Русский мир Латвии в условиях дефицита демократии: состояние и перспективы развития

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Для того, чтобы осознать всю серьезность такой постановки вопроса, нужно сразу сказать, что Латвийское государство сохраняет курс на раскол латвийского общества по национальному признаку и строительство утопической «Латышской Латвии». В основе этого курса лежит принятое Верховным Советом ЛР 15 октября 1991 года постановление «О восстановлении прав гражданства и основных условиях натурализации», которое стало исходной точкой для формирования в Латвии «долговременного дефицита демократии» (оценка Парламентской Ассамблеи Совета Европы от 8 ноября 2002 года).
Русский мир Латвии в условиях дефицита демократии: состояние и перспективы развития

В.И.Гущин

11 июля в Доме Москвы в Риге работала 2-я конференция организаций российских соотечественников «Русский мир Латвии в первом десятилетии XXI века: состояние и тенденции развития». По общему мнению, с организационной точки зрения конференция удалась. Организаторы на этот раз предусмотрели небольшое по времени первое пленарное заседание, отказавшись от большого числа приветствий, а основное время отвели для работы в четырех секциях, после чего, опять же в рамках непродолжительного по времени второго пленарного заседания, обсудили Итоговую резолюцию и приняли Рекомендации к ней от каждой из секций. В итоге на конференции выступило максимальное количество участников, а обсуждение носило исключительно деловой и конкретный характер. То есть и с содержательной точки зрения можно говорить, что конференция получилась. И все же, характеризуя 2-ую конференцию российских соотечественников Латвии, не хотелось бы ограничиться лишь приведенными выше оценками, поскольку главное не в том, насколько организационно успешно была организована конференция, а в том, насколько ее решения способствуют преодолению той кризисной ситуации, в которой российские соотечественники Латвии находятся все 18 лет существования независимого Латвийского государства. Главное в том, могут ли эти решения хоть как-то влиять на национальную политику правящей элиты или же их результативность такова, что о них забывают уже на следующий день после конференции. Иными словами, влияет ли хоть как-то гражданское общество Латвии, а российские соотечественники - его неотъемлемая часть, на политику правящей элиты или же все разговоры о таком влиянии - просто самообман.

Главное - равные права

Для того, чтобы осознать всю серьезность такой постановки вопроса, нужно сразу сказать, что Латвийское государство сохраняет курс на раскол латвийского общества по национальному признаку и строительство утопической «Латышской Латвии».

В основе этого курса лежит принятое Верховным Советом ЛР 15 октября 1991 года постановление «О восстановлении прав гражданства и основных условиях натурализации», которое стало исходной точкой для формирования в Латвии «долговременного дефицита демократии» (оценка Парламентской Ассамблеи Совета Европы от 8 ноября 2002 года).

Суть долговременного дефицита демократии в том, что решение Верховного Совета поделить население Латвии на граждан и лиц без латвийского гражданства создало основы для проведения не всеобщих и недемократических выборов в сейм и местные органы власти, а после вступления Латвии в ЕС 1 мая 2004 года - и в Европарламент. Этим решением праворадикальная в национальном вопросе латышская правящая элита не только заранее обеспечила себе преимущества на выборах (в докризисный период, т.е. до 2008 года, эти преимущества почти всегда гарантировали победу), но и создала условия для принятия этнического законодательства и утверждения недемократической идеологии. На этой основе была создана и сохраняется система «кражи государства» правящей элитой. На этой основе осуществляется ревизия итогов Второй мировой войны и проводится курс на политическую реабилитацию Латышского добровольческого легиона СС, что неотделимо от политической реабилитации нацизма и фашизма.

Для национальных меньшинств правовые последствия принятия постановления ВС ЛР от 15 октября 1991 года уместно сравнивать с последствиями государственного переворота 15 мая 1934 года - оба этих события создали условия для ликвидации или блокирования возможностей демократического решения вопросов, связанных с соблюдением прав национальных меньшинств и в первую очередь с сохранением и развитием языка и культуры русской общины Латвии.

6 июня в Латвии, государстве Евросоюза, состоялись очередные выборы в местные органы власти. К сожалению, постоянные жители Латвии, являющиеся законопослушными налогоплательщиками, но имеющие статус неграждан и иностранцев, в очередной раз не имели права участвовать в этих выборах, хотя они или родились, или проживают в стране десятки лет.

Одновременно с выборами местных органов власти 6 июня в Латвии состоялись и выборы депутатов Европарламента. Несмотря на то, что количество депутатов для Латвии было определено исходя из всего населения страны, т.е. как граждан, так и неграждан, неграждане, как и в 2004 году, когда проходили первые после вступления в Евросоюз выборы, вновь были лишены права участвовать в выборах Европейского парламента.

Предвидя эту ситуацию, 9 общественных организаций еще до выборов подготовили Заявление, которое сразу после выборов направили президенту Европейского парламента и президенту Конгресса местных и региональных властей Совета Европы. В этом Заявлении выражалась поддержка рекомендациям ПАСЕ, ОБСЕ и ООН о необходимости устранения в Латвии долговременного дефицита демократии и, кроме того, говорилось, что состоявшиеся 6 июня 2009 года в Латвии выборы в местные органы власти и Европейский парламент не отвечают принятым в Европе стандартам демократии. Также в письме содержался призыв к Европейскому парламенту и Конгрессу местных и региональных властей Совета Европы обеспечить проведение в Латвии действительно демократических выборов в местные органы власти и Европарламент, т.е. с участием всех жителей страны.

Упомянутое Заявление было направлено в ПАСЕ, ОБСЕ, ООН, Конгресс местных и региональных властей Совета Европы, посольства иностранных государств в Латвии, передано депутатам Европарламента, а также в СМИ Латвии, России и стран Европы. Обращение поддержали около 60 делегатов из 41 страны мира, принимавших участие в проходившей в Москве 4 - 5 июня этого года конференции «Успешные соотечественники». Солидарность выразили также липоване Румынии, Союз российских соотечественников Таджикистана, Институт стран СНГ.

Как сохранить русскую школу?

Тема выборов на конференции отдельно не рассматривалась, но ее значимость при обсуждении различных вопросов, конечно же, учитывалась всеми участниками. Можно говорить, что эта тема неким фоном стояла как огромный камень или как огромное бревно, которое и не обойти, и не объехать.

Среди вопросов, обсуждавшихся на конференции, в очередной раз была тема «Русский язык и русская культура в Латвии». И это не случайно. Одним из главных результатов так называемой «реформы образования национальных меньшинств» стали не только ликвидация русских потоков в госвузах и политически-демонстративное закрытие Рижского авиационного университета, но и прекращение подготовки учителей-предметников для русских школ, а также резкое сокращение численности школ с русским языком обучения. Так, если в 1998/99 учебном году русских школ в Латвии насчитывалось 195, а двухпоточных (латышско-русских) школ было 145, то к 2007/08 учебному году русских школ осталось 119 (минус 76 школ), а двухпоточных - 93 (минус 52). Итого - минус 128 школ, в которых обучение велось на русском языке.

И это далеко не последние изменения. Накануне конференции в правительстве, со ссылкой на экономический и демографический кризисы, активно обсуждался вопрос о закрытии еще нескольких десятков школ. Нацрадикал Дзинтарс Абикис в газете «Latvijas Avīze» прямо заявил, что в Риге, где сосредоточено наибольшее число русских школ, их количество должно быть уменьшено на четверть. Глядишь, после этого Рига наконец-то станет латышским городом.

К сожалению, этот сценарий стал претворяться в жизнь уже сразу после конференции. И к 1 сентября 2009 года только в Риге были ликвидированы еще 10 школ, в том числе 9 школ с русским языком обучения. А всего по Латвии были ликвидированы 59 латышских и русских школ. В Риге в результате без работы остались 303 педагога. Вынуждены были проститься со школой и 570 учителей пенсионного возраста. И это только начало. В 2010 - 2011 годах реорганизация сети школ будет продолжена.

Ясно, что очередная реорганизация школ является результатом в первую очередь не мирового экономического кризиса, от которого Латвия пострадала, наверное, больше всех других стран, а того антинародного политического и экономического курса, который правящая элита Латвии избрала в 1991 году. Ликвидация промышленности и сельскохозяйственного производства, отказ от социально ориентированной государственной политики не могли не привести к массовому бегству населения из страны и углублению демографического кризиса. В итоге только за последнее десятилетие количество школьников уменьшилось на треть - с 348 до 228 тысяч. Из-за фактически официально принятой в государстве политики русофобии под особо сильным ударом оказалась русская школа. Так что на вопрос «Как в этих условиях сохранить русскую школу?» ответ может быть только один - нужно изменить политико-экономическую стратегию развития Латвийского государства. А без возврата к всеобщим выборам такое изменение практически невозможно.

До тех пор пока стратегия остается прежней, никого не должно удивлять, что решение о закрытии русских школ в Риге в принципе не зависит от того, кто находится у власти - нацрадикал Янис Биркс или новоизбранный председатель политического объединения «Центр согласия» Нил Ушаков. Но на Ушакова, конечно, ложится намного большая политическая ответственность, ведь он все же русский мэр. И целый ряд организаций российских соотечественников (Ассоциация русской культуры, образования и науки; Латвийская ассоциация в поддержку школ с русским языком обучения) призывали его не торопиться при решении столь непростого вопроса.

Российские соотечественники и власть

Кстати, на конференции соотечественников Нил Ушаков отсутствовал. Не было на конференции и многих других видных представителей политического объединения «Центр согласия». А их участие в работе конференции было необходимо. С кем же еще российским соотечественникам решать пресловутые «русские» вопросы, как не со своими депутатами.

Нужно сказать, что Совет общественных организаций Латвии - организатор конференции - постоянно стучится в двери властных кабинетов. Немалый опыт в этом отношении накоплен у «Союза граждан и неграждан», который на протяжении ряда лет вел переписку с государственными институциями по вопросу предоставления негражданам права участвовать в выборах местных органов власти. В январе этого года общественная организация «Гуманитарная перспектива» обратилась к президенту Латвии Валдису Затлерсу с просьбой принять делегацию Совета общественных организаций и обсудить этот вопрос в рамках официальной встречи. К сожалению, как В.Б.Соколов, руководитель «Союза граждан и неграждан», получал лишь формальные отписки на свои письма, так и Е.Кривцова, руководитель «Гуманитарной перспективы», получила ответ, что В.Затлерс не видит необходимости в такой встрече.

Но с Нилом Ушаковым, мэром Риги, встреча состоялась. И состоялась она по инициативе самого мэра. 6 августа Нил Ушаков специально пригласил представителей организаций российских соотечественников, чтобы объяснить позицию Рижской думы по вопросу закрытия русских школ: по его мнению, в условиях, когда МОН на 40 процентов сократил финансирование школ, другого выхода просто не было.

Кроме реорганизации школ, на встрече также обсуждались другие вопросы: 1) о создании Консультативного совета национальных меньшинств при Рижской думе; 2) о выделении Рижской думой здания для Русского культурного центра в Риге; 3) о поддержке Рижской думой Общественной премии «Признание», Международного театрального фестиваля «Русская классика», Праздника русского образования и русской культуры «Татьянин день», конкурса ЛАПРЯЛ «Лучший учитель года»; 4) об открытии памятника А.С.Пушкину в Риге; 5) об открытии мемориальных досок в честь матери Марии на ул. Элизабетес и писателя В.С.Пикуля на ул. Тербатас; 6) об участии Рижской думы в организации в апреле 2010 года 2-й международной научной конференции «Вторая Мировая война и страны Балтии. 1939 - 1945 гг.»; 7) о памятнике Освободителям Риги (его состояние и статус); 8) о сотрудничестве общественных организаций, Рижской думы и правительств Москвы, Санкт-Петербурга и мэрии Вятки.

В истории Второй Латвийской республики эта встреча руководителей организаций российских соотечественников с мэром Риги - первый случай, когда председатель Рижской думы принимает представителей нелатышской общины. Латышская пресса немало пошумела по этому поводу, заявляя, что рижский мэр чуть ли не предатель интересов латышской нации. Но на самом деле речь идет всего лишь о возобновлении давно прерванного диалога власти с нелатышской общиной. Главное сегодня, чтобы этот диалог опять не превратился в псевдодиалог, к чему все уже давно привыкли.

Российские соотечественники и политические партии

На конференции соотечественников отмечалось, что в своей работе Совет общественных организаций Латвии опирается на две политические партии - партию «За права человека в единой Латвии» (ЗаПЧЕЛ) и политическое объединение «Центр согласия».

Если представители ЗаПЧЕЛ всегда активно участвовали и участвуют в заседаниях и мероприятиях Совета, то сотрудничество с политическим объединением «Центр согласия» стало налаживаться только в течение последнего года и касалось главным образом мероприятий по программе празднования 65-й годовщины освобождения Латвии от фашизма. При этом следует признать, что вклад «Центра согласия» в реализацию этой программы оказался очень значительным.

Однако оценивая сотрудничество Совета общественных организаций и политических партий в целом, нужно отметить, что потенциал этого сотрудничества используется пока далеко не в полном объеме. Сохраняющееся недоверие ЗаПЧЕЛ и «Центра согласия» по отношению друг к другу, увы, автоматически переносится и на отношения с ними Совета общественных организаций. Один лишь пример: на состоявшийся 22 августа очередной съезд Партии народного согласия (эта партия входит в объединение «Центр согласия») никто из представителей Совета общественных организаций Латвии приглашен не был и мнение Совета по вопросу развития сотрудничества с политическими партиями заслушано не было. Увы, этот случай не исключение, а обычная практика в отношениях политических партий демократической оппозиции и общественных организаций российских соотечественников. Партии, к сожалению, не прислушиваются к мнению общественных организаций. И в предвыборных списках политических партий присутствие представителей общественных организаций - явление крайне редкое. Такие взаимоотношения общественных организаций российских соотечественников и политических партий демократической оппозиции не укрепляют ни общественные организации, ни политические партии.

Консолидация продолжается

Одной из главных тем на 2-й конференции российских соотечественников стала тема консолидации. Сегодня этот процесс понимается главным образом как укрепление сотрудничества между общественными организациями. В течение прошедшего года особенно успешно сотрудничество развивалось в деле организации празднования 65-й годовщины освобождения Латвии от фашизма. Практически во всех городах Латвии были созданы оргкомитеты по организации празднования, а на уровне республики работу возглавил общереспубликанский комитет «Победа-65», руководителем которого был избран председатель Латвийской ассоциации борцов антигитлеровской коалиции Г.Т.Шадрин.

На конференции была поставлена задача до лета 2010 года обсудить в организациях вопрос о создании Союза, объединяющего все или большинство общественных организаций российских соотечественников Латвии. Юридический статус организаций - членов Союза при этом должен остаться прежним, т.е. все они должны сохранить статус самостоятельного юридического лица. Но работа организаций российских соотечественников должна в результате стать еще более согласованной и скоординированной.

Задача консолидации организаций российских соотечественников подразумевает активизацию этого процесса не только внутри страны, но и на уровне стран Балтии, а также Европы. Относительно второго уровня, т.е. консолидации деятельности организаций российских соотечественников стран Балтии, можно говорить, что мы находимся лишь в начале пути. Созданная на состоявшейся в августе 2008 года Региональной конференции российских соотечественников стран Балтии Рабочая группа по вопросам образования в течение прошедшего года собиралась всего один раз. Начатая работа по этому направлению фактически застопорилась. Сейчас обсуждается вопрос о согласовании мероприятий, посвященных празднованию 65-й годовщины освобождения Прибалтики от фашизма, между латвийским и эстонским оргкомитетами. Литва, к сожалению, в этой работе пока никак себя не проявила.

Что касается сотрудничества Совета общественных организаций Латвии и общественных организаций европейских стран, то есть третьего уровня консолидации, то и здесь имеющиеся ресурсы используются пока далеко не в полном объеме. К примеру, достаточно активно развивается сотрудничество антифашистских организаций стран Балтии, Скандинавии и Польши (в марте 2009 года в Риге состоялась международная антифашистская конференция, а в августе в Айзкраукле - слет антифашистов Латвии, Литвы, Эстонии, Финляндии и Польши), но до сих пор нет никаких отношений между Советом общественных организаций Латвии и Европейским русским альянсом Татьяны Жданок.

Российские соотечественники Латвии и Россия

Нет необходимости говорить, что, начиная со Всемирного конгресса российских соотечественников в Санкт-Петербурге (октябрь 2006 года), сотрудничество российских соотечественников Латвии и России стало намного более активным и конструктивным. Самое главное - это сотрудничество постепенно приобретает характер реального партнерства.

Одновременно остается целый ряд нерешенных вопросов, которые, возможно, следовало бы обсудить на предстоящем в декабре этого года в Москве 2-м Всемирном конгрессе соотечественников.

Важнейший из них - формирование общественного мнения как в России, так и в мире в направлении признания недопустимости сохранения ситуации дефицита демократии в Латвии, Эстонии и других странах, возникших после распада СССР. Без решения этого вопроса сохранение позиций русского языка и русской культуры, в частности в Латвии, становится проблематичным. Позиция самой России по этому вопросу должна быть последовательной и носить наступательный характер. В известных пределах в решении этого вопроса могла бы, очевидно, участвовать и русская Православная церковь. Заявление Святейшего патриарха Московского и всея Руси Кирилла о недопустимости насильственной ассимиляции проживающих за пределами России русских - яркое тому подтверждение. В Латвии православная церковь таких ясных и консолидирующих русскую общину заявлений пока не делает.

Второй важнейший вопрос - противодействие попыткам ревизии итогов Второй Мировой войны. Совершенно очевидно, что эта работа не должна закончиться после празднования 65-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне в мае 2010 года. Наоборот, должна быть принята постоянно действующая программа мер, направленных на защиту исторической справедливости. Важное место в этой программе должно занять издание книг по истории войны, а также истории послевоенного Советского Союза в переводе на крупнейшие иностранные языки, а также языки стран Балтии и Украины.

Среди других важнейших вопросов - продолжение консолидации организаций российских соотечественников, укрепление молодежных организаций, развитие сотрудничества с политическими партиями демократической оппозиции и органами власти.


Теги: Латвия

Поделиться: