Российские нефтегазовые проекты в Казахстане

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
В советское время отношения между Россией (РСФСР) и Казахстаном (КазССР) в нефтегазовой отрасли в основном касались координации действий по обеспечению функционирования единой газотранспортной системы (совместно с Туркменистаном и Узбекистаном) и тесного взаимодействия в сфере переработки нефти. С одной стороны, Казахстан обеспечивал транзит туркменского и узбекского газа в Россию и другие республики Советского Союза. Так, в 1990 году транзитом через КазССР было прокачено около 65 млрд. кубических метров «голубого топлива».
Российские нефтегазовые проекты в Казахстане
Автор: В.Парамонов, А.Строков, О.Столповский

В советское время отношения между Россией (РСФСР) и Казахстаном (КазССР) в нефтегазовой отрасли в основном касались координации действий по обеспечению функционирования единой газотранспортной системы (совместно с Туркменистаном и Узбекистаном) и тесного взаимодействия в сфере переработки нефти. С одной стороны, Казахстан обеспечивал транзит туркменского и узбекского газа в Россию и другие республики Советского Союза. Так, в 1990 году транзитом через КазССР было прокачено около 65 млрд. кубических метров «голубого топлива». С другой стороны, нефтеперерабатывающие заводы, построенные на территории Казахстана, функционировали в основном на российской нефти с западносибирских месторождений, так как проектировались под переработку нефти с низким содержанием серы и парафинов. Казахстанская же нефть с высоким содержанием данных веществ поставлялась на переработку в Россию. Например, в 1990 году российско-казахстанский нефтяной товарооборот составил более 33 млн. тонн, где Казахстан поставил в Россию около 14,8 млн. тонн (почти весь тогдашний объем казахстанской добычи). В постсоветский период сотрудничество между Российской Федерацией (РФ) и Республикой Казахстан (РК) по обеспечению функционирования ранее единой нефтегазовой отрасли заметно ослабла. В частности, снизился уровень взаимодействия в сфере переработки нефти. Например, в 2008 году российско-казахстанский нефтяной товарооборот составил всего лишь порядка 9,9 млн. тонн - почти в 3,3 раза меньше, чем в 1990 году. Причем Казахстан поставил в Россию только около 6,4 млн. тонн (примерно 9% объема казахстанской добычи), а Россия в Казахстан - около 3,5 млн. тонн нефти (примерно 0,75% российской добычи). Несмотря на то, что с 2007 года транзитом через РК в Китай (по нефтепроводу «Атасу - Алашанькоу» стала прокачиваться и российская нефть (в 2008 году прокачано около 2,5 млн. тонн российской нефти), все это не меняет общей картины - уровень российско-казахстанского нефтяного взаимодействия остается крайне низким. В свою очередь, ситуация в плане газового взаимодействия России и Казахстана на протяжении 90-х годов также развивалась не в лучшую сторону. Лишь в последние годы объемы поставок газа через территорию РК вышли на советский уровень. Так, после распада СССР сложившаяся за многие десятилетия система управления поставками газа (из Туркменистана и Узбекистана через Казахстан в Россию) практически полностью разрушилась. В 90-ые годы поставки газа из Узбекистана почти прекратились, а объемы туркменского газового экспорта - снизились в несколько раз, причем осуществлялись периодически, не на системной основе, с использованием бартерных схем расчетов. Эффективность такой «системы» межгосударственного взаимодействия в 90-х годах была практически нулевой, о чем свидетельствуют неоднократное блокирование «Газпромом» поставок газа из региона, а также многочисленные и громкие «газовые скандалы», в основном касавшиеся российско-туркменских отношений. В первом десятилетии наступившего века система поставок центральноазиатского газа в российском направлении восстановилась лишь частично. В 2008 году суммарный объем поставок газа из Туркменистана и Узбекистан через территорию Казахстана достиг примерно 62 млрд. кубических метров, что немногим меньше уровня 1990 года (65 млрд. кубических метров). В то же время остались нерешенными очень многие вопросы в части касающейся системы организации и межгосударственной координации действий между Россией, Казахстаном, Туркменистаном и Узбекистаном по обеспечению стабильности поставок центральноазиатского газа в российском направлении. В частности, в результате несогласованных действий сторон в апреле 2009 года после аварии на газопроводе «Средняя Азия - Центр» между Россией и Туркменистаном разгорелся очередной «газовый конфликт», переросший даже в политический скандал. Поставки туркменского газа в Россию после этого прекратились, и по этой причине в 2009 году объемы поставок центральноазиатского газа в Россию будут значительно меньше уровня 2008 года. К тому же, пока остается неясным, кем и когда будет осуществляться ремонт и модернизация физически изношенной центральноазиатской газотранспортной системы (пока Казахстан на своей территории осуществляет ремонтные работы самостоятельно). Также «повис в воздухе» российско-центральноазиатский проект по строительству Прикаспийского газопровода. Тем не менее, несмотря на развал системы управления некогда единой нефтегазовой отрасли, в 90-ые годы нефтегазовое сотрудничество России с Казахстаном все же имело заметные масштабы (в отличие, например, от сотрудничества России с Туркменистаном и Узбекистаном, где оно ограничивалось исключительно торговлей газом и имело под собой крайне слабую нормативно-правовую базу). В конце 90-х годов проектно-инвестиционная деятельность России и российских компаний в нефтегазовой отрасли Казахстана еще более интенсифицировалась, а в первом десятилетии XXI века стала развиваться только по нарастающей. На начало 2009 года объем накопленных российских финансов в нефтегазовой отрасли Казахстана предположительно мог составить около 4,6 млрд. долларов, включая 2 млрд. долларов приобретенных активов и примерно 2,6 млрд. долларов прямых инвестиций. До 2012 года включительно Россия планирует инвестировать еще от 6,7 до 7,5 млрд. долларов (в основном в освоение перспективных месторождений углеводородов и развитие системы трубопроводов). Проекты по разработке и освоению месторождений

  • Освоение нефтяного и газоконденсатного месторождения «Карачаганак» (Западно-Казахстанская область, северо-западная часть Казахстана). Месторождение является одним из крупнейших в Казахстане. Его доказанные запасы составляют около 1,35 трлн. кубических метров природного газа и 1,2 млрд. тонн нефти.
Месторождение разрабатывается компаниями ряда стран. Российская доля (ОАО «ЛУКОЙЛ» в консорциуме составляет 15% (750 млн. долларов). Остальные 85% (4,25 млрд. долларов) принадлежат другим зарубежным компаниям: «Бритиш Газ» (British Gas, Великобритания) - 32,5% (1,25 млрд. долларов), ЭНИ (ENI, Италия) - 32,5% (1,25 млрд. долларов), «Шеврон Тексако» (Chevron Texaco, США) - 20% (1 млрд. долларов). Еще в 1997 году в г.Вашингтон между участниками консорциума было подписано соглашение о разделе продукции (СРП). В соответствии с данным соглашением, Казахстану принадлежит 80% в продукции месторождения, а зарубежным компаниям - 20%. Срок действия СРП - 40 лет (период 1997-2037 годов). Оператором проекта является международный консорциум «Карачаганак Петролеум Оперейтинг» (Karachaganak Petroleum Operating). В 2007 году добыча жидких углеводородов (нефть и газовый конденсат) на месторождении «Карачаганак» вышла на уровень 12 млн. тонн в год. Примерно столько же (около 12,1 млн. тонн) добыто в 2008 году. Всего же за период 1997-2008 годов консорциум добыл порядка 74 млн. тонн нефти и газового конденсата. До 2012 года международный консорциум планирует пробурить 122 новые скважины и довести уровень добычи нефти и газового конденсата до 16 млн. тонн в год. В целом, за 40-летний период действия СРП рассчитывает добыть около 320 млн. тонн нефти и газового конденсата и порядка 800 млрд. кубических метров газа. За период 1997-2008 годов в проект было инвестировано около 5,5 млрд. долларов (включая 825 млн. долларов российских инвестиций). По другим данным, объемы иностранных инвестиций в Карачаганакское месторождение значительно выше, так как только за период до 2006 года «участниками проекта осуществлены инвестиции на общую сумму, превышающую 7,2 млрд. долларов». В течение 2008-2012 годов консорциум планировал инвестировать в освоение месторождения порядка 8 млрд. долларов.
  • Геологоразведка и последующее освоение нефтяных и газоконденсатных месторождений «Тюб-Караган» и «Аташская» (центральная часть казахстанского участка шельфа Каспийского моря). Запасы нефти (с учетом газового конденсата) на месторождении «Тюб-Караган» оцениваются в 324 млн. тонн условного топлива, а месторождения «Аташская» - 249 млн. тонн.
Проект осуществляет «ЛУКОЙЛ» совместно с казахстанской Морской нефтяной компанией (МНК) «КазМунайТениз» (100%-ая дочерняя структура Национальной компании (НК) «КазМунайГаз», учрежденная в 2003 году для управления нефтегазовыми проектами в акваториях Каспийского и Аральского морей). Согласно подписанному в 2003 году СРП, «ЛУКОЙЛ» полностью берет на себя финансирование начальных геологоразведочных работ и бурение пробных скважин в период до 2010 года. В случае обнаружения коммерческих запасов углеводородов последующие затраты на разведку и промышленную разработку месторождений Россия и Казахстан будут делить поровну. Срок действия СРП - 40 лет (период 2003-2043 годов). Оператором проекта является «ЛУКОЙЛ Оверсиз Холдинг Лтд» (дочерняя структура «ЛУКОЙЛа», управляет его зарубежными проектами). На ряде участков месторождений «Тюб-Караган» и «Аташская» уже завершены электроразведочные работы (дифференциально-нормированным методом электроразведки), по результатам которых в настоящее время проводится анализ полученных данных. В 2008 году «ЛУКОЙЛ» пробурил еще 2 скважины. Однако промышленных запасов нефти и газа на указанных участках пока не обнаружено. Проведение геологоразведочных работ будет продолжено до 2010 года включительно. В 2008 году российские инвестиции в освоение месторождений «Тюб-Караган» и «Аташская», по различным оценкам, составили от 190 до 210 млн. долларов. Предполагается, что в случае, если по результатам геологоразведки все же будут обнаружены запасы углеводородов, то общие затраты на освоение обоих месторождений значительно увеличатся и составят порядка 3 млрд. долларов. Однако, пока это представляется крайне маловероятным.
  • Геологоразведка и последующее освоение нефтяного и газоконденсатного месторождения «Курмангазы» (южная часть казахстанского участка шельфа Каспийского моря). Оценки запасов нефти и газового конденсата на месторождении сильно разняться - от 500 млн. тонн до 1,8 млрд. тонн.
Разработку месторождения осуществляет ОАО «Роснефть» совместно с министерством энергетики и минеральных ресурсов Казахстана на основе подписанного в 2005 году в г.Астана СРП (50%/50%) сроком на 55 лет (период 2005-2060 годов). Работы по проекту проводят «КазМунайТенгиз» и «Роснефть - Казахстан» (дочерние компании «КазМунайГаза» и «Роснефти» . Оператором проекта является казахстанская компания «Курмангазы Петролеум» (100%-ая дочерняя структура «КазМунайТениз» . Первая разведочная скважина на месторождении «Курмангазы» была пробурена в 2006 году, а в мае 2009 года завершено бурение второй скважины. Однако промышленных запасов углеводородов пока не обнаружено. Геологоразведочные работы будут проводиться вплоть до 2012 года. Планируется пробурить еще не менее 5 разведочных скважин. В случае получения при бурении успешных результатов, потребуется еще примерно 4 года для полного обустройства месторождения и начала с 2016 года его коммерческой эксплуатации. При этом, согласно оптимистичным оценкам, добыча нефти и газового конденсата на месторождении ожидается на уровне 64,5 млн. тонн в год, а согласно пессимистичным - 18 млн. тонн в год. Общий объем инвестиций за период действия соглашения предполагается в размере 23 млрд. долларов, включая 8,5 млрд. долларов - капитальных затрат и 14,5 млрд. долларов - эксплуатационных расходов. Планируется, что инвестиции со стороны Казахстана и России будут осуществляться в равном долевом количестве - по 50% с каждой стороны.
  • Планы по геологоразведке и последующему освоению газоконденсатного месторождения «Имашевское» (Атырауская область, западная часть Казахстана и Астраханская область, южная часть России). «Имашевское» считается вторым по объемам газоконденсатным месторождением в Казахстане после «Карачаганакского». Его подтвержденные запасы составляют 128,7 млрд. кубометров газа, 20,7 млн. тонн газового конденсата и 63,5 млн. тонн серы. Открытое еще в советское время, оно было законсервировано из-за сложных условий бурения, так как глубина залегания газоконденсата превышает 5 тыс. метров. Кроме того, в ходе исследований было выявлено неблагоприятное воздействие на экологию, поскольку содержание сероводорода в газоконденсате составляет около 17%. Запасы месторождения оцениваются в 129 млрд. кубических метров природного газа и 21 млн. тонн газового конденсата.
Поскольку месторождение «Имашевское» находится на территории двух государств - России и Казахстана, долгое время оно было спорным и по этой причине не разрабатывалось. Лишь в 2005 году был подписан договор о казахстанско-российской государственной границе, где оговорено, что данное месторождение делится между двумя странами поровну, и будет разрабатываться совместными усилиями, причем при равном долевом участии в финансировании работ. Со стороны Казахстана разработку месторождения будет осуществлять «КазМунайГаз», а со стороны России разработчик пока не определен. По экспертным оценкам, освоение месторождения «Имашевское» потребует инвестиций в размере от 2 до 3 млрд. долларов.
  • Планы по освоению нефтяных и газовых месторождений «Хвалынское» и «Центральное» (северная часть Каспийского моря, российский и казахстанский участки шельфа). Запасы месторождения «Хвалынское» оцениваются в 480 млн. тонн нефтяного эквивалента, включая 300 млн. тонн нефти, а месторождения «Центральное» - 522 млн. тонн нефти и 92 млрд. кубических метров попутного газа.
Месторождения, расположенные на срединной линии шельфа северной части Каспийского моря, также как и в случае с месторождением «Имашевское», долгое время были спорными. В мае 2002 года Казахстан и Россия подписали протокол к Соглашению «О разграничении дна северной части Каспийского моря в целях осуществления суверенных прав на недропользование» от 6 июля 1998 года. В протоколе были определены координаты прохождения по дну северной части Каспийского моря разграничительной линии. И хотя, согласно документу, казахстанская юрисдикция распространяется на месторождение «Курмангазы», российская - на месторождения «Хвалынское» и «Центральное», стороны договорились разрабатывать эти месторождения на паритетных началах. Планируется, что каждая сторона внесет по 50% необходимых инвестиций. Разработку месторождения «Хвалынское» будут осуществлять «ЛУКОЙЛ» и «КазМунайГаз». Определен оператор проекта - ООО «Каспийская нефтегазовая компания» (дочерняя компания «ЛУКОЙЛа», в работе которой участвует представители «КазМунайГаза» . В настоящее время в Казахстане и России ведется работа по подготовке и согласованию бюджета по освоению месторождения, а общий объем капиталовложений предварительно оценивается в 3,8 млрд. долларов. В свою очередь, разработку месторождения «Центральное» (расположено в пределах российского сектора акватории Каспийского моря в 150 километрах восточнее г.Махачкалы), наряду с «ЛУКОЙЛом» и «КазМунайГазом», осуществляет также и «Газпром». Участие «Газпрома» в освоении месторождения «Центральное» объективно необходимо из-за высокого содержания там попутного газа, который планируется доводить до товарной кондиции (очистка от серы, влаги, пыли и жидких примесей) предположительно на Астраханском ГПЗ, а затем направлять на экспорт. В марте 2005 года «КазМунайГаз» и ООО «ЦентрКаспНефтегаз» (уполномоченная компания со стороны России - совместное предприятие «Газпрома» и «ЛУКОЙЛа» подписали соглашение о принципах освоения углеводородных ресурсов геологической структуры «Центральное». В мае 2008 года завершилось бурение первой разведочной скважины, по результатам которого были сделаны первичные оценки запасов месторождения - примерно 180 млн. тонн нефтяного эквивалента, что значительно меньше ожидаемых запасов. Вторую разведочную скважину на этой структуре планируется пробурить к концу 2010 года.
  • Освоение нефтяного и газового месторождения «Кумколь Северный» (Кызылординская область, центральная часть южного Казахстана). Запасы нефти данного месторождения оцениваются в 42 млн. тонн, а газа - 4,5 млрд. кубических метров.
Разработка месторождения осуществляется с 1996 года совместным предприятием ЗАО «Тургай-Петролеум» (до 2000 года - ЗАО «Кумколь - ЛУКОЙЛ» , которым на паритетных условиях владеют казахстано-китайская «ПетроКазахстан» (PetroKazakhstan) и российский «ЛУКОЙЛ». Причем «ПетроКазахстан» осуществляет разработку целой группы кумкольских месторождений («Восточный», «Южный», «Северный» , а «ЛУКОЙЛ» участвует только в разработке месторождения «Кумколь Северный». Оператором проекта является «ЛУКОЙЛ Оверсиз Холдинг Лтд?. В 2008 году на месторождении было добыто около 3,26 млн. тонн нефти, а также около 142 млн. кубических метров попутного газа. Значительного увеличения добычи нефти на «Кумколь Северный» в ближайшее время пока не планируется. К 2007 году инвестиции в разработку месторождения составили около 117 млн. долларов, включая 66 млн. долларов - на обустройство месторождения, 18 млн. долларов - на бурение скважин, 33 млн. долларов - на утилизацию попутного газа. Причем 50% всех вышеуказанных инвестиций (около 58 млн. долларов) предоставила компания «ЛУКОЙЛ». На период 2008-2010 годов в дальнейшее освоение данного месторождения «ЛУКОЙЛом» и «ПетроКазахстаном» было запланировано инвестировать 250 млн. долларов (примерно по 83 млн. долларов в год). В 2008 году объем инвестиций мог составить предположительно около 80 млн. долларов, включая 40 млн. долларов «ЛУКОЙЛа». К 2010 году общие затраты российской стороны на разработку месторождения «Кумколь Северный» могут составить более 180 млн. долларов.
  • Освоение нефтяного месторождения «Северные Бузачи» (Мангисауская область, западная часть Казахстана). Запасы нефти месторождения оцениваются примерно в 80 млн. тонн.
Месторождение было введено в разработку в 1999 году компаниями «Шеврон Тексако» (Chevron Texaco, США) и «Нимир Петролеум» (Nimir Petroleum, Саудовская Аравия). С 2003 года этим месторождением на паритетных условиях владеют канадская компания «Нельсон Ресорсес» (Nelson Resources) и китайская КННК (CNРC). В 2005 году 100% акций компании Nelson Resources за 2 млрд. долларов приобрел «ЛУКОЙЛ». К 2008 году добыча нефти на месторождении «Северные Бузачи» достигла порядка 1,6 млн. тонн нефти в год. К 2017 году планируется выйти на максимальный уровень добычи - 2,2 млн. тонн в год.
  • Освоение нефтяных и газоконденсатных месторождений «Алибекмола» и «Кожасай» (Актюбинская область, северо-западная часть Казахстана). Запасы нефти оцениваются в 70 млн. тонн, а газового конденсата - 13 млн. тонн.
Разработка данных месторождений осуществляется казахстанской государственной компанией ТОО «Казахойл-Актобе»: «Алибекмола» - с 2001 года, а «Кожасай» - с 2003 года. Еще в 2000 году «Казахойл-Актобе» продала 50% участия по освоению данных месторождений канадской компании «Нельсон Ресорсес», которая с 2005 года стала дочерним предприятием «ЛУКОЙЛа». В последние несколько лет ежегодная добыча на обоих месторождениях стабильно составляет порядка 1 млн. тонн нефти. В течение ближайших 20-25 лет в обустройство и развитие месторождений планируется вложить около 1 млрд. долларов (по 500 млн. долларов в каждое). Ожидается, что «ЛУКОЙЛ» инвестирует около 50% (примерно 500 млн. долларов) всех вышеуказанных средств. На начало 2009 года инвестиции «ЛУКОЙЛ» предположительно могли составить около 60 млн. долларов.
  • Освоение нефтяного месторождения «Каракудук» (Мангистауская область, запад Казахстана). Запасы нефти оцениваются примерно в 45 млн. тонн.
Разработка месторождения осуществляется с 2000 года ЗАО «Каракудукмунай» (100%-ое дочерние предприятие «ЛУКОЙЛа» . В 2007 году «Каракудукмунай» ввел в эксплуатацию нефтеналивную железнодорожную эстакаду, стоимостью около 15 млн. долларов и производительностью 1 млн. тонн нефти ежегодно, в задачу которой входит обеспечение бесперебойной отгрузки нефти. В период 2006-2007 годов объем добычи нефти составил порядка 700 тыс. тонн в год, а в 2008 году достиг уже 820 тыс. тонн. В ближайшие годы добычу предполагается вывести на уровень около 1 млн. тонн нефти. С 2000 по 2008 год в освоение месторождения было инвестировано порядка 80 млн. долларов, а в ближайшие 20 лет планировалось вложить еще не менее 200 млн. долларов.
  • Подготовка к геологоразведке и последующему освоению нефтяного и газового месторождения «Жамбай» (северная часть шельфа Каспийского моря). Запасы нефти и газа пока не известны.
В 2006 году было заключено соглашение о передачи «КазМунайГазом» по 25% долей проекта российскому «ЛУКОЙЛу» и испанской компании «Рипсол» (Repsol). До 2007 года включительно на месторождении велась сейсморазведка, по результатам которой затем проводился анализ геофизических данных. В период 2008-2009 годов планировалось проведение подготовительных работ и бурение первой разведочной скважины. Проекты по переработке сырья
  • Совместная переработка газа и газового конденсата на Оренбургском (г.Оренбург, Россия) газоперерабатывающем заводе (ГПЗ).
Проект осуществляется российским «Газпромом» и казахстанским «КазМунайГазом» на основе двух межправительственных соглашений - о сотрудничестве в газовой отрасли (ноябрь 2001 года) и создании СП по первичной переработке газа (выработка товарного метана: очистка газа от серы, пыли, влаги и других жидких примесей) на базе Оренбургского ГПЗ (октябрь 2006 года). Соглашение об основных принципах создания СП подписано «Газпромом» и «КазМунайГазом» в 2007 году. Согласно данному соглашению, доли между участниками распределены на паритетной основе, а само СП создается сроком на 15 лет. Оператором проекта является российско-казахстанская компания ЗАО «КазРосГаз» (образована в 2002 году, принадлежит «Газпрому» и «КазМунайГазу», которые владеют по 50% акций). В 2007 году были решены и наиболее важные вопросы по поставкам на Оренбургский ГПЗ газового сырья, его переработке и реализации готовой продукции: «КазРосГаз» и международный консорциум «Карачаганак Петролеум Оперейтинг» подписали договор сроком на 15 лет на поставку на Оренбургский ГПЗ газа с месторождения «Карачаганак». В частности, планируется, что до 2010 года на заводе будет перерабатываться около 8 млрд. кубических метров газа в год, в 2011 году - 12 млрд. кубических метров, а с 2012 года - уже не менее 15 млрд. кубических метров газа ежегодно (в дополнение к 16 млрд. кубическим метрам российского газа, которые уже перерабатываются на Оренбургском ГПЗ). Общий объем инвестиций по данному проекту оценивается в 1 млрд. долларов. На начало 2009 года объем инвестиций «Газпрома» составлял предположительно около 30 млн. долларов.
  • Планы по строительству Каспийского газохимического комплекса (ГКХ) в зоне нефтегазового месторождения «Хвалынское» (Атырауская область, западная часть Казахстана).
Для реализации проекта в 2006 году была создана рабочая группа из представителей «КазМунайГаза» и «ЛУКОЙЛа». Предполагаемая проектная мощность ГКХ - переработка примерно 14 млрд. кубических метров газа ежегодно, включая 9 млрд. кубических метров для выработки товарного метана (первичная переработка) и 5 млрд. кубических метров - для газохимии (в основном производство полиэтилена и полипропилена). Общий объем инвестиций по данному проекту оценивается примерно в 3,6 млрд. долларов. Вопросы долевого участия России и Казахстана в проекте, а также сроки его реализации все еще являются предметом переговоров. Однако перспективы реализации данного проекта представляются неясными, особенно в условиях мирового финансово-экономического кризиса, когда «ЛУКОЙЛ» сокращает свою инвестиционную программу. Трубопроводные проекты
  • Увеличение пропускной способности нефтепровода «Атырау - Самара». Нефтепровод, протяженностью около 700 километров, введен в эксплуатацию в 1970 году с проектной мощностью 10,2 млн. тонн в год. По нему транспортируется нефть с месторождений из западной части Казахстана в Самарскую область России. Затем по системе российских трубопроводов нефть поступает к терминалам Балтийского и Черного морей, а также на рынки стран Европы. К 2002 году пропускная способность трубопровода была доведена до 15 млн. тонн в год за счет применения анти-турбулентных добавок.
Оператором проекта является российское ОАО «Транснефть». На основании подписанного в 2002 году между правительствами России и Казахстана договора о транзите казахстанской нефти через российскую территорию сроком на 15 лет, было принято решение об увеличении пропускной способности нефтепровода с 15 до 25 млн. тонн в год. Предполагаемый срок реализации проекта - 2016 год. Общий объем инвестиций оценивается в 190 млн. долларов, причем Россия и Казахстан вкладывают равные доли. На начало 2009 года объем инвестиций в данный проект мог составить предположительно 76 млн. долларов, включая 38 млн. долларов средств ОАО «Транснефть».
  • Увеличение пропускной способности нефтепровода «Тенгиз -Новороссийск». Нефтепровод, протяженностью около 1510 километров. и пропускной способностью 28,2 млн. тонн в год, введен в эксплуатацию в конце 2001 года. Проектная пропускная способность была достигнута к середине 2004 года. К 2005 году пропускная способность нефтепровода была увеличена до 32 млн. тонн в год за счет применения анти-турбулентных добавок. По трубопроводу нефть с месторождения «Тенгиз» из западной части Казахстана транспортируется к российскому порту Новороссийск (терминал «Южная Озереевка» и далее танкерами через турецкие проливы Босфор и Дарданеллы.
Оператором проекта является международная акционерная компания «Каспийский Трубопроводный Консорциум» (КТК), построившая и эксплуатирующая нефтепровод. Доля России в КТК составляет более 40%: 24% (625 млн. долларов) принадлежат правительству РФ (акции находятся в доверительном управлении ОАО «Транснефть» , и около 20% (520 млн. долларов) - доля частных российских компаний. Изначально проект разрабатывался с таким расчётом, что его пропускная способность при соответствующей реконструкции может быть увеличена примерно до 67 млн. тонн нефти в год. Для этого необходимо построить новые перекачивающие станции, нефтехранилища на терминале в районе г.Новороссийска и установить ещё одно выносное причальное устройство. В 2007 году в России и Казахстане приступили к разработке условий и положения пакетного соглашения по проекту расширения трубопровода «Тенгиз-Новороссийск». Причем, предполагалось, что часть нефти (около 17 млн. тонн только из Казахстана) пойдет по планируемому нефтепроводу «Бургас - Александруполис» (Болгария - Греция) в обход турецких проливов. Однако сроки практической реализации данного проекта пока неясны. Более того, и сама перспектива увеличения пропускной способности нефтепровода «Тенгиз-Новороссийск» сегодня под вопросом. Основные причины - отсутствие гарантий «большой нефти» с шельфа Каспийского моря, снижение глобального спроса на нефть и задолженность консорциума КТК перед кредиторами. По мнению руководства российской компании «Транснефть», возможно даже банкротство международного консорциума.
  • Сотрудничество по транзиту туркменского и узбекского газа через территорию Казахстана по системе действующих трубопроводов - «Средняя Азия - Центр» и «Бухара-Урал».
Магистральный газопровод «Средняя Азия - Центр» (САЦ) протяженностью около 4000 километров, был построен еще в советский период для переброски туркменско-узбекского газа в европейскую часть Советского Союза. Введение его в эксплуатацию производилось поэтапно: с 1966 года (первая нитка) по 1985 год (пятая нитка). Проектная мощность данного газопровода (всех пяти ниток) составляла около 68 млрд. кубических метров в год. В постсоветский период из-за физического износа пропускная способность газопровода «Средняя Азия - Центр» снизилась до уровня не более 50 млрд. кубических метров в год. Магистральный газопровод «Бухара-Урал» протяженностью около 4500 километров, также строился в советское время и был введен в эксплуатацию в 1965 году. Проектная мощность «Бухара - Урал» (двух ниток) составляла 19 млрд. кубических метров в год. Газопровод предназначался для поставок природного газа с месторождения «Газли» (Бухарская область, Узбекистан) в промышленные центры южно-уральского региона России. Однако со временем из-за физического износа пропускная способность данного газопровода снизилась практически до 7 млрд. кубических метров газа в год. Рост объемов газа, закупаемого Россией в первом десятилетии XXI века в Туркменистане и Узбекистане, обуславливал необходимость модернизации действующей сети газопроводов с целью увеличения их пропускной способности. Указанные работы на казахстанском участке с начала 2000-х годов осуществляются компаниями «КазМунайГаз» и ОАО «КазТрансГаз». Оператором проекта является АО «Интергаз Центральная Азия» (100%-ное дочернее предприятие «КазТрансГаза» . После проведения ремонтно-восстановительных работ Казахстан смог в 2008 году довести пропускную способность САЦ до 60 млрд. кубических метров в год. К 2010 году планируется увеличение объемов прокачки уже до 80 млрд., а в дальнейшем - и до 100 млрд. в год. В целом, все работы по увеличению пропускной способности магистральных газопроводов, проходящих по территории Казахстана, осуществляются «КазМунайГазом» и «КазТрансГазом» самостоятельно, без инвестиционного и иного участия России. Но, поскольку газотранспортная система Казахстана объективно является составной частью газотранспортной системы всего постсоветского пространства, то взаимодействие между России и Казахстаном по вопросам транспортировки газа объективно неизбежно. В то же время, в условиях мирового финансово-экономического кризиса и ухудшения финансового состояния российских нефтегазовых компаний, перспективы реализации совместных крупномасштабных проектов по реконструкции действующих магистральных газопроводов представляются неясными. Тем более, что активный поиск государствами Центральной Азии новых импортеров газа и альтернативных маршрутов его экспорта будут сказываться на объемах поставок «голубого топлива» в Россию. Это, в свою очередь, ставит под вопрос целесообразность проведения работ по увеличению пропускных способностей САЦ и «Бухара-Урал».
  • Сотрудничество по транзиту российского газа через Казахстан по трубопроводам «Оренбург - Новопсков» и «Союз».
Магистральные газопроводы «Оренбург-Новопсков» и «Союз» протяженностью 760 километров каждый, проходят параллельно друг другу. Они были ведены в строй в 1976 и в 1978 годах соответственно и предназначались для транспортировки газа с Оренбургского ГПЗ через территорию Уральской области КазССР (северо-западный Казахстан) к газораспределительной станции «Александров-Гай» (г.Александров-Гай, Саратовская область, РСФСР). От станции газ дальше транспортировался на Украину и далее в Европу. Первоначально общая проектная мощность данных газопроводов составляла 42 млрд. кубических метров в год («Оренбург - Новопсков» - 14 млрд. кубических метров, «Союз» - 28 млрд. кубических метров в год). Однако, из-за физического износа пропускная способность данных трубопроводов стала гораздо ниже и составляет порядка 30 млрд. кубических метров в год («Оренбург - Новопсков» - 10 млрд. кубических метров, «Союз» - 20 млрд. кубических метров). В соответствии с соглашением между правительствами РФ и РК о сотрудничестве в газовой отрасли от 28 ноября 2001 года, было принято решение об увеличении объемов транзита российского газа через территорию Казахстана по системе магистральных трубопроводов, в том числе «Оренбург - Новопсков» и «Союз». Для практической реализации намеченных целей казахстанская компания «КазТрансГаз» (КТГ) уже в 2002 году приступила к ремонтно-восстановительным работам на ряде участков указанных газопроводов.
  • Планы по интеграции нефтепроводов «Дружба» и «Адрия».
Магистральный нефтепровод «Дружба» протяженностью около 6000 километров является крупнейшим в мире. Он был введен в строй в 1964 году для поставок нефти из Советского Союза в страны-члены бывшего Совета экономической взаимопомощи (СЭВ). Северный участок нефтепровода «Дружба» проходит через территории России, Белоруссии, Польши и Германии, а южный участок - по территории России, Украины, Словакии, Чехии, Венгрии. Пропускная способность нефтепровода «Дружба» составляет порядка 80 млн. тонн нефти в год. Магистральный нефтепровод «Адрия» представляет собой систему из 2 нефтепроводных участков: один участок (венгерский) проходит по территории Венгрии от города Сазхаломбатты до венгерско-хорватской границы, а другой участок (Ядранский нефтепровод) - от венгерско-хорватской границы по территории Хорватии к порту Омишаль (Хорватия, побережье Адриатического моря). Пропускная способность нефтепроводной системы «Адрия» составляет 15 млн. тонн нефти в год. Москва и Астана рассматривают возможность создания в перспективе нового экспортного направления транспортировки нефти из России и Казахстана на мировые рынки через территорию Европы и морской порт Омишаль. С этой целью предполагается состыковать участок нефтепровода «Дружба» с нефтепроводной системой «Адрия». Это позволило бы значительно увеличить объемы экспорта российско-казахстанской нефти и, что не менее важно, экспортировать нефть в обход турецкого пролива Босфор, уже перегруженного интенсивным движением нефтеналивных танкеров. Однако, перспективы реализации данных планов пока представляются неясными. Проекты по реализации нефтепродуктов В последние годы российские структуры проявляют повышенный интерес к рынку нефтепродуктов Казахстана. Так, компания ОАО «Газпром нефть» (дочерняя структура «Газпрома» уже арендовала в Казахстане 11 нефтебаз и намерена развивать в республике сеть автозаправочных станций. Для этого в Казахстане во второй половине 2007 года было создано предприятие ООО «Газпром нефть - Казахстан». Уже в 2008 году в Казахстан в среднем стало поступать около 25-30 тыс. тонн нефтепродуктов ежемесячно. Однако трудно прогнозировать возможные масштабы присутствия России на казахстанском рынке нефтепродуктов в будущем, поскольку этот рынок является весьма привлекательным и для многих других компаний, в том числе национальных. Российские структуры, скорее всего, столкнутся с достаточно жесткой конкуренцией, в первую очередь, с казахстанскими компаниями. Это тем более вероятно, что Казахстан, в отличие, например, от Кыргызстана и Таджикистана, располагает и ресурсной базой, и определенными инвестиционными возможностями. В частности, к 2010 году только «КазМунайГаз» планировал увеличить сеть АЗС в Казахстане более чем 2 раза, доведя свою долю на рынке нефтепродуктов до 16%. http://www.easttime.ru/analitic/1/3/709.html
Теги: Казахстан

Поделиться: