Мураталиева Н.Т.: Проблемы кыргызской трудовой миграции в России

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Повысить уровень знаний о правах и обязанностях лиц, выезжающих за пределы Кыргызской Республики.Это могут быть различного рода памятки для населения, телефон горячей линии, либо бесплатные консультации для людей, желающих выехать с целью трудовой миграции. Также можно выпустить брошюры, в которых будут указаны сведения о том, какими правами обладает мигрант и что обязан делать, чтобы не нарушать законы страны пребывания, справочные материалы с выдержками из законов, адреса и телефоны посольств, консульских учреждений Кыргызстана в разных городах России.Говорить о том, что процесс трудовой миграции сократится в ближайшее время, не приходится.
Мураталиева Н.Т.: Проблемы кыргызской трудовой миграции в России
Проблемой трудовой миграции занимается практически любое государство мира. Ведь параллельно с процессом передвижения населения идет перемещение денежных ресурсов, культурное взаимодействие и взаимовлияние. К примеру, Западная Европа обеспокоена массовым притоком иммигрантов из мусульманских стран, что приводит к проблеме сосуществования коренного населения с переселенцами. Не исключение и Россия, которая сталкивается с проблемой притока мигрантов из стран Центральной Азии. В Кыргызстане проблема миграции стоит также остро и рассматривается в первую очередь в ракурсе оттока трудоспособного населения. Итак, большинство мигрантов Кыргызстана выезжают в Россию с целью трудоустройства. С какими же проблемами сталкиваются кыргызстанцы на территории иностранного государства? Уделяет ли правительство Кыргызстана должное внимание проблемам эмигрантов в России и как можно их решить? В первую очередь, по прибытии в Россию кыргызстанцы сталкиваются с проблемой регистрации. С 15 января 2007 года вступили в силу два российских Федеральных Закона "О миграционном учете иностранных граждан" и "О внесении изменений в Закон о правовом положении иностранных граждан". В соответствии с данным законом, отменена обязательная регистрация в миграционной службе как для кыргызстанцев, так и для других граждан СНГ, имеющих безвизовый режим въезда в Россию. Теперь вместо разрешительной системы введена уведомительная система постановки на учет. По данной процедуре в течение 3 рабочих дней принимающая сторона, т.е. владелец жилого помещения или работодатель, должна поставить прибывшего к нему мигранта на учет на 90 дней по месту пребывания. Однако, как показывает практика, трех дней для осуществления всей этой процедуры оказывается для граждан Кыргызстана не достаточно. Данная процедура хоть и упрощена, но все-таки бюрократизирована. Сложно выполнить все те условия, которые необходимы для регистрации. Например, мигрант должен иметь хотя бы временную прописку в одной из квартир в месте проживания. Никто из местных жителей не готов тут же дать ему этот документ. Многие мигранты, опасаясь не успеть встать на учет, идут в обход правовому полю и пытаются решить данную проблему незаконными способами. По сути, если мигранты выполнили все условия страны пребывания по регистрации, они автоматически становятся социально защищенными, если нет, то любой сотрудник милиции может их арестовать, подвергнуть задержанию и изоляции. Вторая проблема связана с получением разрешения на работу. Для трудоустройства в России необходимо оформить в органах миграционной службы разрешение на работу, которое должно быть получено в течение 10 рабочих дней. Отказ в приеме на работу может поступить, если иностранец более двух раз в году подвергался административному наказанию, имеет судимость либо представил ложные сведения. Как правило, среди приезжающих кыргызстанцев судимых нет, а вот административные нарушения некоторые из них имеют. Также эмигрант должен иметь официальное приглашение от работодателя и трудовой контракт, но все эти вопросы трудовыми мигрантами фактически игнорируются, потому что многие из них - люди из далеких сел, не имеющие высшего образования и не имеющие представления о порядке въезда на территорию иностранного государства. Далее весьма актуально стоит вопрос поиска жилья. Не имея средств, мигрантам приходится жить в условиях, не совместимых с нормальной жизнедеятельностью человека. Однако решить данную проблему, учитывая дороговизну недвижимости в России, представляется весьма сложно. Отсутствие знаний законов Российской Федерации гражданами КР ведет их к привлечению уголовной или административной ответственности на территории страны пребывания. По данным Международной организации по миграции в 2006 г. за различные правонарушения к лишению свободы были приговорены 934 кыргызских гражданина. Часть из них отбывали свое наказание лишь по незнанию законов. Поэтому, необходимо разработать единую программу либо небольшой курс для учащихся средних школ и профтехучилищ с целью разъяснительной работы. Этот курс должен дать молодежи знания о том, какие права и обязанности должны быть у тех, кто попадает в другую страну. Проблема культурной интеграции кыргызстанцев также имеет место в России. По мнению ряда политиков, в Россию необходимо привлекать только культурно близких русскоязычных жителей ближнего зарубежья. Дело в том, что, например, украинцы и белорусы легко интегрируются в общество и по общественному мнению россиян не считаются мигрантами. Обеспокоенность у многих граждан Российской Федерации вызывает то, что многие молодые выходцы из Центральной Азии русского языка не знают, так как не обучались в советской школе, поэтому они не смогут интегрироваться в российское общество. О насилии кыргызов со стороны российских правоохранительных органов нередко можно прочитать в сводке новостей Кыргызстана. Официальные власти вынуждены констатировать, что кыргызы, находящиеся в российских городах в качестве трудовых мигрантов, подвергаются насилию со стороны местных правоохранительных органов и криминальных группировок. Нередки случаи насильственной смерти кыргызских граждан во время пребывания в России. По мнению многих политиков, это обострилось с началом войны в Чечне. Более сотни тысяч русских милиционеров и солдат, прошедших чеченскую бойню и озлобленных плохим социальным положением в стране, причины всех бед видят в нашествии иностранцев, в том числе бывших соотечественников с Кавказа и из Центральной Азии. Проблема насилия со стороны скинхэдов пугает практически каждого эмигранта из Кыргызстана. По данным Министерства иностранных дел Кыргызстана, уже существует факт наличия устных жалоб от кыргызов, пострадавших в результате нападений скинхэдов . Несмотря на обещания российских властей принять меры по предотвращению насилия со стороны скинхедов, пребывающие на территории России, продолжают опасаться за свою жизнь и здоровье. Как видно существует ряд проблем, которые необходимо решать, чтоб улучшить положение граждан КР за рубежом. Что же может сделать Кыргызстан для улучшения положения своих граждан в России? Для того чтобы решить проблемы Кыргызской трудовой миграции в России надо предпринять следующие меры: 1. Основать организацию статистического анализа. Структура должна собирать данные о масштабах, потоках и другие важные сведения о миграции, а также всякого рода социальные характеристики - возрастные, образовательные и т.д. Конечно, Национальный статистический комитет Кыргызской Республики отчасти выполняет эти функции, но было бы эффективным создать отдельную структуру, которая занималась бы выявлением современной реальной миграционной ситуации, актуальными проблемами миграции и выработкой адекватных управленческих решений. 2. Повысить уровень знаний о правах и обязанностях лиц, выезжающих за пределы Кыргызской Республики. Это могут быть различного рода памятки для населения, телефон горячей линии, либо бесплатные консультации для людей, желающих выехать с целью трудовой миграции. Также можно выпустить брошюры, в которых будут указаны сведения о том, какими правами обладает мигрант и что обязан делать, чтобы не нарушать законы страны пребывания, справочные материалы с выдержками из законов, адреса и телефоны посольств, консульских учреждений Кыргызстана в разных городах России. Говорить о том, что процесс трудовой миграции сократится в ближайшее время, не приходится. Он будет продолжаться, потому что есть много факторов, способствующих этому: низкий уровень социально-экономического развития; высокий уровень безработицы и распространение бедности; отсутствие адекватного миграционного контроля; отсутствие надлежащей информационно-аналитической и научно-исследовательской базы. При отсутствии умелого управления миграционными потоками такие процессы могут обрести качество дестабилизирующего фактора. Для предупреждения негативного сценария необходимо совместными усилиями на государственном уровне создать нормативно-правовое миграционное пространство, учитывающие гражданские права и обязанности субъектов миграции и интересы отправляющих и принимающих государств. Конечно, работа в указанном направлении требует значительных материальных затрат. Однако чтобы избежать непредвиденных последствий миграции, необходима разработка новых подходов, в наибольшей степени соответствующих государственным интересам, потребностям общества и международным договорно-правовым отношениям. © kginfo.ru

Поделиться: