Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Касым-Жомарт Токаев: феномен дипломата в большой политике

09.09.2009

Автор:

Теги:

Талгат Адилов. Киты казахстанской политики. Ч.2

 

 

В иерархии государственных должностей Республики Казахстан председатель Сената Парламента официально занимает второе после главы государства место. Хотя бы потому, что именно к нему в случае смерти, а также досрочного освобождения или отрешения от должности (что, впрочем, маловероятно по отношению к Первому президенту РК Нурсултану Назарбаеву) президента республики переходят полномочия последнего.

Однако действующий спикер верхней палаты казахстанского парламента Касым-Жомарт Токаев на роль второго лица государства никак не тянет. Во-первых, у него нет никаких механизмов влияния на ситуацию в стране и особенно на расклад сил внутри властвующей элиты. Во-вторых, будучи назначенным на свою нынешнюю должность главой государства, Токаев в любой момент может быть им же и смещен. В-третьих, в силу характера его трудно заподозрить в проявлении каких-либо серьезных политических амбиций. Токаев был и остается типичным персональным выдвиженцем главы государства, которому он абсолютно предан и лоялен.

Касым-Жомарту Токаеву нельзя отказать в высоком уровне профессионализма на дипломатическом поприще. Однако в вопросах внутренней политики Казахстана он рискует выглядеть малокомпетентным. Во всяком случае, его нельзя причислить к тем представителям властвующей элиты республики, которые, находясь «под крылом» главы государства, в состоянии вести собственные политические игры. Кроме того, спикер Сената не имеет своей команды, за исключением разве что обслуживающего персонала, а главное - не пользуется поддержкой среди ведущих групп влияния.

Не исключено, что именно такие качества Токаева способствовали его карьерному росту, когда в январе 2007 года с должности государственного секретаря - министра иностранных дел РК он перешел на позицию главы сената. В данном случае имеется в виду то, что президент меньше всего может опасаться от своего выдвиженца искушения стать реальным преемником своего «патрона» и тем более способствовать ускорению этого процесса.

Наблюдая за действиями Касым-Жомарта Токаева в качестве спикера Сената, складывается впечатление, что всю свою энергию, опыт и потенциал своей прежней дипломатической работы он перенес в русло парламентской деятельности. Его можно больше увидеть на каких-либо международных форумах или в беседе с официальными представителями других государств, нежели в контексте повседневных будней законодательной работы возглавляемого им органа.

Так, например, участвуя в осенней сессии Парламентской Ассамблеи ОБСЕ, прошедшей 23 сентября 2008 года в Торонто (Канада), Токаев заявил о том, что Казахстан готов предоставить свои услуги в качестве моста между сторонами грузино-югоосетинского конфликта. А во время прошедшего 7 апреля этого года в Стамбуле (Турция) форума Альянса цивилизаций он передал приглашение президенту США Бараку Обаме посетить Казахстан с официальным визитом.

Вполне вероятно, что с подачи главы государства Токаев реализует дипломатию, альтернативную той, которой призван заниматься некогда возглавляемый им МИД. Причем делает это если не со стопроцентным успехом, то уж точно без стопроцентного провала. А его внешнеполитическая активность вполне отвечает бессмертному принципу «Разделяй и властвуй», который негласно лежит в основе официального политического курса, а точнее способов и механизмов его реализации.

Очевидно, что самого человека, формально занимающего позицию № 2 на властном Олимпе Казахстана, такое положение дел вполне устраивает. Бесцветное пребывание Токаева на посту премьер-министра в 1999-2002 гг., завершение которого началось с его знаменитого демарша против созданного в ноябре 2001 года оппозиционного движения «Демократический выбор Казахстана» (ДВК) и его «отцов-основателей», похоже, надолго отвратило его от участия в делах внутриполитического характера.

Возможно, что Касым-Жомарт Токаев, опираясь на свой дипломатический опыт и аппаратное чутье, рассчитывал вернуться на прежнюю должность, чтобы вступить в 2010 году на пост председателя ОБСЕ. Тем более, что и он приложил определенные усилия для того, чтобы Казахстан был удостоен такой чести. Однако президент решил данный вопрос не в пользу Токаева, сохранив, тем не менее, его как дополнительный канал реализации своих интересов в русле внешнеполитических связей. Другой вопрос, надолго ли?

 


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение