О КАСПИИ ШЕПОТОМ

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Минувшая политическая неделя прошла под знаком Каспия. Саммит глав четырех прикаспийских государств (России, Азербайджана, Туркменистана и Казахстана) в Актау, казалось бы, должен был ответить на множество спорных вопросов относительно статуса моря и взаимоотношений между приморскими странами. Интрига была закручена на самом факте неприглашения Ирана на встречу президентов, а также в скорости созыва саммита. Однако ни то, ни другое к прорыву не привело.
О КАСПИИ ШЕПОТОМ
Минувшая политическая неделя прошла под знаком Каспия. Саммит глав четырех прикаспийских государств (России, Азербайджана, Туркменистана и Казахстана) в Актау, казалось бы, должен был ответить на множество спорных вопросов относительно статуса моря и взаимоотношений между приморскими странами. Интрига была закручена на самом факте неприглашения Ирана на встречу президентов, а также в скорости созыва саммита. Однако ни то, ни другое к прорыву не привело. Тегеран болезненно воспринял объявление о проведении саммита без своего участия. Мотивировка каспийской встречи, что статусные вопросы можно решать в формате СНГ вызвала очень острую реакцию. Послы стран четверки были вызваны в иранский МИД, где им были переданы ноты протеста. Сам же глава внешнеполитического ведомства Ирана Манучехр Моттаки сделал беспрецедентное заявление о нелегальности саммита и напомнил о прежних решениях президентов о необходимости согласования статусных вопросов с участием всех пяти прикаспийских стран. На таком нервозном фоне дипломатической атаки Тегерана лидерам четверки не оставалось ничего, кроме как начать саммит с подтверждения приверженности пятисторонним форматам и фактического отказа от обсуждения каспийской тематики за спиной Ирана. Хозяин саммита Нурсултан Назарбаев заявил, что четыре президента «не будут обсуждать проблематику Каспийского моря». «Последний раз мы обсуждали эту проблематику в Тегеране и приняли решение вновь встретиться в Баку. Надеюсь, что с участием иранской стороны мы все соберемся в скором времени и обсудим для всех нас важные вопросы», - сказал Назарбаев. Лидеры Туркмении и Азербайджана поддержали позицию российского и казахстанского коллег. «Вопросы Каспийского моря хорошо было бы рассматривать в пятистороннем формате, то есть с участием Ирана. Но у нас есть много других вопросов, которые носят региональный характер», - заявил Гурбангулы Бердымухамедов. Ильхам Алиев в свою очередь заверил коллег, что Баку активно готовится к проведению саммита прикаспийских государств. «Хотелось бы, чтобы мы подошли к саммиту в Баку с конкретными решениями, чтобы этот саммит, как и тегеранский, был шагом вперед», - сказал президент Азербайджана. Он выразил уверенность в том, что «решения тегеранского саммита, их реализация приведут к тому, что вопросы делимитации Каспийского моря будут успешно решены в духе дружбы и добрососедства». Ильхам Алиев покинул саммит в Актау сразу после его окончания, и тема азербайджано-туркменского диалога осталась за кадром. Насколько заявления глав государств, адресованные Ирану, были искренними, покажет развитие событий на «каспийском фронте» в ближайшие месяцы. Конечно, все заверения о том, что главам четырех прикаспийских государств есть что обсуждать и без статусной тематики, кажутся несколько наивными. Экономические проекты в рамках каспийской акватории, безусловно, знаковые элементы, но без разрешения статусных вопросов многие из них нереализуемы. Можно утверждать, что президенты четверки в закрытой беседе предметно обсуждали каспийскую тематику в ракурсе правовой составляющей статуса моря, и мнение Ирана для них было не указ. России, Казахстану и Азербайджану, уже оформившим тройственное соглашение по Каспию, было необходимо убедить Туркменистан присоединиться к тройке и тем самым оставить Иран в изоляции. Только такие условия могут подвигнуть тегеранских руководителей начать конструктивный диалог по разделу акватории моря по прежде существовавшим линиям разделения. Однако для СМИ была распространена иная информация, транслировавшая слова Дмитрия Медведева. Он перевел внимание на проблемы мировой экономики и место региона в кооперативных связях - президенты обсуждали, в том числе, подготовку к предстоящей сессии Генеральной ассамблеи ООН, саммиту «двадцатки» в Питтсбурге и заседанию глав государств членов СНГ в Кишиневе. Мировой кризис и предстоящие дискуссии в ООН и Питтсбурге очень важны, но созывать для этого встречу прикаспийской четверки для Москвы слишком расточительно по времени и политическим задачам. Отвлекающий маневр, рассчитанный на умиротворение Ирана, может сработать лишь как временный. Если обнародования решений четверки по каспийской тематике придется подождать, то часть вопросов двустороннего характера Москве удалось разрешить, не скрывая итоги. После полугодового перерыва Москва вновь смогла наладить конструктивный диалог с Ашхабадом. После Актау президент России отправился на рандеву с туркменским коллегой в другой каспийский город - Туркменбаши. Там было объявлено, что все вопросы, связанные с возобновлением поставок туркменского газа «Газпрому», решены. Заявление об этом сделал сам Гурбангулы Бердымухамедов. С начала апреля этого года после аварии на туркменском участке газопровода САЦ-4 Россия прекратила закупку туркменского газа. Ашхабад оказался перед проблемой сбыта примерно двух третей своего энергоносителя. Все это создало большие проблемы для экономики страны и заставило интенсивней искать пути диверсификации поставок газа. Возобновление диалога с Ашхабадом не означает, что Москва полностью прощена и весь массив туркменского газа пойдет вновь через Россию. Президент Туркмении подчеркнул интерес страны к трубопроводу «Набукко», лоббируемому Евросоюзом и встретившим резкое оппонирование России. К концу года будет завершено строительство трубопроводов в Иран и Китай, по которым туркменское топливо потечет к новым потребителям. За туркменским газом на этой неделе в Ашхабад приедет и президент Украины Виктор Ющенко. Он вновь постарается выйти на прямые соглашения с центрально-азиатским государством и тем самым заработать очки для политической схватки на родине за очередной президентский срок. В 1990-е Украина напрямую приобретала весь экспортируемый туркменский газ в объеме около 35 миллиардов кубометров в год. В начале 2000-х «Газпром» взял на себя роль реэкспортера, где главным покупателем этого объема выступает Киев. Что касается прикаспийского трубопровода, то его строительство может начаться не ранее чем в середине следующего года. Казахстан, по территории которого должна пройти труба из Туркмении в Россию, объявил, что завершит разработку проектно-технической документации трубы в начале будущего года. Однако до строительства трубы предстоит разрешить множество других вопросов, касающихся доставки туркменского газа с восточных месторождений в западную часть страны. Здесь вновь в дело вмешивается геополитика. Россия не уверена, что новая транстуркменская труба не будет использована для наполнения возможного транскаспийского трубопровода по дну Каспия и дальнейшего транзита туркменского газа в Европу через Азербайджан, Грузию и Турцию, минуя Россию. Подтверждением же восстановления отношений Ашхабада и Москвы можно считать заключение нового газового соглашения между российской компанией «Итера» и туркменскими партнерами. Он договорились совместно разрабатывать нефтегазовое месторождение «21-й блок» на шельфе Каспийского моря. Из-за отсутствия опыта морского бурения у «Итеры» к контракту присоединится еще одна российская компания – «Зарубежнефть». По словам председателя правления «Итеры» Игоря Макарова, на блоке ожидается добыча примерно 160 миллионов тонн нефти и 60 миллиардов кубометров попутного газа. В случае необходимости Туркмения также выразила готовность оказать помощь России в поставках электроэнергии, и компенсации трудностей возникших в связи с аварией на Саяно-Шушенской ГЭС в России. Автор: Евгений Кришталев специально для ВК

Поделиться: