Юлия Якушева: Проблемы и перспективы расширения ШОС

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Шанхайская организация сотрудничества является уникальным примером интеграционного образования на постсоветском пространстве, не предполагающим наличия государства-лидера в своем составе и построенном по схеме так называемой кооперационной безопасности. Это, а также нестабильная геополитическая ситуация в центрально-азиатском регионе способствует тяготению стран Центральной Азии и их ближайших соседей к ШОС, ставя на повестку дня вопрос о вовлечении в состав организации новых участников.
Юлия Якушева: Проблемы и перспективы  расширения ШОС

Проблемы и перспективы расширения ШОС

Шанхайская организация сотрудничества является уникальным примером интеграционного образования на постсоветском пространстве, не предполагающим наличия государства-лидера в своем составе и построенном по схеме так называемой кооперационной безопасности. Это, а также нестабильная геополитическая ситуация в центрально-азиатском регионе способствует тяготению стран Центральной Азии и их ближайших соседей к ШОС, ставя на повестку дня вопрос о вовлечении в состав организации новых участников.

Проблема возможного расширения Шанхайской организации тесно связана с различными трактовками приоритетов, стоящих перед ней. ШОС не удалось добиться четкого и единого для всех государств-участников понимания собственного курса развития. Сейчас, проблема «трех зол», сплотившая шесть государств в 2001 г., в значительной мере утратила свою актуальность. Общей для всех стран организации осталась только проблема религиозного экстремизма. Ощущая потребность ШОС в самоопределении каждая из стран-участниц организации, особенно крупные игроки - Россия и Китай, по-разному представляют себе будущее «Шанхайской шестерки». Так, Россия склоняется к формированию модели ШОС по типу «азиатской НАТО», где политическая составляющая и проблемы безопасности будут превалировать над экономическим сектором. Китай же заинтересован в развитии экономического сотрудничества, что позволит ему при помощи механизмов ШОС реализовать долгосрочную стратегию в Центральной Азии и форсировать экономическую интеграцию в регионе, естественно, под собственной эгидой. Остальные участники организации получают возможность строить свою политическую деятельность на столкновении интересов Москвы и Пекина. Исходя из вышесказанного, зададимся вопросом: сможет ли принятие в ШОС новых членов способствовать сглаживанию противоречий внутри организации?

Согласно Хартии и всем уставным документам ШОС, организация носит открытый характер. Однако на сегодняшний день в Шанхайской организации действует мораторий на вступление новых членов, действие которого уполномоченными лицами объясняется необходимостью совершенствования законодательной базы и разработки механизмов расширения организации. Представляется, что официальная позиция по этому вопросу вряд ли отражает действительные настроения внутри ШОС, и осторожность членов «шанхайской пятерки» в вопросе расширения состава участников объединения, по-видимому, обусловлена и причинами другого характера. В первую очередь, задачей для ШОС «сохраниться при любом составе национальных правительств» [1] .

Рассмотрим побудительные мотивы и реальные возможности участия в организации наиболее перспективных государств-претендентов на членство в ШОС, среди которых обозначим Исламскую Республику Иран, Индию и Пакистан. Общим привлекательным аспектом для всех этих азиатских государств является стремление развивать и укреплять сотрудничество в области энергетики. Страны-претенденты на членство в ШОС выражают, в частности, заинтересованность в работе энергетического клуба ШОС, создание которого должно стать важным элементом формируемой в рамках Шанхайской организации системы безопасности, касающейся и энергетической сферы.

Сотрудничество в области энергетики является одной из целей, побуждающих Иран , расширить состав «Шанхайской шестерки» за счет своего участием, о чем свидетельствует визит на Бишкекский саммит ШОС в августе 2007 года Президента Иранской Республики Махмуда Ахмадинеджада. Однако заинтересованность Ирана в ШОС объясняется еще и желанием Тегерана продвигать свои интересы в Центральной Азии. Помимо прочего, членство в ШОС для Ирана - это еще и возможность выйти из положения международной изоляции, в котором он оказался благодаря Соединенным Штатам.

Несмотря на то, что Иран не может быть не интересен Шанхайской организации как один из крупнейших мировых энергопроизводителей, ключевые игроки организации вряд ли пойдут на ухудшение отношений с США, неизбежно последующее в случае сближения ШОС с Ираном. Не секрет, что соперничество ШОС и западных военно-политических структур существует в Центральной Азии априори. Однако и Россия, и Китай понимают, что усиление конфронтации с Америкой приведет к еще большей политической дестабилизации в центрально-азиатском регионе и не способствует конструктивному решению проблем безопасности и взаимодействия в экономической сфере. Все это делает перспективы принятия Ирана в состав Шанхайской организации довольно призрачными.

Сценарий расширения ШОС за счет Пакистана или Индии также выглядит маловероятным. Пакистан, участие которого в ШОС могло бы позитивным образом сказаться на решении проблемы религиозного экстремизма в регионе, не сможет стать ведущим игроков в Центральной Азии. Данное утверждение основано на том, что Исламабад не обладает финансовыми и материальными ресурсами для поддержания развития энергетической отрасли стран ШОС. Негативным образом на возможности участия Пакистана в ШОС влияет и отсутствие у Пакистана общих границ с центрально-азиатскими странами. Страны Центральной Азии от Пакистана отделяет территория вечно неспокойного Афганистана, что делает затруднительным использование Пакистана в маршруте экспорта нефти и газа из центрально-азиатских стран на внешние рынки. Важным аргументом против вступления Пакистана в состав ШОС является и позиция России, традиционно не воспринимающей Пакистан как «друга». Формирование подобного восприятия Пакистана относится, по-видимому, ко времени советско-афганского конфликта, когда Исламабад оказывал поддержку моджахедам. И, несмотря на то, что сейчас отношения между Россией и Пакистаном формально нормализованы, Москва видит в Исламабаде скорее союзника Китая.

Большие возможности стать членом Шанхайской организации имела Индия, государство, с быстро растущей экономикой и обладающее огромным международным авторитетом. Однако, если Пакистан считается другом Китая, то Индия традиционно воспринимается как ближайший союзник России. Это во многом субъективное восприятие является одним из основных поводов невозможности вступления в ШОС Индии и Пакистана по отдельности - для сохранения баланса сил внутри организации нужно либо сохранить статус-кво, при котором ни Россия, ни Китай не обладают определяющим весом в ШОС, либо принять в ШОС и Пакистан, и Индию. Но о совместном участии в Шанхайской организации двух региональных конкурентов речь пока не идет.

Таким образом, принятие в ШОС той или иной страны-претендента, лишь усугубит внутренние противоречия, существующие между членами организации. На данном этапе интеграция и расширение являются для ШОС взаимоисключающими понятиями уже потому, что перед организацией по-прежнему остро стоит проблема самоопределения, нахождения ориентира дальнейшего развития. Однако станет ли ШОС военно-политическим блоком, либо в ней возобладают экономическая направленность, для принятия конструктивных решений внутри организации необходимо, прежде всего, усиливать взаимодействие между Китаем и Россией.

[1] Мочульский А.Ф. Об аналитической записке ЦИВА «Шанхайская организация сотрудничества: структурное оформление и перспективы развития»/Аналитические доклады научно-координационного совета по международным исследованиям МГИМО (У) МИД России. Вып.16. М., 2006. С.19

Теги: Казахстан

Поделиться: