Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Кража невест - традиция или преступление?

10.09.2009

Автор:

Теги:

 

 
- Адылжан, скажите, что побудило вас заняться проблемой краж невест?

- В нашем городе Кербен работает Педагогический факультет Джалал-Абадского государственного университета. В этом заведении обучаются преимущественно девушки из Аксыйского, Ала-Букинского, Чаткальского районов и города Ташкумыр. Это место местные жители называют "кыздар базары", то есть, "рынок девушек".

Однажды я обратил внимание, что студентки, приехавшие с целью получения образования, становятся жертвами нежданных "женихов". Этим "женихам" не важно, как живет девушка, что она и ее родители планируют в жизни. Девушку просто воруют и частенько "жених" знакомится с "невестой" только в первую брачную ночь. Потом, зачастую, следует скорый развод. Парень ищет новую жертву, а жизнь девушки - разбита. Вот мы и занялись специальным проектом, чтобы привлечь внимание общественности и выработать пути решения этой, особо актуальной для нашей местности, проблемы.

- И каковы масштабы проблемы?

- Волонтеры нашего Общественного объединения "БИНГО" решили понаблюдать, сколько девушек украдут в нашем маленьком городе за неделю. Оказалось, что в городе с населением 25 тысяч человек за шесть дней "украли" 7 девушек! Более того, один и тот же парень украл трех девушек в один день, двое из них ушли от него, одна осталась, но впоследствии она также развелась! В других случаях жертвами похитителей оказались несовершеннолетние, которые впоследствии тоже развелись со своими "мужьями". Если учесть, что это цифры только по маленькому городу, то, сколько таких переломанных судеб в целом по Аксыйскому району с населением около ста тысяч человек? А сколько несчастных девушек ежедневно "воруют" по области, республике? В ходе мониторинга за ситуацией, мы сделали однозначный вывод, что подавляющее большинство семей, созданных путем "воровства невесты" впоследствии разрушаются.

- Бедные девушки:

- И не говорите. Мы попытались выяснить ситуацию, в которой оказываются украденные девушки в первую брачную ночь. Украденных девушек принуждают к половому сношению, фактически, насилуют, что довольно негативно влияет на их здоровье как физически (потеря крови, травмы), так и психически. Девушки впадают в депрессию, у них начинает формироваться боязнь половых отношений вообще. Знакомые врачи в порядке анонимности рассказывали мне, что в больницу частенько в тяжелом состоянии попадают девушки - жертвы кражи прямо из спальни после первой "брачной ночи". Однажды мы столкнулись с фактом, когда парни увлекшиеся кражей девушки, совершили наезд на нее на автомобиле!

О социальных последствиях этого явления, как появление детей полусирот в случае развода, внутрисемейных драмах из-за непонимания родителей, последующего ухода несчастных девушек в сферу коммерческого секса и говорить не хочется - тяжело все это. Были даже случаи, когда воровали замужних женщин, семьи которых впоследствии разрушались.

- Но ведь многие при этом продолжают ссылаться на национальные обычаи?!

- Чтобы прояснить лично для себя это вопрос, я встречался с историком Сапарбеком Наркеевым. Он сказал, что у кыргызов есть добрая неотмененная традиция "куда тушуу" - сватовство! А так называемая "кража девушек" появилась только во времена баев и манапов, которые насильно отбирали понравившихся им красивых девушек у родителей, несмотря ни на что. В таких случаях, парень, который любил девушку и боялся, что ее украдут, по договоренности с возлюбленной - сбегал с ней подальше от опасного места. Так что, ничего общего с традицией народа это явление не имеет.

Есть также мнение, что в далеком прошлом, когда кыргызы жили племенами, парням запрещали жениться на девушках из своего племени, чтобы избежать кровосмешения. Тогда женихам приходилось воровать девушек из других племен. Как бы ни было, многие согласны с тем, что эта "традиция" - прямое ущемление прав девушек.

- Что же в таких случаях мешает нашим девушкам бороться за свои права?

- Причин много. Если не считать, что девушку насильно лишают девственности, а с этим уже выходить замуж почти невозможно, существует ряд "обрядов", используемые для принуждения девушек к браку. Женщины со стороны жениха (они же свидетели первой "брачной ночи") говорят девушке, что если она уйдет, то она очернит себя и свою семью.

Есть и другие способы давления на бедную девушку. Например, когда на порог дома положат лепешку и говорят: "Нандан аттаба", то есть, "не переступай через хлеб". Считается, что если ты переступишь через лепешку, будешь проклята и станешь несчастной до конца жизни. Или же у порога может лечь старуха и повторять слова о проклятье. Часто беззащитные девушки не выдерживают такую психологическую нагрузку. И, наконец, "ачуу басты" - что в дословном переводе означает "подавление гнева". Приезжают к "жениху" мать или близкие родственники девушки, которым родители жениха дарят подарки - деньги или какие-нибудь вещи. И они сами уговаривают девушек остаться в нежеланном доме. В Кербене был случай, когда совершенно незнакомый парень украл студентку первого курса, и у которой был парень. Мать девушки, несмотря на сильное сопротивление девушки, оставила ее в незнакомой семье, получив злополучные 5000 сомов (около $120. - прим. ред.). Через три месяца девушка развелась. Так что и бедность н!
аселения стоит не на последнем месте...

Во многих случаях для родителей возращение украденной дочери домой - стыд и срам. В силу этих стереотипов родители сами принуждают собственных дочерей к браку, боясь сквернословия, осуждения односельчан. И в данном случае, молитва, которую прочитает мулла, для них важнее, чем официальный штамп в паспорте о государственной регистрации брака.

- Адылжан, а что говорят наши законы в защиту молодых девушек?

- Во-первых, необходимо упомянуть Международную конвенцию ООН "О согласии на вступление в брак, брачном возрасте и регистрации брака", принятую еще в 1962 году, которую ратифицировал Кыргызстан. Первая статья этой Конвенции говорит, что в странах-участницах данной Конвенции "не допускается принудительный брак", что "брак не должен осуществляться без обоюдного согласия сторон". Во Всеобщей декларации прав человека (статья 16 пункт 2) говорится: "Брак может быть заключен только при свободном и полном согласии обеих вступающих в брак сторон".

О необходимости обоюдного согласия на вступление в брак говорится и в Семейном Кодексе Кыргызской Республики. В 155-статье Уголовного Кодекса четко написано, что "принуждение женщины к вступлению в брак или продолжению брачного сожительства либо похищение для вступления в брак вопреки ее воле, а равно воспрепятствование женщине вступлению в брак, считается уголовно-наказуемым деянием". По этой статье предусматривается возбуждение уголовного дела и наказание в виде штрафа в размере от 100 до 200 минимальных заработных плат или лишение свободы сроком до трех лет. На мой взгляд, это - довольно мягкое наказание. По этой статье, к тому же, можно легко "попасть" под амнистию и быть помилованным.

Правда, в Уголовном кодексе также предусмотрена статья 154 - "Принуждение к вступлению в фактические брачные отношения с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста", за это грозит наказание до 5 лет лишения свободы. За "похищение лица, не достигшего шестнадцатилетнего возраста для вступления в фактические брачные отношения" можно "сесть" на срок от трех до семи лет.

Но количество лиц, привлеченных к уголовной ответственности за кражу невест, практически равно нулю. В обществе эта практика процветает, а правоохранительные органы бездействуют. Они даже не проводят элементарную профилактическую и разъяснительную работу среди населения.

- Спасибо за беседу, желаем успехов в вашем нелегком труде.

Беседу вел: Илья Лукашов
Оазис

Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение