегодня живут в Средней Азии, на культурно-цивилизационной основе неуместно применение термина племя.

В произведении Заки Валиди "Узбек уруглари" ("Узбекские племена") также отмечается, что узбеки состоят из девяносто два племени и основываясь на родословное, созданного в XVI-XVII веках перечисляет названия племён и пишет следующее: "Нет сомнения, что произведение "Родословное" посвящается жизни узбеков во времена Золотой Орды новой Мангит-Нугай и казахов, которые были ещё в их составе". Заки Валиди приводит название девяносто племён, а племена Барлас и Кавчин особо подчёркивает. Вместе с тем, в эти времена говорится о существовании вокруг Душанбе племён Лакай, Марка, а вокруг Файзабад племени Карлук. Количество узбекских племён в эти годы составляло не девяносто два, а около сто.

В начале XIX века индийский исследователь Мир Иззатуллох анализирует этнические процессы в Афганском Туркестане и пишет следующее: "Местные узбекские племена состоят из мингов, кипчаков, катаганов, сараев, муйтанов, ишкамишев и чигатаев. Катаган делится на следующие три роды: беш кабан, салжовут, турт ата. Беш кабан в свою очередь делится на лакай, янги катаган, кесмавир, каён, манас и другие".

Следующие исследователи при определении этнического состава продолжили древние традиции и старались не выходить за рамки традиционных чисел племён. По свидетельству историка Махмуда ибн Вали при возведении ханом Золотой Орды Абулхайрхана, участвовало более двухсот предводителей родов и племён. Однако более мелкие по количеству и качеству роды и племена в течение историко-этнического процесса естественным образом ассимилировались с более крупными и стали составляющими компонентами казахов, киргизов и других тюркских национальностей, и поэтому сегодня спорным остаётся количество этнических компонентов, образующих узбекскую национальность.

Следует отметить, что мы в своём исследовании термин «племя» как историческое понятие, потому что оно обозначает совокупность нескольких родов, живших в древние времена. Наши предки прошли этот этап, и к народам, живущим в Средней Азии, неуместно применение термина племя.

Сегодня узбеки как многочисленный этнос проживает во всех государствах региона. Например, в Таджикистане, узбеки составляют одну четвёртую часть населения республики, по количеству занимают второе место после таджиков. При изучении узбеков их можно разделить на две группы:

Узбекская диаспора.

Узбекская ирредентная группа.

Узбекская диаспора в 1930-50-е годы переселена из Узбекистана с целью освоения целинных земель.

Узбекскую ирреденту составляют узбеки, которые постоянно проживали на территории нынешного Таджикистана.

Узбекскую диаспору составляют в основном ферганские и ургутские узбеки, а узбекскую ирреденту составляют потомки тюркских родов лакай, кунграт, барлас, жузы, дурмени, марки, карлуки, катаганы и кипчаки. Лакайцы являются самыми крупными ирредентами и относительно компактно живут в республике.

Необходимо отметить, что при переписи населения в республике Таджикистан в 2000 году, представители узбекской диаспоры в графе национальность отмечена как узбеки, а узбекская ирредента названа этническими терминами минг, дурмен, лакай, кунграт, катаган, жуз (юз), барлас и другие.

Узбекская национальность состоит из народностей и этнических групп, похожих друг на друга и в то же время отличающихся друг от друга обрядами, жизненными условиями и своеобразными чертами. Эти народности и этнические группы не только обеспечивают целостность, естественную красоту национальный дух, но и в течении многих веков доказывают славу, национальную гордость и единство узбекской национальности. Например, лакайцы, живущие в центральном и южном Таджикистане.

Мудрецы говорят: "Человек, который лишён чувства гордости за свои предки и несведущий истории подобен слепому человеку - куда поведёшь туда и идёт".

Лакайцы до революции составляли один из основных компонентов узбекского народа, занимали определенное место в жизни Бухарского эмирата. Они занимаясь животноводством, создали лакайских коней и являются искусными наездниками. В 20-30 годы ХХ века активно участвовали в движении сопротивления против большевиков. За что были подвергнуты широким репрессиям. Часть из них, вынужденно эмигрировало в Афганистан и другие страны, часть осталась на родине. Сегодня лакайцы живут в девятнадцати районах центрального и южного Таджикистана.

Вообще по неточным подсчётам в Таджикистане живут около полутора миллиона узбеков, из них полмиллиона - лакайцы. Кроме этого в северном Афганистане, и в Турции живут тысячи семей, в Шонли Урфе живут 700 семей лакайцев. В Иране, в городке Хисорак вблизи Тегерана, а также в Кувваи Арабободе живут 300 семей лакайцев. В городе Кувейта Пакистана, а также в городе Карачи живут 250 семей, в Балужистане около 500 семей лакайцев.

Лакайцы имеют своеобразные обряды и традиции. Как отмечает этнограф-учёный Б. Х. Кармишева, образцы вышивки девушек - лакаек мапремеч, жук чаригич, айнахалта, кеште и другие сегодня украшают не только музеи Центральной Азии и стран содружества, но и этнографические музеи Западной Европы. Особенно своеобразны тюбетейки. Они выделяются как яркие образцы национальной культуры.

Обряды, традиции, неповторимый фольклор и своеобразный диалект лакайцев требуют отдельного исследования.

В наши дни, лакайцы как один из субэтносов, в составе узбекской национальности, в своей культуре, жизненном укладе и традициях сохранили принципы общенационального и этнически частного. Всякая национальность и народность не объединивщееся в определенные социальные группы не могут осуществить свои политические, экономические или духовные цели. Лакайцы в Таджикистане с целью сохранения и развития традиционной культуры и духовности в 1990 году создали ассоциацию "Лакай овози" ("Голос Лакая"). В программе сопоставительное изучение лакайского диалекта с диалектами других этносов узбекской национальности, восстановление забытых нобразцов устного народного творчества, пропаганда своеобразных обрядов, неповторимой традиции и этнической культуры, изучение современной классификации лакайских родов и другие. Также ассоциация поставило перед собой цель-изучение истории, культуры, социальных жизненных условий и этнографии в тесной связи с этническими атрибутами других этнических групп узбекской национальности, рассмотрение лакайцев как группы, имеющаей своеобразные обряды и диалекты в составе узбекской национальности. Однако в сегодняшних трудных экономических условиях, деятельность объединения заметно ослаблена.

Подводя итоги вышесказанному можно констатировать, что этническое разнообразие как основа национального единства занимает важное место в этносоциальной жизни узбеков Узбекская национальность как древнейшее население региона, сформирована в связи с объединением тюркоязычных этнических групп. Изучение своеобразных и общих черт составляющих этнический компонент, выявление основы единой национальности, являются актуальными задачами, стоящими перед нашими учёными.

Узбекская национальность также как и другие тюркоязычные народы пережила сложные этноисторические и политические процессы. Сегодняшнее этническое единство узбеков успешно выдержало все исторические испытания и благодаря национальной независимости оно приобрело качественно новое значение. На мировой арене узбекская национальность стала известна как этническое единство, имеющее этноисторическую и политическую основу и мировое сообщество признает узбеков как народ, который, наравне с другими, внёс свой достойный вклад в развитии человеческой цивилизации.

Насриддин Назаров,

доктор политических наук. Кафедра «Общественных наук» института художеств и дизайна им. Камолиддина Бехзода (Ташкент)

Поделиться: