Семиречье 100 лет назад.

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Как известно, хлеб всему голова. В сумрачном 1907 году считалось, что в Семиречье "для прокормления в год одного человека нужно 17 пудов пшеницы" (чуть больше двух с половиной центнеров). То время, судя по учебникам истории, было голодное, но от голода люди не пухли. Более того, заветными 17 пудами себя обеспечивали. Так, у оседлого населения на душу приходилось 39,8 пуда зерна, а у кочевого, главным продуктом которого было мясо, этот показатель достигал 22,6.
Семиречье 100 лет назад.

Как известно, хлеб всему голова. В сумрачном 1907 году считалось, что в Семиречье "для прокормления в год одного человека нужно 17 пудов пшеницы" (чуть больше двух с половиной центнеров). То время, судя по учебникам истории, было голодное, но от голода люди не пухли. Более того, заветными 17 пудами себя обеспечивали. Так, у оседлого населения на душу приходилось 39,8 пуда зерна, а у кочевого, главным продуктом которого было мясо, этот показатель достигал 22,6. О кочевниках- хлеборобах Кстати, хотел бы развенчать один исторический миф - о неспособности кочевников растить хлеб. Если у оседлого населения края под посевами в 1907 году было 26483 десятины земли, то у кочевого - 320169! Причем, анализируя эти показатели, получаем, что оседлый люд за год расширил свой посевной клин на 1140 десятин, а вторые - аж на 89275. А производство ячменя и проса вообще было монополией казахов и киргизов края. Конечно, урожайность на полях кочевников оставляла простор для агротехнического творчества. Но, даже вовсе не выращивая хлеба, они не оставались без оного. Ведь осенью пуд зерна на верненском базаре колебался от 55 до 65 копеек, а цена барана на степных ярмарках держалась в районе 4 рублей 50 копеек. Таким образом, за одного барашка можно было выручить 120 кг пшеничной муки. Как вы живете в прекрасном Завтра? "Жилые районы нашей столицы станут похожими на утопающие в зелени деревьев курортные городки". О чем, как вы думаете, эти бодрые строки, почерпнутые из выпущенной в 1963 году книжицы "Алма-Ата сегодня и завтра"? Об утопической градостроительной мечте? Вовсе нет. Это о микрорайонах, строительство которых началось как раз в начале 60-х. Как известно, в то благословенное время жители СССР были всерьез нацелены на перспективу, что уже тогдашнее поколение будет жить при коммунизме. И микрорайоны, застроенные новыми для своего времени крупноблочными домами (это позже им присвоили презрительное имя "хрущоба"), в условиях перманентной нехватки жилья были достаточно прогрессивным решением. По крайней мере, те, кто получил здесь квартиры, не страдали комплексом неполноценности. В стране, испытывавшей необычную эйфорию от завоеваний в космосе, покорения целины и обуздания атома, живо обсуждалась тема - каким должен быть человек завтрашнего дня и каким должно быть жилище этого человека. Нужно ли изолировать себя в своей крепости или квартира не будет иметь уже такого большого значения? Ведь "куда приятнее выйти из своей квартиры не на пустую лестничную клетку, а в общую гостиную, красный уголок, читальню или музыкальную комнату, где можно отдохнуть с друзьями или посмотреть кино". Так или иначе, но коммунистическое будущее не срослось, но память осталась. Ныне микрорайоны действительно утопают в зелени, но, увы, так и не стали рассадником новой морали. Братьям Люмьер и не снилось Все знают, что "самое важное из искусств" пришло в Казахстан во времена Российской империи, а свое кинопроизводство обрело здесь уже в Советском Союзе. А какой фильм можно считать первым произведением местного киноискусства? Обычно отсчет ведется от картины "Амангельды", который, правда, снимался киностудией "Ленфильм". Хотя и с заметным участием наших актеров. Но есть интересные данные, что первым отечественным "блокбастером" была документальная короткометражка "Прибытие поезда". Сразу разочарую тех, кому "казахский след" мерещится везде - братья Люмьер не имеют к этому киношедевру никакого отношения. Наш поезд прибыл гораздо позже, а именно 1 мая 1930 года. Из Москвы, по только что проложенным рельсам Турксиба. Но именно лента "Прибытие первого поезда в Алма-Ату" и стала первой ласточкой нашего кино. Истории in folio от Андрея Михайлова № 444 (16831) от 18.09.2009

Источник - Экспресс-К
Теги: Казахстан

Поделиться: