Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Армения в геополитической игре

10.09.2009

Автор:

Теги:

 Константин Емельянов

В течение всего лета не утихала дискуссия о том, какой выдастся предстоящая политическая осень Армении. Оппозиция прогнозировала «полическую жару», власти же уверяли, что ничего особенного не будет, будет даже «стабильнее обычного». 

Ситуация «взорвалась» в последний вечер лета. 31-го августа, около 23 часов по местному времени, электронные СМИ распространили сенсационный пресс-релиз Федерального департамента внешних дел Швейцарии и Министерств иностранных дел Армении и Турции о том, что Республика Армения и Турецкая Республика согласились начать внутриполитические консультации вокруг двух протоколов, предварительно подписанных в ходе осуществляемых при посредничестве Швейцарии переговоров – «Протокол об установлении между двумя странами дипломатических отношений» и «Протокол о развитии двусторонних отношений»…

«Упомянутые Протоколы определяют рамки урегулирования в разумные сроки двусторонних отношений. Внутриполитические консультации завершатся в течение шести недель, после чего оба Протокола будут подписаны и представлены на ратификацию парламентам стран. Обе стороны, в соответствии со своими конституционными и законодательными процедурами, предпримут максимальные усилия для их скорейшей ратификации. Урегулирование двусторонних отношений будет способствовать установлению мира и стабильности в регионе. Республика Армения и Турецкая Республика, при поддержке Швейцарии, обязуются продолжить совместные усилия», говорилось в сообщении.

Заявление вызвало бурю эмоций – от восторженных до самых пессимистичных. Страсти, вспыхнувшие в апреле в связи с опубликованной тогда армяно-турецкой «дорожной картой», и более или менее утихшие за лето, вспыхнули с новой силой. Так, в ходе своего митинга 2-го сентября, объявившая себя оппозиционной партия Дашнакцутюн заявила, что переговорный процесс с Турцией «даже на своей незавершенной стадии успел нанести огромный урон национальным интересам Армении и ее международному авторитету». 

Определенную обеспокоенность вызвали некоторые положения парафированных документов, которые, по мнению ряда политических сил, ущемляют интересы Армении. В частности, считают они, положение о взаимном признании границ равносильно признанию Арменией Карского договора 1921 года, в соответствии с которым Турции отошли армянские губернии Карс, Ардаган и Сурмалу. Некую метафизичность процессу придает и совпадение дат: указанный в пресс-релизе МИД трех стран 6-недельный срок завершается 13 октября – в день подписания Карского договора.

Однако главную обеспокоенность вызывают два обстоятельства: пункт одного из парафированных протоколов о создании совместной «подкомиссии историков», призванной изучить армяно-турецкие «исторические разногласия», а проще – вопрос Геноцида, и то, что документы «будут представлены на ратификацию парламентам стран». 

В первом случае, Армения, фактически, признает оспоримость факта Геноцида, что неприемлемо, по мнению абсолютно всех политических сил – как оппозиционных, так и властных. Разница заключается лишь в том, что оппозиционные (и не только!) партии указывают на недопустимость создания такой комиссии, а режим Сержа Саргсяна, оправдывает создание такой комиссии тем, что она якобы не будет исследовать вопрос Геноцида. При этом ответы властей более чем невнятны и неубедительны. Так, по словам министра ИД Эдварда Налбандяна подкомиссия историков «будет заниматься восстановлением доверия между двумя народами, на основе исторического диалога», а руководитель парламентской фракции правящей Республиканской партии Галуст Саакян не нашел ничего лучше, чем заявить, что комиссия историков будет заниматься вопросами… восстановления церквей, памятников, топонимов.

Оппозиционный Армянский Национальный Конгресс (АНК) уже заявил, что положение о создании межправительственной подкомиссии армянских и турецких историков ставит под сомнение сам факт Геноцида, и потому неприемлемо, а условие ратификации парламентами двух стран указанных документов позволяет Сержу Саргсяну разделить ответственность за создание вышеуказанной подкомиссии с парламентом страны. 

Бывший министр иностранных дел Армении, представитель АНК Александр Арзуманян, в свою очередь, заявил, что определенные утечки по этому вопросу уже имели место после подписания «дорожной карты» 22 апреля. «Турция почти десятилетие предлагает властям Армении создать комиссию из историков для обсуждения вопросов, связанных с Геноцидом. Это неприемлемо. В Армении нет ни одного человека, который ставил бы под сомнение исторический факт Геноцида, и идея создания подобной комиссии изначально должна была быть отвергнута», - сказал Арзуманян. 

Такое же мнение выразил и депутат фракции оппозиционной партии «Наследие», политолог Степан Сафарян. По его словам, парафирование Протоколов об установлении дипломатических отношений между Арменией и Турцией и развитии двусторонних отношений является результатом близорукости внешней политики Еревана, попавшей в капкан опытной Анкары. «Подписание подобного документа провалит процесс международного признания Геноцида», - заявил Сафарян. В связи с этим, «Наследие» выступило с рядом инициатив, важнейшими из которых являются требование о проведении в шестинедельный срок общенационального референдума по вопросу парафированных документов, и вопрос доверия президенту, ответственного за внешнеполитический курс страны. 

Что касается вопроса ратификации документов, то следует отметить, что в мировой дипломатии ратификация намерений об установлении дипотношений не практикуется. Это же подтвердил и Александр Арзуманян. «В международной практике нет подобной традиции. Протокол об установлении дипломатических отношений не нуждается в ратификации парламента, - констатировал экс-министр ИД Армении. - У Армении есть дипотношения со 140 странами, с каждой из которых подписаны договоры, и ни один не был ратифицирован парламентом». 

Почему же Турция (а по различным сведениям именно она настояла на этом) поставила вопрос о ратификации? Ответ становится ясным, если проследить за заявлениями высокопоставленных лиц Турции. В частности, министр иностранных дел Ахмет Давудоглу сделал после парафировании документов ряд примечательных заявлений. На следующий же день Давудоглу в интервью телекомпании NTV заявил, что «что Анкара на каждом этапе процесса нормализации отношений с Арменией будет учитывать интересы Азербайджана». Далее, по сообщению турецкой «Huriyet», у него состоялся телефонный разговор с главой МИД Азербайджана Эльмаром Мамедъяровым, и Давудоглу заверил Мамедъярова в том, что Турция никогда не сделает шагов, которые пойдут во вред Азербайджану. 

Таким образом, очевидно, что условие ратификации документов каким-то образом связано с армяно-азербайджанским конфликтом. Вероятнее всего, после того, как президенты Армении и Турции подпишут протоколы и передадут их на ратификацию парламентам, турецкий парламент откажется его ратифицировать до того момента, когда Армения, согласно Мадридским принципам урегулирования карабахского конфликта, начнет вывод войск из 7-ми районов Азербайджана, являющими собой пояс безопасности НКР. В свою очередь, правительство Турции заявит, что первый шаг – подписание протоколов – турецкой стороной сделан, что повлиять на парламент оно не может, и теперь слово за Арменией: как только Армения сделает шаг в направлении урегулирования карабахского конфликта, документы будут ратифицированы и армяно-турецкая граница откроется. 

«Одновременно с улучшением отношений (с Арменией, - ред.), и для того, чтобы они привели к постоянному миру мы ожидаем, что урегулирование противостояния между Арменией и Азербайджаном, при посреднических усилиях международного сообщества, будет протекать на шаг вперед», - «раскрыл карты» Давудоглу на пресс-конференции в Кипре. И еще одно его заявление. Как передает Интерфакс, 1-го сентября министр заявил: «Если все пойдет по плану, если будут предприняты совместные шаги, границы могут быть открыты до наступления Нового года». Двусмысленное «если будут предприняты совместные шаги», подразумевающее, конечно же, не неминуемую ратификацию документов армянским парламентом, подсказывает, что Турция ждет от Армении шагов в вопросе Карабаха, а ожидание «Нового года» – что к этому времени между Арменией и Азербайджаном будет уже, как минимум, подписано рамочное соглашение по базовым Мадридским принципам. 

Связь урегулирования армяно-турецких отношений с процессом урегулирования карабахского конфликта, обусловленность первых последним, не хотят видеть лишь власти Армении. Вернее, конечно же, они об этом знают, однако упорно ее опровергают, ссылаясь на то, что формально Карабах в протоколах не упоминается. Точь-в-точь, как вызванный к доске нерадивый ученик утверждает, что «это нам не задавали». 

Так, по словам Сержа Саргсяна, «Протоколы об установлении армяно-турецких дипломатических отношений и развитии двусторонних отношений отображают всю суть достигнутых до сих пор договоренностей, которые, как и подчеркивалось ранее, не содержат каких-либо предусловий по карабахскому вопросу и фиксируют, что существующие между Арменией и Турцией исторические вопросы должны регулироваться не на уровне научной комиссии, а на уровне подкомиссии межправительственной комиссии». 

«Переговоры между Арменией и Турцией не имеют какого-либо отношения к процессу урегулирования карабахского конфликта, и эту позицию разделяет также международное сообщество», - заявил агентству NEWS.am и.о. пресс-секретаря Министерства иностранных дел Армении Тигран Балаян. Еще дальше зашел Галуст Саакян, назвав тех, кто обеспокоен протекающими процессами, людьми «с дефицитом мышления и образования». «Никакого подтекста нет. Все процессы протекают в русле армянских интересов», - заявил Саакян. На напоминание же о том, что даже после публикации протоколов Турция заявляет об открытии границы лишь после решения вопроса НК, Саакян произнес «гениальную» фразу: «Турция может выдвигать предусловия. Мы имеем то, что имеем». Вот так вот. Нет, нет, и еще раз – нет. Ни логических обоснований, ни разъяснений – одно только нет. 

Поведение властей показывает, что мы имеем дело не с ошибками, а с совершенно осознанной политикой. Со всей очевидностью, на кон поставлены национальные интересы страны. Если даже проблему Геноцида и Карского договора попытаться отнести в разряд «виртуальных», то остается чрезвычайно серьезный и реальный вопрос будущего Карабаха. Ведь совершенно очевидно, что осуществление уже первого пункта Мадридских принципов – вывода войск из подконтрольных Карабаху районов пояса безопасности – неизбежно приведет к исходу из Нагорного Карабаха армян. О каком, в таком случае, референдуме можно говорить?.. Ради чего же все это делается? Ради одной только открытой границы с Турцией? Открытая граница, конечно, хорошо, но ведь не такой ценой!.. И это прекрасно понимают и Серж Саргсян, и все его окружение, и будь их воля, вряд ли бы они на это пошли. Международной общественности, которая продавливает весь этот процесс, конечно же, можно было бы противостоять, если бы не узурпация Сержем Саргсяном власти, не нелегитимность правящего режима. В частности, политолог Степан Сафарян, отвечая на вопрос журналистов, не является ли подписание протоколов результатом давления международного сообщества, сказал: «Не могу сказать конкретно, но однозначно, что при разговоре с госсекретарем США Хилари Клинтон голос президента Сержа Саргсяна сильно дрожит». 

Между тем на днях был обнародован аналитический доклад руководителя Армянского Национального Клуба Миабанутюн г. Москвы Смбата Караханяна. В частности, в нем говорится: «Власти страны методично уничтожают всякие проявление политической борьбы, да и самой политики в том числе. Внутри страны практически все отдано на откуп альянсу чиновников и криминально-олигархическим структурам. Сами власти не особо вмешиваются в их внутренние дела, а взамен этого эти структуры должны обеспечивать нужные формальные результаты при любых голосованиях, а также исправно платить назначенную дань. При этом основными группировками либо владеют, либо жестко контролируют члены и родственники высшего руководства страны. Уже давно не секрет, что единственным инструментом против ведущего политическую борьбу оппозиционного движения Армянского национального конгресса (АНК), для властей стали силовые структуры и полицейские спецсредства. На этом поприще плечом к плечу трудятся правоохранители, силовики и криминал. В руководстве страны считают, что нашли ту самую спасательную для себя схему, которая безотказно может противостоять политической и всякой воли народа. Конечно, для властей не важно, что страна медленно, но верно превратилась в одну из черных дыр и зону для проведения серых и крайне сомнительных финансовых и транзитных операций. Цель - любой ценой сохранить власть».

В сложившийся ситуации любая международная группировка при более менее грамотном подходе и выделении необходимых сумм на подкуп может безоблачно проводить свои операции. Любой представитель правоохранительных органов, от руководителя ведомства до среднего служащего, который попытается выразить свое несогласие или воспрепятствовать этим действиям, быстро попадает в опал или практически изолируется, лишается голоса в принятии решений или проведения каких-либо правовых действий. Однако вся эта конструкция могла хоть как-то устоять только при наличии сильной и консолидированной внешней поддержки. 

Однако сложившаяся ситуация в Армении, а следом и просыпающиеся НКР уже начала угрожать планам внешних сил. К тому же в руководстве влиятельных держав в регионе не хотят ассоциироваться с дискредитировавшими себя деятелями. Заметим, что все более активно проводятся консультации и уточнение позиций по ряду вопросов с ведущей политической силой Армении, АНК. Интересен тот факт, что власти Армении даже сейчас не собираются раскрывать окончательные договоренности и ключевые условия соглашения с Турцией. То есть взятый на воружение принцип поставить армянский народ и общественность Армении перед фактом продолжает действовать. Дело доходит до того, что адепты армянских властей пытаются пустить в оборот идею, о том, что можно торговаться с Турцией и поменять отказ от требовании признание Геноцида армян в Османской Турции на Карабах. Идея, конечно, вполне присущая и достойная идеологам нынешнего руководства Армении, но надо было ожидать, что в поисках оправдания своего фиаско и двойной игры (во внутренней и внешней политике) они неминуемо придут к абсурду. 

Попытки убедить армянскую общественность в том, что Турция отказывается от своих планов и поддержки Азербайджана в Нагорно-карабахском переговорном процессе, тем более, оставить свои попытки отказаться Армении от политики признания геноцида армян 1915 года по меншей мере наивны. Более того, турецкой стороне удалось добиться того, что согласно подписанным протоколам, армянская сторона должна гарантировать целостность третьей стороны и незыблимость границ, в данном контексте, Азербайджана.

Примечательно, что в рассуждениях о протоколах и соглашениях («Протокол о налаживании дипломатических отношений между двумя странами» и «Протокол о развитии двусторонних отношений») умалчивается другой документ - «О урегулировании Нагорно-карабахского конфликта», который согласовывался теми же участниками. Для турецкой стороны это несомненно исторический шанс для решения своих задач. Опрометчиво пологать, что руководство Турции просто так упустит его, если даже понадобятся, в том числе и земельные участки с виллами на Средиземноморском побережье для отдельно отличившихся персон, участников процесса от армянской стороны. 

Караханян заметил, что мы также стали свидетелем класической схемы внешнего ручного управления, когда протоколы с Турцией армянское руководство опубликовало буквально после неожиданного звонка госсекретарья США Хилари Клинтона Сержу Саргсяну. Госдеп США не скрывает, что процесс проходит под его контролем, а также приветствует шаги, предпринимаемые Турцией и Арменией, направленные на урегулирование отношений, призвав ускорить их. "США по-прежнему готовы тесно сотрудничать с правительствами двух стран в разрешении конфликта", - говорится в заявлении официального представителя госдепартамента. Также заметим, что к этим вопросам связан вояж в Грузию и в Турцию посла США в Армении Мари Йованович.

Говоря о Нагорно-карабахском переговорном процессе Караханян отметил, что практически все важнейшие вопросы остаются засекреченными, и тем самым блокируется любой публичный, серьезный политический анализ на основании правовых документов. Если же реально посмотреть на то, что происходит сегодня, то де факто можно фиксировать: 

- Секретные переговоры и соглашения армянского руководства с Турцией, которые однозначно связывают открытие границы с Арменией, а также установление дипломатических отношений с урегулированием Нагорно-карабахской проблемы.

- Соглашения и заявления участников переговорного процесса, с согласием представителей Республики Армения, о том, что 7 районов, в том числе и районы, входящие в состав НКР, возвращаются Азербайджану, НКР практически полностью разоружается (кроме подконтрольных международным наблюдателям полицейских).

- Нынешний статус НКР практически аннулируется. Отводится то ли 5 лет, то ли неопределенное время для «правового» решения своего статуса. За это время карабахцам предлагается жить в некой системе, напоминающей международный протекторат. 

Кстати, заметим, что в состав международных наблюдателей предлагается ввести представителей стран НАТО и стран «санитарного кордона» вокруг России: Польши, Финляндии, Румынии, Чехословакии, Венгрии.

Что станет с Нагорным Карабахом за это время, и опять, не начнутся ли кровопролитные вооруженные столкновения, большой вопрос. Караханян подчеркивает, что во всех этих соглашениях, протоколах и заявлениях с большим пафосом почему-то участвует руководство Республики Армения. Если вспомнить, как это руководство год назад пришло к власти, то многие вопросы могут сами по себе отпасть. Для ясности из наиболее характерных эпизодов можно напомнить только то, что до сих пор власти не могут найти убийц 10 человек во время поствыборных манифестациях. Но зато, по некоторым данным, отдельные транши, получаемые от международных организаций, как раз предназначены не только для вывода сил самообороны, вооружений, но и при необходимости для переселения армянского населения.

К проявлению предпринимательской жилки властей можно отнести и то обстоятельство, что предметом «фьючерских» сделок на весну 2009г. могут оказаться не только г.Шуши, но и несколько поселений Мардакертского, Мартунийского и Аскеранского районов, считает Караханян. Более того, сегодня Северо-атлантическому алянсу нужна еще и большая сухопутно-морская дорога, которая в дальнейшем может в обход России связать Европу, через среднеазиатские республики с Пакистаном и Индией. При этом, ключевой игрок в этой програмее, Турция получит прямые транспортные коммуникации с Азербайджаном. Глава МИД Турции Ахмет Давудоглу уже заявил, что сейчас Европа и Турция работают над реализацией проекта века «Дороги мира». Дорога соединит Азербайджан и Армению с Европой. По словам министра, эта дорога пройдет через Лачинский коридор, Армению, Нахичеван, далее в Турцию и Европу. Таким образом, это станет первым глобальным проектом между Азербайджаном, Арменией и Турцией, сказал министр. По его словам, цель Турции - полностью изменить геополитическую и геоэкономическую ситуацию в регионе Кавказа, передает газета «Sabah».

Одним из путей решения проблем в Закавказье, западные политические цетры видят некое объединение трех стран в конфедерацию в роли младшего брата Турции и слияние этой единицы в некую евроинтеграционную программу. Например, в более модернизированную программу Восточного партнерства. Не случайно, что в последнее время на страницах крупных западных изданий появляются обсуждения идеи Закавказской конфедерации. По этим вопросам проходят ряд конфеденциальных консультаций, утверждает Караханян. Напомним, что серьезный тон этой идее был придан на страницах популярного британского издания «The independent». После чего последовало заявление в СМИ посла Соединенного королевства Великобритании и Северной Ирландии в Армении, Чарльза Лонсдейла: «Мы также хотим помочь Армении вовлечься в европейские структуры, в частности, в Евросоюз и НАТО. Полагаем, это положительно скажется на долгосрочном развитии Армении — в экономическом, социальном и политическом плане. Это стимулирует процесс реформирования в ряде областей, включая оборону».

Караханян указывает на то, что все эти шаги направленны на последовательное уменьшение политического влияния России в регионе. Под шумок проводится более гибкая политика замены России Турцией с использованием действующих властей. Западные политические центры ( об этом свидетельствую и публикации, например в американской газете Time и т.д.)уже особо не скрывают, что в результате подобной многослойной комбинации Турция не только удовлетворит свои амбиции, но и станет политическим тяжеловесом в регионе. 

Основной интригой ближайшего времени является то, удастся ли западу с помощью турецкого лобби и их младших компанионов- армянских властей, переломить сопротивления народа и довести свои планы в Армении до конца. 

Вместе с тем, обратим внимание на странную позицию МИД Армении в вопросе увязки карабахского урегулирования с процессом нормализации армяно-турецких отношений. Министр иностранных дел Армении Эдвард Налбандян, 2 сентября заявил: «Мы не связываем эти два вопроса, сопредседатели также. Если это делает Турция, то это не имеет никакого значения». Возникает вопрос, а с кем Армения готовится подписать протоколы? Не с Турцией? Тогда как можно утверждать, что мнение партнера по переговорам не имеет никакого значения? И это при том, что МИД Турции официально готовит встречи премьер-министра Реджепа Эрдогана с руководством США, Франции и России, в повестку дня которых входит вопрос Карабахского урегулирования. Намеченные встречи Эрдогана могут состояться в рамках саммита Большой Восьмерки в Пицбурге в конце сентября. Вопрос Карабахского урегулирования Эрдоган намерен поднять в Генеральной Ассамблеи ООН в сентябре.

Совершенно очевидно, что этот губительный для Армении процесс зашел слишком далеко, и предотвратить его может лишь отставка президента и назначение новых президентских выборов. На все остальное не остается ни времени, ни возможностей. Еще 5 недель, и процесс станет необратим. Скорее всего, именно об этом будет говорить на митинге Армянского Национального Конгресса 18-го сентября первый президент Армении Левон Тер-Петросян. 

источник: Politcom.ru

Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение